Письмо Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам
от 2, 4 июня 1992 г. NN 4-5-20, ИЛ-6-04/176, 5-1/693
"Официальные материалы по местным налогам и сборам"
(в редакции от 1 июня 1993 г.)
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определена компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах в соответствии с этим Законом и другими законодательными актами.
В настоящее время в национально-государственных и административно-территориальных образованиях приняты решения о введении отдельных видов местных налогов и сборов, предусмотренных статьей 21 указанного Закона.
О местных налогах и сборах см. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ
Анализ имеющихся материалов показывает, что при этом не всегда соблюдается установленный законодательством порядок введения местных налогов и сборов. Принятые решения зачастую не содержат должного отражения или четкой регламентации вопросов порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, распределения средств от налогов и сборов между бюджетами разного уровня, прав, обязанностей и ответственности плательщиков, предоставляемых им льгот. Не всегда определяются органы, осуществляющие прием налогов и сборов. Иногда решения по этим вопросам не соответствуют действующему законодательству.
Указанные недостатки в реализации налогового законодательства не способствуют обеспечению единства налоговой системы Российского государства и укреплению финансовой основы деятельности местных органов государственной власти и государственного управления, затрудняют исполнение принимаемых решений по вопросам налогообложения и чреваты возникновением конфликтов в отношениях по поводу уплаты местных налогов и сборов.
В целях обеспечения единых подходов при введении местных налогов и сборов, четкой реализации налогового законодательства и соответствующих решений, принимаемых на местах, Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации рекомендуют при подготовке решений о введении местных налогов и сборов руководствоваться следующими положениями.
1. Проект решения местного Совета народных депутатов о введении на соответствующей территории местных налогов и сборов подготавливает финансовое управление (отдел) совместно с Государственной налоговой инспекцией.
При этом следует учитывать, что решения, принятые с нарушением компетенции, определенной законодательством, не имеют юридической силы и могут быть в установленном порядке признаны недействительными.
В статье 21 Закона об основах налоговой системы компетенция по установлению местных налогов и сборов определена следующим образом:
- налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (подпункты "а", "б", и "в" пункта 1), устанавливаются законодательными актами Российской Федерации;
- налоги и сборы, указанные в подпунктах "г", "д", "з" - "х" пункта 1, устанавливаются районными и городскими Советами народных депутатов;
- сбор за право торговли (подпункт "е" пункта 1) устанавливается в городах без районного деления - городскими, в районе в городе - районными Советами народных депутатов, а в районах - районными Советами народных депутатов или в поселках и сельских населенных пунктах - поселковыми и сельскими Советами народных депутатов;
- целевые сборы (подпункт "ж" пункта 1) устанавливаются в городах - городскими Советами народных депутатов, а в районах районными Советами народных депутатов или в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.
2. В принимаемых решениях о введении местных налогов и сборов должны быть четко определены:
- плательщики;
- объекты обложения;
- размеры ставок;
- порядок исчисления и сроки уплаты;
- источники уплаты налогов и сборов (для юридических лиц);
- льготы и порядок их предоставления;
- порядок зачисления уплачиваемых налогов и сборов в бюджеты разного уровня (желательно с указанием номера счета);
- порядок предоставления отчетности по налогам и сборам;
- права, обязанности и ответственность плательщиков;
- органы, осуществляющие прием налогов и сборов.
При этом следует иметь в виду следующее.
Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права соответствующих местных Советов.
За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом об основах налоговой системы в Российской Федерации.
Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов прилагаются.*
Председатель Комиссии |
А.П. Починок |
Заместитель Министра |
С.В. Горбачев |
Руководитель |
И.Н. Лазарев |
Приложение
Сбор с владельцев собак отменен с 1 января 2004 года
Положение
о сборе с владельцев собак
1. Общие положения
2. Плательщики сбора
3. Ставка сбора
4. Порядок исчисления и сроки
5. Ответственность плательщиков
1. Общие положения
1. Сбор с владельцев собак устанавливается на основании Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
2. Объектом обложения сбором является (фактическое содержание) владельцы собак в городе.
2. Плательщики сбора
Плательщиками сбора являются физические лица - владельцы собак (кроме служебных), проживающих в городах.
Основанием для освобождения от уплаты этого сбора владельца служебной собаки является документ, подтверждающий необходимость ее содержания и использование в служебных целях.
3. Ставка сбора
Ставки сбора устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере, не превышающем 1/7 размера минимальной месячной оплаты труда в год на момент исчисления налога.
4. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора с физических лиц
1. Граждане, имеющие собак, обязаны зарегистрировать их в органах коммунального хозяйства.
2. Регистрация собак, и взимание сбора с их владельцев возлагаются на органы коммунального хозяйства. Для этих целей указанные органы заводят отдельные лицевые счета, в которых отражаются адрес владельцев собак и отметка об уплате сбора.
3. Суммы платежей по сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти в районные бюджеты районов (в городах).
4. Районные и городские органы государственной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по сборам.
5. Владельцы собак (кроме служебных) уплачивают сбор в установленных размерах через отделения сбербанка один раз в год в сроки, установленные местными органами государственной власти.
В случае приобретения собаки после установленного срока уплаты сбора может быть пересчитана исходя из числа месяцев, оставшихся до конца года.
5. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов
1. В случае уклонения владельцев собак от уплаты указанного сбора привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в установленном Законом порядке.
2. Налоговые органы осуществляют контроль за своевременностью и полнотой уплаты плательщиками сбора с владельцев собак при проверке деятельности коммунальных служб.
