Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Куликовой М.А., Козлова О.А.
при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 14.04.2011 гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Бурцеву В.А., администрации г.Екатеринбурга прекратить деятельность,
по кассационной жалобе Бурцева В.А. на решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 15.02.2011,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,объяснения Бурцева В.А. и его представителя по доверенности Корнец Л.И., представителя Коротаевского А.Н. по доверенности Фролова А.С., поддержавших доводы жалоб, прокурора Истомину И.В., возражавшую против их удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц предъявил к Бурцеву В.А. и администрации г.Екатеринбурга иск о признании действий физического лица по эксплуатации рынка . . . расположенного по адресу: . . . незаконными и обязании прекратить ее путем вывоза незаконно установленных торговых трейлеров до получения соответствующих разрешений и согласований в администрации г.Екатеринбурга.
В заявлении указано, что прокуратурой района на основании обращения жителей района проведена проверка соблюдения требований законодательства по организации рынка . . . в ходе которой установлено, что Бурцеву В.А., принадлежит земельный участок площадью 2,85 га, расположенный по адресу: . . .. В настоящее время данный земельный участок входит в границы МО "город Екатеринбург". Бурцев В.А. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для работы розничного рынка. Без согласования с администрацией города Бурцев В.А. самовольно установил контейнера и организовал рынок по продаже стройматериалов, тем самым нарушил требования Федерального закона N 271 от 30.12.2006 (ред. от 23.12.2010) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.12.2006).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Бякшев В.А. иск поддержал.
Ответчик Бурцев В.В. и его представитель Корнец Л.И. просили в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что на рынке ведется оптовая торговля иными лицами.
Представители ответчика - администрации г.Екатеринбурга и третьего лица - администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга в судебное заседание не явились.
Решением суда постановлено:
Признать действия Бурцева В.А. по эксплуатации рынка . . . расположенного по адресу: . . . незаконными и обязать Бурцева В.А, прекратить незаконную деятельность по эксплуатации рынка . . . расположенного по адресу: . . ., путем вывоза незаконно установленных торговых трейлеров до получения соответствующих разрешений и согласований в администрации г.Екатеринбурга.
Взыскать в доход федерального бюджета с Бурцева В.А, . . .. государственной пошлины.
В удовлетворении иска к администрации г.Екатеринбурга отказать.
В кассационной жалобе Бурцев В.А.. просит решение, как незаконное и необоснованное, отменить и отказать в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что он не является собственником указанного земельного участка площадью 2,85 га, поскольку он перестал существовать как объект недвижимого имущества, данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка . . . от 23.11.2010. В связи с этим неверным является вывод суда, что на территории земельного участка ответчика установлены контейнеры, где ведется торговля. Установка контейнеров на земельном участке не указывает на существование рынка, договорами аренды предусмотрено их использование исключительно в качестве складов. Рекламные вывески, установленные на ряде контейнеров, указывает лишь на рекламирование товара (услуги), а не на осуществление деятельности по их продаже. Бурцев В.А. лишь предоставил ряду лиц в аренду участки, при этом никаких фактических действий, направленных на создание и содержание рынка не осуществил. Судом не установлено кто является собственником контейнеров, а также не дано правовой оценки правомерности договоров аренды контейнеров, арендаторы к участию в деле не привлечены. В решении не указано, каким образом установление на земельном участке контейнеры нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в чем конкретно заключаются их интересы и какое право нарушено.
