Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873
"Об утверждении Положения о таможенном брокере"
Настоящее постановление фактически утратило силу с 1 января 2004 г.
Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, вступающим в силу 1 января 2004 г., не предусмотрено лицензирование на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Согласно указанному Кодексу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, выданные до 1 января 2004 г., сохраняют свое действие до истечения срока их действия с учетом положений подпунктов 3 и 4 статьи 140 данного Кодекса
См. также письмо ГТК РФ от 3 марта 2004 г. N 01-06/7790
См. письмо ГТК РФ от 26 ноября 2003 г. N 01-06/46329 о переходе таможенных брокеров к условиям деятельности в соответствии с новым Таможенным кодексом РФ
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о таможенном брокере.
2. Государственному таможенному комитету Российской Федерации обеспечить реализацию Положения о таможенном брокере.
Председатель Правительства Российской Федерации |
В.Черномырдин |
Москва
17 июня 1996 г.
N 873
Положение о таможенном брокере
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873)
1. Таможенный брокер - коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
Казенное предприятие не может быть таможенным брокером.
Таможенный брокер осуществляет свою деятельность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, а также настоящим Положением.
2. Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица, а именно:
а) декларировании товаров и транспортных средств;
б) представлении таможенному органу Российской Федерации документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;
в) предъявлении декларируемых товаров и транспортных средств;
г) обеспечении уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств;
д) совершении иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.
При осуществлении предварительных операций таможенный брокер может:
уведомлять таможенный орган Российской Федерации о намерении вывезти товары и транспортные средства с таможенной территории Российской Федерации;
составлять проекты документов, необходимых для таможенных целей при осуществлении предварительных операций;
помещать товары и транспортные средства на склад временного хранения.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе определять иные функции таможенного брокера.
Таможенный брокер может выполнять функции, указанные в части первой пункта 2 настоящего Положения, только в совокупности. Частичное выполнение таможенным брокером указанных функций либо операций в пределах одной функции не допускается.
3. Таможенный брокер может ограничивать сферу своей деятельности определенными категориями товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и видами транспорта. Эти ограничения указываются в лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Осуществление деятельности за пределами указанных ограничений без получения новой лицензии не допускается.
4. Для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера коммерческой организации необходимо:
а) иметь в штате специалистов по таможенному оформлению, получивших квалификационные аттестаты Государственного таможенного комитета Российской Федерации. В случае если коммерческая организация планирует ограничить сферу своей деятельности в качестве таможенного брокера лишь отдельной товарной позицией в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в штате может состоять один специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета Российской Федерации. В иных случаях штатная численность указанных специалистов определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;
б) заключить договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела. Страховая сумма не может быть менее 10000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
в) обеспечить выполнение своих обязательств перед таможенными органами Российской Федерации. Виды обеспечения выполнения обязательств и условия принятия таких обеспечений таможенными органами Российской Федерации определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с гражданским и таможенным законодательством Российской Федерации;
г) иметь полностью оплаченные уставный (складочный) капитал, паевые взносы, уставный фонд, а также в собственности или хозяйственном ведении основные фонды (средства), размер которых может обеспечить возмещение убытков представляемых лиц и уплату таможенным органам Российской Федерации задолженности по таможенным платежам, штрафам и иным платежам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации. Государственный таможенный комитет Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации вправе устанавливать минимальные размеры уставного (складочного) капитала, паевых взносов, уставного фонда, минимальный размер основных фондов (средств), необходимых для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;
д) иметь материально-техническое оснащение, достаточное для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;
е) иметь условия, обеспечивающие ведение учета и отчетности, точно и полно отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю.
5. За выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера взимается сбор в 500-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда.
За рассмотрение заявлений о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера взимается плата в размере, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации исходя из затрат таможенных органов Российской Федерации по рассмотрению таких заявлений. Указанная плата взимается таможенными органами Российской Федерации и поступает в доход федерального бюджета через Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.
При выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера указанная плата засчитывается в счет сбора за выдачу такой лицензии. При отказе в выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера указанная плата возврату не подлежит.
6. Порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и срок ее действия определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
7. Обязанностями таможенного брокера являются:
а) заявление по установленной форме и в установленные сроки сведений о товарах и транспортных средствах и их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенных целей;
б) предъявление по требованию таможенного органа Российской Федерации декларируемых товаров и транспортных средств;
в) представление таможенному органу Российской Федерации документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;
г) проверка достоверности полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
д) присутствие по требованию таможенного органа Российской Федерации при таможенном оформлении товаров и транспортных средств и оказание содействия должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в производстве таможенного оформления;
е) осуществление по требованию таможенного органа Российской Федерации за счет представляемого лица транспортировки, взвешивания или иного определения количества товаров, погрузки, выгрузки, перегрузки, исправления поврежденной упаковки, вскрытия упаковки, упаковки либо переупаковки товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, а также вскрытия помещений, емкостей и других мест, где могут находиться указанные товары и транспортные средства;
ж) правильное исчисление таможенных платежей;
з) уплата таможенных платежей в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом либо если представляемое лицо является иностранным лицом;
и) осуществление в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации, мониторинга за своевременной и полной уплатой таможенных платежей представляемым лицом либо третьими лицами в случаях, не указанных в подпункте "з" настоящего пункта;
к) обеспечение осуществления ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля, проводимого другими органами государственной власти в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств;
л) соблюдение условий и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, до выпуска товаров и транспортных средств либо до их предоставления представляемому лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом;
м) ведение учета товаров и транспортных средств, декларированных таможенным брокером, представление таможенному органу Российской Федерации отчетности о таких товарах и транспортных средствах и о своих операциях с ними в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;
Об ответственности таможенного брокера в случае непредставления отчетности см. письмо ГТК РФ от 16 июня 2000 г. N 10-18/16346
н) обеспечение совместимости используемых таможенным брокером средств автоматической обработки информации и программных продуктов со средствами автоматической обработки информации и программными продуктами, используемыми таможенными органами Российской Федерации;
о) незамедлительное информирование таможенных органов Российской Федерации о любом обнаруженном изменении, уничтожении, повреждении или утрате средств таможенной идентификации, повреждении тары и упаковки, несоответствии товаров сведениям о них в транспортных, коммерческих и иных документах, несоответствии сведений о товарах в различных документах и тому подобных обстоятельствах, имеющих отношение к таможенному делу;
п) использование информации, полученной от представляемого лица для таможенных целей, исключительно в этих целях; обеспечение соблюдения предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации запретов и ограничений на разглашение, использование в собственных целях, передачу третьим лицам, а также органам государственной власти Российской Федерации полученной от представляемого лица информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальной информации;
р) предоставление в месте нахождения таможенного брокера для общедоступного ознакомления копии лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, настоящего Положения и информации об основных условиях договора таможенного брокера с представляемыми лицами;
с) ведение реестра заключенных с представляемыми лицами договоров; предъявление по требованию таможенного органа Российской Федерации договоров между таможенным брокером и представляемыми лицами;
т) проверка полномочий представляемого лица в отношении товаров и транспортных средств;
у) разъяснение представляемым лицам требований таможенного законодательства Российской Федерации;
ф) контроль за соответствием знаний специалистов по таможенному оформлению, состоящих в штате таможенного брокера, требованиям, предъявляемым к таким специалистам;
х) контроль за соблюдением специалистами по таможенному оформлению, состоящими в штате таможенного брокера, требований, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;
ц) представление в таможенный орган Российской Федерации заверенных копий квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, состоящих в штате таможенного брокера, сведений об этих лицах, а также образцов их подписей;
ч) осуществление иных обязанностей таможенного брокера, определенных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
8. При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.
Обязанности таможенного брокера при основном таможенном оформлении вытекают из требований процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации могут быть возложены только на лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо иное названное лицо.
9. За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении, таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.
10. Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе договора. Такой договор является публичным и совершается в письменной форме.
11. Таможенный брокер обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие такого лица являются противоправными и влекущими уголовную ответственность либо ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом Российской Федерации, а также иных случаев, предусмотренных настоящим Положением.
