И.о. заместителя председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев в порядке надзора жалобу Урюпина А.Н. на постановление мирового судьи судебного участка N 12 Поронайского района от 8 апреля 2011 года о привлечении его к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Поронайского городского суда от 4 мая 2011 года, которым указанное постановление оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 12 Поронайского района от 8 апреля 2011 года "данные изъяты" Собрания городского округа "Поронайский" Урюпин А.Н. привлечен к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Поронайского городского суда от 18 июля 2011 года указанное постановление оставлено без изменения.
25 августа 2011 года на постановленные судебные акты Урюпиным А.Н. подана жалоба в порядке надзора. В жалобе заявитель указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку в соответствии с положениями Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия от прокурора соответствующих мер реагирования. Однако, данных о нарушениях законов, допускаемых служащими Собрания городского округа "Поронайский", прокуратурой не представлено. В связи с указанной причиной и отнесением истребуемой прокурором информации о муниципальных служащих к персональным данным, которые не могут быть переданы без согласия субъектов персональных данных, в ее предоставлении прокурору было отказано. Полагая свой отказ правомерным, просит судебные постановления по делу отменить, производство по делу прекратить. Кроме того, указывает на истечение срока давности привлечения его к административной ответственности.
Дело истребовано из судебного участка N 12 и поступило в Сахалинский областной суд 7 сентября 2011 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Частью 1 статьи 21 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" определен предмет надзора прокурора за исполнением законов:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При этом, частью 2 приведенной нормы в отношении проверок исполнения законов предусмотрено, что они проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Статьей 22 названного закона закреплены полномочия прокурора. В силу данной нормы при осуществлении возложенных на прокурора функций он вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В силу статьи 6 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Из содержания приведенных норм Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что требование прокурора по представлению руководителями и другими должностными лицами необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, подлежит безусловному исполнению и его реализация, в отличие от проверок исполнения законов, во взаимосвязи с фактами нарушения закона не находится.
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет ответственность, предусмотренную статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Как следует из материалов дела, в связи с исполнением заданий Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 января 2011 года N "О проведении проверок соблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими, а также иными государственными служащими и лицами, замещающими должности глав муниципальных образований, обязанностей представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" и прокуратуры Сахалинской области от 3 февраля 2011 года N, организованными по поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Поронайской городской прокуратурой Сахалинской области в феврале 2011 года проводилась вышеуказанная проверка.
В этой связи, 14 февраля 2011 года заместителем Поронайского городского прокурора "данные изъяты" Собрания городской округ "Поронайский" со ссылкой на статьи 6 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" направлен запрос, в котором содержалось требование о предоставлении в срок до 16 февраля 2011 года списка муниципальных служащих с указанием их фамилий, имен, отчеств и дат рождений. Кроме того, предлагалось представить информацию о количестве материалов, рассматривавшихся в 2010 году на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению в отношении муниципальных служащих, представивших недостоверные или неполные сведения о доходах, их фамилии; о выявлении нарушений подпункта 9 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации. В указанном запросе прокурором также истребованы копии нормативных актов, устанавливающих перечень служащих, замещающих должности муниципальной службы, которые обязаны представлять сведения о доходах и порядок предоставления указанных сведений; нормативных актов, регулирующих порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы; нормативных актов, устанавливающих требование о проведении кадровыми службами и (или) подразделениями по профилактике коррупционных правонарушений проверок сведений о доходах, представляемых муниципальными служащими, а также лицами, замещающими должности глав муниципальных образований.
16 февраля 2011 года заместителю Поронайского городского прокурора "данные изъяты" Собрания городского округа "Поронайский" Урюпиным А.Н. частично была представлена запрошенная информация, за исключением истребованного списка муниципальных служащих, в предоставлении которого было отказано со ссылкой на противоречие данного требования Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральному закону "О персональных данных" и Трудовому кодексу Российской Федерации.
17 февраля 2011 года заместителем Поронайского городского прокурора "данные изъяты" Собрания городского округа "Поронайский" вновь направлен запрос и повторно истребован в срок до 21 февраля 2011 года список муниципальных служащих с указанием фамилий, имен, отчеств, занимаемых должностей, дат поступления на муниципальную службу, периода работы в занимаемой должности, дат проведения аттестации и подачи налоговых деклараций. При этом, разъяснена ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требований прокурора.
21 февраля 2011 года "данные изъяты" Собрания городского округа "Поронайский" Урюпин А.Н. отказал в предоставлении прокурору истребуемой информации, сославшись на указанные выше законы и на отсутствие в запросе прокурора ссылки на факты нарушения законов, требующих принятие мер прокурором.
При таких данных, учитывая то, что факт невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, установлен и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, судьи обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Урюпина А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приводимые "данные изъяты" Собрания городского округа "Поронайский" доводы о незаконности требований прокурора и невозможности предоставления запрашиваемых сведений о муниципальных служащих в связи с противоречием данного требования Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральному закону "О персональных данных" и Трудовому кодексу Российской Федерации, не допускающих предоставление третьим лицам персональных данных муниципальных служащих без согласия субъектов персональных данных, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, прокурором запрашивались в администрации муниципального образования сведения, необходимые для проведения проверки, связанной с исполнением законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В целях организации исполнения названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года N Пр-1568 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, согласно подпункту "б" пункта 4 которого Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам поручено принять меры по совершенствованию организации надзора за исполнением законодательства Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия; усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (подпункты "а", "б" пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы).
Согласно подпунктам "л", "м" пункта 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты "б", "д" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" одной из мер профилактики коррупции является проверка в установленном порядке сведений, представляемых государственными и муниципальных служащими.
Статьей 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" персональные данные муниципального служащего - информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего.
Персональные данные муниципального служащего подлежат обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное использование) в соответствии с трудовым законодательством.
Статьей 88 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать ряд условий, в том числе:
не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
разрешать доступ к персональных данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.
В силу статьи 7 Федерального закона "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из приведенных положений действующего федерального законодательства следует, что прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, поэтому в рамках предоставленных ему полномочий он праве истребовать необходимую информацию, в том числе о персональных данных муниципальных служащих с целью проведения соответствующих проверок.
Довод жалобы об истечении срока давности привлечения Урюпина А.Н. к административной ответственности является несостоятельным, поскольку постановление мирового судьи от 8 апреля 2011 года о привлечении Урюпина А.Н. к ответственности вынесено в пределах двухмесячного срока с момента отказа в предоставлении истербуемой прокурором информации (21 февраля 2011 года). Истечение срока давности привлечения Урюпина А.Н. к ответственности на момент рассмотрения его жалобы Поронайским городским судом правового значения для оценки соблюдения процедуры привлечения его к ответственности не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в н и л:
постановление мирового судьи судебного участка N 12 Поронайского района от 8 апреля 2011 года о привлечении Урюпина А.Н. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Поронайского городского суда от 4 мая 2011 года, которым указанное постановление оставлено без изменения, оставить без изменения, жалобу Урюпина А.Н. - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя
Сахалинского областного суда Усольцева И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.