Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Кирилловой Н.А.,
при секретаре Выстровой Л.Ю.
с участием:
прокурора Симак Н.Б.,
представителя Законодательного Собрания Камчатского края Кошелевой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 14 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пунктов 2, 4, 14, 18, 23 части 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края",
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пунктов 2, 4, 14, 18, 23 части 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 г. N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края".
В обоснование своих требований указал, что согласно статье 7 Федерального закона РФ N 184 от 06 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление порядка принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов - прерогатива федерального законодателя.
В соответствии с частью 3 статьи 5 указанного выше Федерального Закона постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта:
п. а. 1 - оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
п. б - назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
п. в - назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
п. "д" - оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
п. "и" - оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края" предусмотрено, что постановлением Законодательного Собрания:
п. 2 - принимается решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Камчатского края.
п. 4 принимается решение о согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц Правительства Камчатского края, если такой порядок предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом Камчатского края, а также о выражении им недоверия.
п. 14 принимается решение о назначении даты выборов в Законодательное Собрание.
п. 18 принимается решение о недоверии (доверии) губернатору Камчатского края.
п. 23 принимаются решения по вопросам, отнесенным Уставом и законами Камчатского края к полномочиям Законодательного Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Прокурор указывает, что анализ оспариваемых норм свидетельствует о том, что в данных случаях постановления, которыми оформляется решение депутатов законодательного собрания Камчатского края, являются по своей сути актами, регламентирующими процедурные вопросы, то есть ими лишь оформляется принятое законодательным органом решение, а не принимается указанное решение. В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ установление порядка принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов - прерогатива Федерального законодателя.
Кроме того, п. 23 ч. 4 ст. 7 оспариваемого Закона Камчатского края необоснованно ограничивает права законодательного (представительного) органа в части оформления принимаемых решений постановлением только по вопросам, отнесенным Уставом и законами Камчатского края, поскольку постановлением законодательного (представительного) органа могут оформляться и иные решения, в том числе, прямо предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами.
В судебном заседании представитель заявителя Симак Н.Б. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что постановление законодательного собрания является лишь формой облачения принятого этим органом решения, поскольку решение принимается непосредственно самим Законодательным собранием, а не его постановлением.
Представитель заинтересованного лица - Законодательного собрания Камчатского края (по доверенности) Кошелева Ю.Г. в отзыве на заявление и в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что между фразами "постановлением принимается решение" и "постановлением оформляется решение" правовой конфликт отсутствует, применение оспариваемых заместителем прокурора норм закона Камчатского края не влечет за собой каких-либо негативных правовых последствий для легитимности принимаемых решений.
Губернатор Камчатского края при надлежащем извещении в судебное заседание своего представителя не направил, на основании ст. 167, ч. 2 ст. 252 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
01 ноября 2011г. Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края N 1207 принят Закон N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края", указанный закон подписан Губернатором Камчатского края 14 ноября 2011г. и в первоначальной редакции опубликован в газете "Официальные ведомости" N 245-246 от 22 ноября 2011 г. (далее - Закон Камчатского края). В настоящее время указанный закон Камчатского края действует в редакции Закона Камчатского края от 30 декабря 2011 N 1.
Разрешая дело о соответствии части 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края" (далее Закон Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691) статье 5 Федерального Закона N 184 от 06 октября 1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный Закон N 184 от 06 октября 1999г.) следует отметить, что указанные статьи направлены на регулирование различных вопросов: статья 5 Федерального закона N 184 от 06 октября 1999г. регулирует вопрос полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, в части третьей данной статьи федеральный законодатель перечисляет ряд полномочий, которые находятся в ведении представительного органа и реализуются путём принятия решений облаченных в форму постановлений.
Статья 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края" (далее Закон Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691) посвящена правовым актам Законодательного Собрания Камчатского края.