Сбор за выдачу ордера на квартиру отменен с 1 января 2004 года
Положение
о сборе за выдачу ордера на квартиру
1. Общие положения
2. Плательщики сбора
3. Ставка сбора
4. Порядок исчисления и сроки уп-
5. Контроль налоговых органов
О сборе за выдачу ордера на квартиру см. также письмо Госналогслужбы РФ от 3 февраля 1993 г. N ВЗ-6-04/62
1. Общие положения
1. Сбор за выдачу ордера на квартиру устанавливается на основании Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
2. Объектом обложения сборов является право на заселение отдельной квартиры.
2. Плательщики сбора
3. Плательщиками сбора являются физические лица, получившие право на заселение отдельной квартиры.
3. Ставка сбора
4. Ставки сбора за выдачу ордера на отдельную квартиру устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере, не превышающем 3/4 установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда на день получения ордера в зависимости от общей площади и качества жилья.
4. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора физическими лицами
5. Суммы платежей по сборам за выдачу ордера на квартиру зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселковых и сельских населенных пунктов.
6. Органами по учету и распределению жилья ведется учет поступлений налоговых платежей по сбору за выдачу ордера на квартиру.
7. Сбор за выдачу ордера на заселение квартиры уплачивается физическими лицами до получения ордера через отделение сбербанка.
8. Районные и городские органы государственной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по сбору за выдачу ордера на квартиру (участникам и инвалидам ВОВ и к ним приравненным, многодетным и малоимущим семьям и другим лицам).
5. Контроль налоговых органов
9. Налоговые органы осуществляют контроль за своевременностью и полнотой уплаты плательщиками сбора за выдачу ордера на заселение отдельной квартиры при проверке отделов по учету и распределению жилья.
Сбор за уборку территорий населенных пунктов отменен с 1 января 2004 года
Положение
о сборе за уборку территорий населенных пунктов
1. Общие положения
2. Плательщики сбора
3. Ставка сбора
4. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора
5. Ответственность плательщиков и контроль
См. также разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства, утвержденные Госналогслужбой РФ от 3 февраля 1993 г. N ВЗ-6-04/62
1. Общие положения
Сбор за уборку территорий населенных пунктов устанавливается на основании Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
2. Плательщики сбора
1. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица (владельцы строений). Объектом обложения является объем выполненных работ в стоимостном выражении, определенный исходя из избираемой площади и нормативных расценок по ее оплате.
3. Ставка сбора
2. Ставки сбора устанавливаются в городах и районах местными органами государственной власти, в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.
Конкретная ставка сборов устанавливается исходя из нормативов и расценок, избираемой площади (кв. м.) на человека.
4. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора
3. Суммы сборов подлежат зачислению в соответствующие местные бюджеты в сроки, установленные местной администрацией.
5. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов
Ответственность за уплату сбора несут плательщики в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Учет и сбор этих средств рекомендуется возложить на коммунальную службу, в сельской местности - на исполкомы сельских Советов, которые представляют отчет о сумме сбора в госналоговую инспекцию. В случае неуплаты сбора юридические и физические лица привлекаются к административной ответственности (штрафу) в установленном законом порядке.
Юридические лица уплату сбора производят за счет прибыли в порядке, определенном ст. 22 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Контроль за полнотой и своевременностью внесения сбора, а также правильностью его исчисления возлагается на налоговые инспекции.
Сбор со сделок, совершаемых на биржах отменен с 1 января 2004 года
Положение
о сборе со сделок, совершаемых на биржах
1. Общие положения
2. Плательщики сбора
3. Ставка сбора
4. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора предприятия
5. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов
Расчет сбора со сделок, совершаемых на бирже (за исключением
1. Общие положения
1. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, устанавливается на основании Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
2. Источником уплаты налога является прибыть предприятия.
3. Объектом сбора является сумма сделки, совершаемая на бирже, за исключением операций с ценными бумагами, с которых в соответствии с действующим законодательством взимается соответствующий налог.
4. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов, в порядке, установленном биржей.
2. Плательщики сбора
Плательщиками сбора являются юридические лица всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, расположенные на территории города (района), а также граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками биржевых сделок.
3. Ставка сбора
Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1 процента суммы сделки.
4. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора предприятия
Исчисление сбора производится плательщиками, исходя из суммы сделок, совершаемых на бирже (за исключением сделок по операциям с ценными бумагами). Налог на операции, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по рыночному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату регистрации этой операции.
Сумма сбора исчисляется поквартально нарастающим итогом с начала года от суммы сделок.
Плательщики сбора со сделок, совершенных на биржах, представляют в налоговые органы по месту нахождения расчеты по форме, приведенной в приложении, вместе с бухгалтерским отчетом в установленные сроки для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Уплата сбора производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
Сумма платежей по сбору со сделок, совершаемых на биржах, зачисляется в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах).
Участники сделки по ставке, утвержденной представительным органом власти - местным Советом народных депутатов, уплачивают сумму сбора в порядке безналичных расчетов на счета биржи.
Биржа, в установленные исполнительным органом власти и согласованные с финансовыми и налоговыми органами сроки, уплачивает эти сборы в доход бюджета по месту нахождения биржи.
5. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов
Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты сбора в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Ответственность за полным своевременным перечислением в доход бюджета сумм этого сбора, полученного от участников сделки, возлагается на администрацию биржи.
Контроль за правильным исчислением и своевременностью уплаты сбора осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной налоговой службе Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня 1992 г. NN 4-5-20, ИЛ-6-04/176, 5-1/693 "Официальные материалы по местным налогам и сборам" (в редакции от 1 июня 1993 г.)
Текст письма (в извлечениях) опубликован в газете "Экономика и жизнь", сентябрь 1992 г., N 37
Письмом Комиссии Совета Республик Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы РФ от 1 июня 1993 г. NN 5-1/756, 4-5-19, ВГ-6-04/189 в настоящее письмо внесены изменения