Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бобылева С.В.,
судей Выглева А.В., Ечина А.А.,
при секретаре Макаровой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 04 мая 2011 года, которым постановлено:
Требования и.о. прокурора Тенькинского района к Отделу внутренних дел по Тенькинскому району о понуждении к внесению изменений в Регламент работы ОВД по Тенькинскому району оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда А.А. Ечина, возражения относительно кассационного представления представителя ОВД по Тенькинскому району Магаданской области Утробиной Т.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Тенькинского района обратился в Хасынский районный суд с заявлением, в котором просил обязать ОВД по Тенькинскому району внести изменения в Регламент работы.
Заявление мотивировал следующим.
В ходе проведения проверки исполнения ОВД по Тенькинскому району законодательства в части прохождения службы прокуратурой установлено, что пункт 2 раздела 1 Регламента работы ОВД по Тенькинскому району, утвержденного приказом начальника N ... от 20 января 2010 г., в части, устанавливающей продолжительность рабочего времени для женщин свыше 36 часов в неделю, противоречит действующему законодательству, - нормам Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 91, 320), Закона РФ "О милиции", ФЗ "О полиции", вступившего в законную силу с 1 марта 2011 года, Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в их системном толковании.
Считал, что для женщин, работающих в ОВД по Тенькинскому району, продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.
Просил обязать ОВД по Тенькинскому району внести изменения в Регламент работы ОВД по Тенькинскому району и установить общую продолжительность рабочего времени для женщин в количестве 36 часов в неделю (пункт 2 раздела 1).
Хасынским районным судом Магаданской области 04 мая 2011 года постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении и.о. прокурора Тенькинского района поставлен вопрос об отмене решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, просит постановить новое решение об удовлетворении заявления.
Указывает, что судом не учтено, что на момент рассмотрения дела в суде ни один из сотрудников ОВД по Тенькинскому району не был аттестован на должность сотрудника полиции, в связи с чем на него не могут распространяться в указанной части нормы ФЗ "О полиции" (статья 56 ФЗ "О полиции").
Судом не принято во внимание, что законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, не регламентирован порядок прохождения службы в полиции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем на сотрудников полиции, работающих в указанных местностях, распространяется на основании части 2 статьи 34 ФЗ "О полиции" положение о том, что действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и названным Федеральным законом.
Суд указал, что в Регламенте установлена 36 часовая продолжительность рабочего времени в неделю. Между тем, согласно исследованным в судебном заседании документам продолжительность рабочего времени в неделю для сотрудников ОВД по Тенькинскому району установлена в количестве 40 часов.
Полагает, что положения статьи 320 Трудового кодекса Российской Федерации имеют императивный характер и являются обязательными для работодателя.
Также суд при принятии решения исходил из правой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 04 февраля 2000 года, согласно которому нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в ОВД, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
Между тем, данное определение Верховного Суда Российской Федерации не имеет преюдициального значения для обжалуемого решения суда.
Суд не указал нормы права, которыми руководствовался при принятии решения. Тем самым суд допустил нарушение нормы процессуального права, которое привело к неправильному разрешению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, заслушав объяснение представителя ОВД по Тенькинскому району, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 раздела 1 Регламента (с учетом изменений, внесенных приказом N ... от 02.03.2011), который оспаривает прокурор, рабочий день в ОВД по Тенькинскому району начинается в 09.00 часов, с перерывом для отдыха и питания с 12.30 часов до 14.00 часов и оканчивается в 18.45 часов, а в последний день рабочей недели - в пятницу в 17.30 часов.
Указанная продолжительность рабочего дня, исходя из смысла данной нормы, установлена для сотрудников ОВД по Тенькинскому району, а не как продолжительность рабочего времени свыше 36 часов в неделю для женщин, работающих в указанном отделе.
Данное положение регламента, исходя из его буквального толкования, вопреки доводам прокурора, не противоречит действующему федеральному законодательству. Как статьей 20, прекратившего свое действие Закона Российской Федерации "О милиции", так и статьей 37 Федерального закона "О полиции" определена нормальная продолжительность рабочего (служебного) времени не более 40 часов в неделю, что соответствует положениям Регламента.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона "О полиции" до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действиеПоложения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, в части, не противоречащей Федеральному закону "О полиции".
Согласно статье 44 Положения на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленнаязаконодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени.
Между тем, в указанной редакции статья о продолжительности рабочего времени в Положении противоречит статье Закона "О полиции" о нормальной продолжительности служебного времени. При этом понятие рабочего времени, в указанном законе "О полиции" не применяется.
При таких обстоятельствах суд, принимая решение, правомерно не применил при разрешении спора нормы статьи 44 Положения.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию(статья 37, часть 1). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на службу в органы внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 05 марта 2009 г. N 466-О-О) законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Специфика службы в органах внутренних дел в Российской Федерации, как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус сотрудников, который включает, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности сотрудников, налагаемые на них ограничения, связанные со службой, а также предоставляемые сотрудникам гарантии.