Частью 3 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 предусмотрено, что правовое регулирование по вопросам, отнесенным к полномочиям Законодательного Собрания Уставом Камчатского края, настоящим Законом и иными законами Камчатского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляется Законодательным Собранием в форме постановления.
Часть 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 устанавливает, что постановлением Законодательного Собрания:
п. 2 - принимается решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Камчатского края.
п. 4 принимается решение о согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц Правительства Камчатского края, если такой порядок предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом Камчатского края, а также о выражении им недоверия.
п. 14 принимается решение о назначении даты выборов в Законодательное Собрание.
п. 18 принимается решение о недоверии (доверии) губернатору Камчатского края.
п. 23 принимаются решения по вопросам, отнесенным Уставом и законами Камчатского края к полномочиям Законодательного Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Из анализа частей 3 и 4 статьи 7 закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 следует, что в части 4 статьи 7 (в том числе в пунктах 2, 4, 14, 18, 23) перечисляются полномочия Законодательного Собрания Камчатского края, которые могут быть реализованы в форме принятия постановлений, то есть облаченные в данную правовую форму. В своей логической взаимосвязи указанные части статьи позволяют сделать однозначный вывод о том, что постановление Законодательного собрания - это форма облачения принятого им решения.
Сами по себе используемые в конструкции правовых норм слова "принимается решение" и "оформляется решение" ("назначается дата выборов" и "принимается решение о назначении даты выборов") для выявления наличия либо отсутствия признака контрадикторности необходимо сопоставлять в контексте прочтения в целом статьи 5 Федерального закона N 184 от 06 октября 1999г. и статьи 7 закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691. В результате такого анализа, приведенного выше, следует, что противоречия положений оспариваемого Закона Камчатского края федеральному законодательству в указанной выше части - отсутствуют.
Ссылка прокурора на то, что принимая постановления по вопросам, перечисленным в пунктах 2, 4, 14, 18, 23 части 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края", Законодательное Собрание Камчатского края использует противоречащие закону формулировки, может являться основанием для признания несоответствующими федеральному закону указанных правовых актов (что не является предметом настоящего рассмотрения), но не может служить доводом к признанию оспариваемого закона Камчатского края несоответствующим федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом "и" части 3 статьи 5 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта - оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 23 части 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 предусмотрено, что постановлением Законодательного Собрания принимаются решения по вопросам, отнесенным Уставом и законами Камчатского края к полномочиям Законодательного Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Сопоставление указанных норм позволяет сделать вывод, о том, что федеральным законодательством предусмотрен значительно больший перечень вопросов, которые могут оформляться в форме постановлений законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Учитывая, что перечень вопросов указанный в пункте 23 части 4 статьи 7 оспариваемого Закона Камчатского края носит исчерпывающий характер (в форме постановления принимаются только решения по вопросам, определенным Уставом и законами Камчатского края), то есть не подлежит расширительному толкованию, следовательно, в указанной части он противоречит пункту "и" части 3 статьи 5 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Кроме того, формулировка оспариваемого пункта имеет неопределенность в части слов "в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами", поскольку позволяет двояко толковать указанную фразу: либо она содержит смысл "в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами", либо "круг вопросов, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами". Если оспариваемый акт либо его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность, но вправе признать оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части недействующим.
Разрешая вопрос о том, с какого времени следует признать положения пункта 23 части 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 недействующими и не подлежащими применению, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 27.01.2004г. N 1-П и Определении от 04.03.2004 г. N 73-О, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. N 48 суд полагает необходимым признать указанные выше положения оспариваемого прокурором закона Камчатского края недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ заявитель и заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины освобождены, следовательно, в силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина взысканию по данному делу не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения пункта 23 части 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011г. N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края".
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Сообщение о принятом решении Камчатского краевого суда подлежит опубликованию в печатном издании Камчатского края "Официальные ведомости" после вступления его в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 февраля 2012 года.
Судья (подпись) Н.А. Кириллова
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Н.А. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.