Таможенный брокер не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
Таможенный брокер должен предусматривать в договоре с представляемым лицом положение о расторжении договора, если у таможенного брокера появятся достаточные основания полагать, что действия или бездействие представляемого лица являются противоправными и влекущими уголовную ответственность либо ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом Российской Федерации. Если расторжение договора производится до наступления предусмотренного Таможенным кодексом Российской Федерации момента прекращения права на изъятие таможенной декларации, таможенный брокер не несет ответственность за нарушение таможенных правил. Расторжение договора с представляемым лицом после наступления указанного момента не освобождает таможенного брокера от ответственности за нарушение таможенных правил.
Представляемое лицо не может расторгнуть договор с таможенным брокером в отношении товаров и транспортных средств после наступления предусмотренного Таможенным кодексом Российской Федерации момента прекращения права на изъятие таможенной декларации, в которой заявлены сведения об этих товарах и транспортных средствах.
Таможенный брокер, совершивший одно юридически значимое действие по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, несет ответственность перед таможенными органами Российской Федерации, как если бы он имел поручение представляемого лица на совершение операций по таможенному оформлению.
Представляемое лицо может давать поручение на выполнение функций в области таможенного дела, указанных в части первой пункта 2 настоящего Положения, только в совокупности. Поручение на выполнение одних и тех же функций в отношении партии товаров или транспортного средства, данное нескольким таможенным брокерам, либо ограничение полномочий таможенного брокера только выполнением части этих функций или совершением ряда операций в пределах одной функции не допускается.
В случае если таможенные органы Российской Федерации после начала основного таможенного оформления выявят наличие поручения на выполнение одних и тех же функций в области таможенного дела, указанных в части первой пункта 2 настоящего Положения, нескольким таможенным брокерам, то в качестве таможенного брокера, имеющего надлежащее поручение представляемого лица, рассматривается таможенный брокер, который первым совершил юридически значимое действие по таможенному оформлению.
Если представляемое лицо заключило с таможенным брокером договор, в котором содержится поручение на выполнение функций в области таможенного дела, указанных в части первой пункта 2 настоящего Положения, в отношении товаров и транспортных средств, декларирование которых требует подачи нескольких таможенных деклараций, то после совершения таможенным брокером хотя бы одного юридически значимого действия по таможенному оформлению товаров и транспортных средств любое изменение или расторжение договора с целью изменения содержания или отмены поручения в отношении этих товаров и транспортных средств не влечет юридических последствий для целей ответственности перед таможенными органами Российской Федерации.
12. Договор таможенного брокера с представляемым лицом должен быть нотариально удостоверен.
Нотариальное удостоверение договора не требуется в случаях:
а) если предметом договора является разовое совершение таможенным брокером операций по таможенному оформлению одной партии товаров, стоимость которой не превышает предела, устанавливаемого Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;
б) если предметом договора является совершение действий при осуществлении предварительных операций;
в) в иных случаях, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
13. Для осуществления своей деятельности таможенный брокер вправе:
а) присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в целях таможенного оформления этих товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
б) производить под таможенным контролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное определение количества, а также брать с разрешения таможенного органа Российской Федерации пробы и образцы товаров. В отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, такого разрешения не требуется, если указанные операции совершаются до начала таможенного оформления;
в) знакомиться с результатами проведенного таможенными органами Российской Федерации исследования (экспертизы) взятых проб и образцов товаров;
г) проводить исследование (экспертизу) взятых проб и образцов товаров либо обеспечивать проведение такого исследования (экспертизы) в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет представляемого лица;
д) выполнять под контролем таможенных органов Российской Федерации действия, относящиеся к компетенции этих органов (осуществлять идентификацию товаров и транспортных средств, изменять, удалять или уничтожать средства идентификации и т.д.), в порядке, устанавливаемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;
е) утверждать с согласия таможенного органа Российской Федерации список своих работников, имеющих право доступа в зоны таможенного контроля, и иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации в указанных зонах служебные помещения, необходимые для совершения операций по таможенному оформлению;
ж) требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну либо являющуюся конфиденциальной информацией, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства Российской Федерации;
з) предоставлять льготы в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц;
и) устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
к) выступать в случаях и порядке, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, в качестве поручителя перед таможенными органами Российской Федерации за надлежащее исполнение представляемым лицом своих обязательств;
л) получать информацию и консультации таможенных органов Российской Федерации по таможенным вопросам в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
м) иметь в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, доступ к информационным сетям таможенных органов Российской Федерации, используемым ими для автоматической обработки информации, для электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей;
н) обжаловать в установленном порядке решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
14. Права, обязанности и ответственность таможенного брокера по отношению к таможенным органам Российской Федерации не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Ответственность таможенного брокера перед таможенными органами Российской Федерации не зависит от формы договора с представляемым лицом.