В кассационной жалобе Б.. просит решение отменить и указывает, что он является собственником торгового трейлера "Купава", который использует совместно с супругой Л. в предпринимательских целях. Данный торговый трейлер в настоящее время расположен на арендуемом земельном участке по адресу: . . . 28.02.2011 от индивидуального предпринимателя Бурцеву В.А. ему стало известно о принятом судом решении о прекращении и деятельности в связи с отсутствием разрешения, с которым он не согласен. О существовании рынка . . . ему ничего не известно, торгового места на рынке он не получал, никаких претензий по поводу деятельности ему не предъявляли, проверку не проводили. Торговая деятельность лицензированию не подлежит, следовательно, разрешений на торговлю не требуется. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований законодательства РФ (часть 7 статьи 10). В связи с тем, что он не был привлечен к участию в деле, он не смог защитить свои права и законные интересы.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
В силу п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом наиболее абсолютным образом. При этом право собственности в ряде случаев может быть ограничено. Правовой основой для этого служат ст. ст. 34, 36, ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничения права собственности, как и других гражданских прав, могут вводиться только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей
Как следует из материалов дела и установлено судом Бурцев В.А. является собственником земельного участок площадью 2,85 га по адресу: . . . В настоящее время данный земельный участок входит в границы МО "город Екатеринбург". На территории указанного земельного участка установлены контейнеры, которые используются для осуществления торговой деятельности.
Федеральный закон N 271 от 30.12.2006 (ред. от 23.12.2010) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Согласно п. 2 ст. 3 вышеназванного Закона, розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
Рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами. Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы. Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации (ст. 4 Закона).
Пунктами 2-4 ст. 12 Закона предусмотрено, что на рынке должны быть:
- оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;
- организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей;
- оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются:
- информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;
- схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;
- перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;
- информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;
- информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;
- номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;
- информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;
- обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
При входе на рынок должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов Российской Федерации, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании.
В случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
Кроме того, на рынке также должны обеспечиваться:
- своевременные уборка и мероприятия по его благоустройству;
- проведение санитарно-гигиенических, дезинфекционных мероприятий по предупреждению возникновения очагов инфекционных и паразитарных заболеваний или распространения этих заболеваний, а также локализации и ликвидации таких очагов в случае их возникновения;
- выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
- выполнение иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
Для нормального функционирования рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 3, 4 ст. 13 Закона).
Между тем судом установлено, что Бурцев В.А., предоставивший ряду лиц в аренду участки, не является и не может являться юридическим лицом, разрешения на организацию им или иным лицом рынка в уполномоченном органе получено не было, схема размещения торговых мест не согласована, реестр договоров о предоставлении торговых мест и продавцов не ведется, паспорт безопасности не согласован. Территория торгового объекта не имеет ограждения, не оборудованы и не согласованы с ГАИ схемы "въезда и выезда", отсутствуют водоснабжение и водоотведение, территория не благоустроена, дворник отсутствует, санузел не работает, отсутствует договор на вывоз мусора.
В ходе проведенного по поручению прокурора обследования установлено, что размещение и организация рынка не соответствует требованиям санитарного законодательства, а именно: рынок "Берёзка" расположен в близи жилых домов по . . ., на расстоянии менее 50 м; на рынке размещено около 50 контейнеров, реализующих строительные материалы, промышленные товары и т. п.; территория рынка не разграничена на функциональные зоны (торговая, административно-складская, хозяйственная); территория рынка не благоустроена, отсутствует асфальтное покрытие, подъездные пути и стоянка для автотранспорта не организованы; отсутствует контейнерная площадка для мусора; на рынке не организованны системы водоснабжения и канализация; отсутствуют условия для соблюдения личной гигиены сотрудников рынка; отсутствует санитарно-бытовые помещения-гардеробы, санузлы, места для приёма пищи и отдыха; не предусмотрена организация ливневой канализации; на прилегающей территории рынка ведутся ремонтные работы. Отсутствуют разрешительные документы на размещение данного рынка, а именно отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельного участка под строительство рынка.
В ходе проведенной Отделом государственного пожарного надзора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в соответствии с указанием прокурора проверки соблюдения норм пожарной безопасности на территории рынка . . . установлено, что монтаж электропроводки не соответствует требованиям нормативных документов по электроэнергетике "ПУЭ"; помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; помещения не оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); территория рынка не обеспечена наружным противопожарным водоотводом (водоемами и гидрантами).