Установление законодателем определенных ограничений прав и свобод в отношении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, само по себе не противоречитКонституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года N 566-О-О), поскольку законодательством предусмотрена система компенсаций, предъявляемых к сотрудникам повышенных по сравнению с лицами, работающими по трудовому договору, требований и ответственности предоставлением ряда государственных гарантий (размер денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности, надбавки к нему, обязательное медицинское страхование за счет федерального бюджета и бесплатное медицинское обслуживание, выплата единовременного пособия сотруднику полиции, членам семьи и лицам, находившимся на иждивении сотрудника полиции в случаях, предусмотренных законом, жилищное обеспечение и иные гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции).
Выбирая в качестве рода деятельности службу в органах внутренних дел и заключая контракт, гражданин добровольно соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренноестатьей 26 указанного Федерального закона.
Согласно статье 34 Федерального закона "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона "О полиции" действие трудовогозаконодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированнойзаконодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с действующим правовым регулированием Трудовойкодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальным законодательством.
Ограничения действий общих норм трудового законодательства, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса сотрудников органов внутренних дел, а с другой стороны - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и оправдано необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности лиц, которые проходят правоохранительную службу и выполняют обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.
Нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
Между тем, статьей 37 ФЗ "О полиции" урегулированы особенности режима служебного времени сотрудников полиции, согласно которой для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю.
Таким образом, положения статьи 320 Трудового кодекса Российской Федерации вопреки доводам кассационного представления не могут распространяться на сотрудников органов внутренних дел, и нормы Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 34 ФЗ "О полиции", не подлежат применению, поскольку в этой части прохождения службы в органах внутренних дел режим служебного времени напрямую урегулирован федеральным законом.
При этом частями 3 - 5 статьи 37 Закона для сотрудников установлены дополнительные гарантии в случае выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Указанные положения Закона согласуются с приведенной выше позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, пунктом 2 Регламента работы Отдела внутренних дел по Тенькинскому району, утвержденному приказом от 21 декабря 2010 года N 259, с изменениями, внесенными приказом начальника ОВД по Тенькинскому району от 02 марта 2011 года N ..., установлена 40-часовая рабочая неделя (л.д. 8-31,35), в соответствии с положениями статьи 37 Федерального Закона "О полиции".
Приведенными нормативно-правовыми актами не предусмотрено предоставление сотрудникам органов внутренних дел, являющихся женщинами, льгот в части ограничения рабочего времени.
Поскольку правоохранительная служба в органах внутренних дел в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность неисполнения сотрудниками указанных органов своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, ограничение прав женщин по установлению 36-часовой рабочей недели, по сравнению с правами женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по трудовому договору (статья 320 Трудового кодекса Российской Федерации), направлено на соблюдение баланса публичных и частных интересов.
Вместе с тем, согласно статье 4 Федерального Закона "О полиции", полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
С учетом этого, удовлетворение требования прокурора о возложении обязанности на ОВД по Тенькинскому району установления продолжительности рабочего времени для женщин в количестве 36 часов в неделю нарушило бы конституционный принцип разделения властей, поскольку явилось бы вмешательством в деятельность органа исполнительной власти. При этом возложило бы на этот орган обязанность по правовому регулированию вопроса, не входящего в его компетенцию.
Доводы кассационной жалобы о том, что нормы Федерального закона "О полиции" не подлежат применению при разрешении настоящего дела, ошибочен, поскольку приведенный Федеральный закон вступил в законную силу с 01 марта 2011 года, в связи с чем положения Федерального закона "О милиции" утратили свою силу. При этом вопросы аттестации сотрудников органов внутренних дел при принятии на службу в полицию каким-либо образом на законность постановленного решения не повлияли, предметом исследования в судебном заседании не были.
Приведение судом в решении правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации не свидетельствует о незаконности постановленного решения, поскольку суд не обосновывал свою позицию преюдицией судебного акта, и, по сути, сослался на авторитетное мнение высшего судебного органа общей юрисдикции государства, выработанную судебную практику, подлежащую применению судами при рассмотрении гражданских дел на территории всей страны, что нормами гражданского процессуального законодательства не запрещено.
Иные доводы кассационного представления были предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, им дана соответствующая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которую судебная коллегия считает правильной и оснований для пересмотра которой не имеется.
Довод кассационного представления о том, что судом допущена ошибка, при которой суд указал о закреплении в оспариваемом положении Регламента 36-часовой рабочей недели, не опровергают вывод суда об отказе в удовлетворении заявления и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления и.о. прокурора Тенькинского района о понуждении ОВД по Тенькинскому району к внесению изменений в Регламент работы в части установления 36-часовой недели для женщин-сотрудниц суд обоснованно указал, что действие положения статьи 320 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяется на сотрудников органов внутренних дел.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным по существу, оснований для его отмены или изменения в кассационном порядке, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасынского районного суда Магаданской области 04 мая 2011 года оставить без изменения, кассационное представление и.о. прокурора Хасынского района Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Магаданского областного суда А.А. Ечин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.