15. Представляемое лицо не участвует в основном таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенный брокер, действующий по его поручению, совершил хотя бы одно юридически значимое действие, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Представляемое лицо вправе присутствовать при таком таможенном оформлении.
16. Таможенные органы Российской Федерации оказывают содействие таможенным брокерам в реализации ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также создают условия, способствующие ускорению таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами.
Таможенное оформление товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами, производится в приоритетном порядке.
17. Таможенные органы Российской Федерации не вправе создавать для отдельных таможенных брокеров льготные условия осуществления деятельности.
18. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью таможенных брокеров в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенные брокеры представляют таможенным органам Российской Федерации годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.
Таможенный брокер должен хранить документы, связанные с осуществлением им своей деятельности, в течение 5 лет, исчисляемых с года, следующего за годом, в течение которого были совершены операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств либо выполнены другие посреднические функции в области таможенного дела.
19. Государственный таможенный комитет Российской Федерации ведет государственный реестр таможенных брокеров и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в 6 месяцев.
20. Таможенные органы Российской Федерации не несут ответственность перед представляемыми лицами либо иными лицами за решения, действия или бездействие таможенного брокера и его работников и последствия таких решений, действий или бездействия.
Таможенные органы Российской Федерации не возмещают убытки и не компенсируют вред, причиненный таможенным брокером и его работниками представляемому лицу либо иному лицу, а равно не возмещают этим лицам каких-либо иных расходов, понесенных в связи с деятельностью таможенного брокера.
Споры между таможенным брокером и представляемым лицом разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Порядок прекращения деятельности в качестве таможенного брокера определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Определены общие правила деятельности таможенного брокера.
Таможенный брокер - это коммерческая организация (обязательно юридическое лицо), которая получила лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Не может быть таможенным брокером казенное предприятие. ГТК России ведет государственный реестр таможенных брокеров и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в 6 месяцев.
Определены условия получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Для получения лицензии организация должна обладать материально-финансовой базой, достаточной для возмещения убытков представляемых лиц и уплаты задолженностей перед таможенными органами РФ, должна обеспечить выполнение своих обязательств перед таможенными органами, а также застраховать риск ответственности за нарушение договора перед представляемым лицом на сумму не менее 10000-кратного размера минимальной оплаты труда. Выдача лицензий, а также рассмотрение заявления об их выдаче осуществляется на платной основе. Порядок выдачи лицензий и срок их действия определяется ГТК России.
Деятельность таможенного брокера заключается в осуществлении операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела от собственного имени, но по поручению и за счет представляемого лица. Сфера деятельности таможенного брокера может быть ограничена определенными категориями товаров (в соответствии с ТН ВЭД) и видами транспорта. Эти ограничения отражаются в лицензии, и осуществление деятельности за их пределами без получения новой лицензии не допускается.
При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.
Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе договора, который является публичным и заключается в письменной форме и по общему правилу подлежит нотариальному удостоверению.
Таможенные органы осуществляют содействие таможенным брокерам, а также осуществляют контроль за их деятельностью. Порядок прекращения деятельности в качестве таможенного брокера определяется ГТК России.
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере"
Текст постановления опубликован в Ведомственном приложении к "Российской газете" от 24 августа 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 1996 г., N 31, ст. 3737
Настоящее постановление фактически утратило силу с 1 января 2004 г., поскольку в настоящее время действует Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