Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Васильевой В.Г.
судей Громацкой В.В., Никодимова А.В.
при секретаре Дьяконовой А.В.
с участием прокурора Осинцевой М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 августа 2011 г. дело по кассационной жалобе представителя Министерства финансов РС(Я) на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 г. по иску прокурора Алданского района РС (Я) в интересах несовершеннолетнего П. к Казне РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) о взыскании недополученных денежных средств по государственному обеспечению,
п о с т а н о в л е н о:
Иск прокурора Алданского района РС (Я) в интересах несовершеннолетнего П. к Казне РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) о взыскании недополученных денежных средств по государственному обеспечению удовлетворить.
Взыскать с Казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) в пользу П. недополученные средства по государственному обеспечению за период с сентября 2009 года по март 2011 года в размере .......... ( ..........) руб. .......... коп
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., доводы представителя министерства финансов РС(Я) Герасимова А.З.,заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алданского района обратился в суд интересах несовершеннолетнего П. находящегося под опекой с иском к Казне РС(Я) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании недополученных денежных средств. В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что в Автономном учреждении " .........." нарушены права студентов-сирот на дополнительные гарантии права на образование. П., как лицо из числа детей-сирот относится к категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту, однако предусмотренные выплаты ему производились не в полном объеме. Просит взыскать в пользу П. недоплаченное государственное пособие за 2010 год по март 2011 год в размере .......... руб., задолженность по выплате пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере .......... руб.
Суд, удовлетворив иск, постановил по делу указанное решение, на которое подана кассационная жалоба представителем Министерства финансов РС (Я). Представитель ставит вопрос об отмене решения суда и отказе в иске, мотивируя, что к организациям для детей сирот нельзя отнести образовательные учреждения любого типа, кроме образовательных организаций на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию и воспитанию детей сирот. Поскольку, .......... не является попечителем, то и нормы Закона РС(Я) от 13.07.2006 г. не распространяются на указанный колледж. При этом представитель Министерства финансов РС (Я) указывает, что Министерство финансов РС(Я) не является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение детей-сирот.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что П.зачислен для обучения в .......... где обучается с сентября 2009 года по настоящее время и ему как студенту, находящемуся на полном государственном обеспечении, выплачено на питание и на одежду в 2009 году .......... руб., в 2010 году .......... руб., в 2011 году .......... руб., что подтверждается приказами и платежными документами.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания им данного образовательного учреждения.
Размер ежемесячной выплаты, в соответствии с ч.2 ст.1 Закона РС (Я) "О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством), и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств" определяется в соответствии с установленными Правительством РС (Я) нормами питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием и фактическими ценами на указанные товары.
Постановлением Правительства РС (Я) от 25.05.2009 года N 230 "О порядке индексирования в 2009 году ежемесячной денежной выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю), приемному родителю" и согласно Постановления Правительства РС (Я) от 27.03.2010 года N 133 "О порядке индексирования в 2010 году ежемесячной компенсационной выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю), приемному родителю" мальчикам должно быть выплачено ежемесячное пособие в размере .......... руб. за 2009 года и в размере .......... руб. за 2010 - 2011 годы.
Удовлетворяя заявленные требования суд обоснованно исходил из того, что ежемесячное пособие, выплаченное Петракову С.П.в период обучения в АУ " .........." с 1 сентября 2009 г. по март 2011 ниже установленной законодательством.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан - предмет совместного введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом РС (Я) "О правах ребенка" установлено, что ребенок имеет право на материальное обеспечение со стороны семьи и государства на уровне не ниже прожиточного минимума (пункт 5 статьи 17).
Согласно ст.3 Закона РС (Я) "Об организации работы по опеке и попечительству в РС (Я)" порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам (попечителям) на питание, одежду, обувь мягкий инвентарь на одно физическое лицо осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утвержденных Правительством РС (Я) и Правительством РФ.
При указанных обстоятельствах и требованиях приведенных положений нормативных правовых актов вывод суда о том, что ежемесячная выплата П. производилась в недостаточном размере, чем это предусмотрено в законе, является правильным. Следовательно, взыскание недополученных сумм в его пользу, исходя из разницы фактически произведенных выплат и суммы, которую надлежало выплатить по норме обеспечения воспитанников детских домов, следует признать законным и обоснованным.
Довод представителя Министерства финансов РС(Я) о том, что Министерство финансов РС(Я) не является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение детей-сирот, необоснован.
Из положений статей 3, 8 Бюджетного кодекса РФ следует, что утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и осуществление контроля за их исполнением регулируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, если указанные расходы подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта, то взыскание производится за счет его казны с соответствующего финансового или иного органа, к компетенции которого нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены полномочия по исполнению бюджета соответствующего уровня.
Таким образом, распорядителем бюджетных средств является казна РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда от 16 июня 2011 г. по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Г. Васильева.
Судьи: В.В. Громацкая.
А.В. Никодимов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.