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами, а именно: письмом заместителя Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Ж. исх. . . .К от 22.07.2010 на имя прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга об осуществлении несанкционированной рыночной торговой деятельности в районе . . .; ответом И.О. председателя Земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга З.; фотографиями, согласно которым на ряде контейнеров имеются рекламные вывески, указывающие на продажу товаров; актом обследования . . . свидетельством о государственной регистрации права собственности Бурцева В.А. на земельный указанный участок . . ., площадью 2,85 га, имевший разрешительное использование земли сельскохозяйственного назначения; кадастровым паспортом земельного указанного участка . . . площадью 2,85 га, согласно которому его разрешенное использование которого было изменено на: "Для размещения торговых и складских объектов"; письмом Роспотребнадзора по Орджоникидзевскому и Железнодорожному районам г. Екатеринбурга от 14.07.2010, согласно которому размещение и организация рынка не соответствует требованиям санитарного законодательства, а именно: рынок . . . расположен вблизи жилых домов по . . . на расстоянии менее 50м; на рынке размещено около 50 контейнеров, реализующих строительные материалы, пром.товары и т.п.; территория рынка не разграничена на функциональные зоны, территория рынка не благоустроена, отсутствует асфальтовое покрытие, подъездные пути и стоянка для автотранспорта не организованы; отсутствует контейнерная площадка для сбора мусора; на рынке не организованы системы водоснабжения и канализования; отсутствуют условия для соблюдения личной гигиены работников рынка и санитарно-бытовые помещения; не предусмотрена организация ливневой канализации; на прилегающей территории рынка ведутся ремонтные работы; отсутствуют документы на размещение данного рынка, а именно отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельного участка под строительство рынка; договоры о сдаче в аренду ИП Бурцевым В.А. контейнеров и земельных участок под ними; письмами граждан об осуществлении торговой деятельности на площади . . .
Доводы Бурцева В.А. о том, что он не имеет никакого отношения к деятельности, осуществляемой арендаторами, являются необоснованными, поскольку из представленных доказательств следует, что именно он, как собственник земельного участка, путем изменения его разрешительного использования, установки в определенных местах контейнеров и сдачи их в аренду произвел действия, целью которых была организация торговли.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность Бурцева В.А. по организации рынка осуществляется в нарушении требований Федерального закона N 271 от 30.12.2006 (ред. от 23.12.2010) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.12.2006), а также пожарной безопасности, санитарных правил и норм, что создают опасность для жизни и здоровья граждан и являются недопустимым.
Представленные Бурцевым В.А. кадастровые паспорта земельных участков . . . площадью 604 кв.м. от 23.11.2010 . . . площадью 600 кв.м. от 24.11.2010, содержащие сведения о предыдущем . . ., свидетельствует об их формировании путем выделения из спорного земельного участка и не опровергает установленные судом обстоятельства о его принадлежности Бурцеву В.А. и использовании его для размещения торговых и складских объектов.
При таких обстоятельствах судом принято обоснованное решение о незаконности осуществления Бурцевым В.А. деятельности по организации рынка.
Вместе с тем, поскольку на указанном земельном участке установлены контейнеры и трейлеры, находящиеся во владении третьих лиц, которые к участию в деле судом не были привлечены, решение суда в части возложения на Бурцева В.А. обязанности прекратить указанную незаконную деятельность путем вывоза незаконно установленных торговых трейлеров, как принятое судом в нарушение ст.ст. 40, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без их участия, подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть указанные недостатки, в соответствии с требованиями ст.ст. 40, 56, 57, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разрешить вопрос о привлечении к участию в деле арендаторов земельных участков, вынести на обсуждение сторон обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из доводов сторон разрешить вопрос о представлении и истребовании доказательств, затем исследовать доказательства и дать им надлежащую оценку, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 3 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 15.02.2011 в части обязании Бурцева В.А. прекратить незаконную деятельность по эксплуатации рынка . . . расположенного по адресу: г . . ., путем вывоза незаконно установленных торговых трейлеров до получения соответствующих разрешений и согласований в администрации г.Екатеринбурга - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В остальной части решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 15.02.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Бурцева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.