Верховный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Юдина А.В.
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 29 декабря 2011 года дело по заявлению Открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" о признании недействующим со дня принятия пункта 4 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года, пункта 13 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года в части слов "и использование для производственных нужд".
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункта 4 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года, пункта 13 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года в части слов "и использование для производственных нужд".
Указанные пункты Порядка, по мнению заявителя, не соответствуют норме статьи 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заявитель полагает, что включением в Порядок оспариваемых пунктов, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми фактически ввело ограничение, не предусмотренное федеральным законодательством, поскольку лишило собственника, землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка права безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на том основании, что результаты их деятельности связаны с использованием в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли.
В судебном заседании представители ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" Белых Л.И. и Гудкова Н.В. поддержали заявленные требования.
Представитель Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Климов А.С. с заявленными требованиями не согласился.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего:
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Согласно пункта 9 статьи 4 Федерального закона "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится становление порядка пользования участками недр местного значения.
При этом, в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года утвержден "Порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых" (далее Порядок).
Приказ Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми является нормативным правовым актом, принятым в пределах полномочий органа исполнительной власти Республики Коми, опубликованным в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" 24.06.2011г. N 22.
В оспариваемом заявителем пункте 4 данного Порядка дается определение собственных нужд, под которыми понимаются потребности собственника, землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка, не связанные с использованием результатов деятельности, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на глубинах, превышающих указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка, либо применение взрывных работ, либо продажа и использование для производственных нужд указанных полезных ископаемых или продуктов их переработки допускается только при наличии лицензии на пользование недрами. Наличие лицензии на пользование недрами требуется для строительства подземных сооружений на глубину свыше пяти метров и устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, являющийся источником централизованного водоснабжения.
В соответствии с положениями статей 40, 41 и 43 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, законодатель предоставил лицам, которые пользуются земельными участками на законных основаниях, право осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых имеющихся на земельном участке, для своих нужд по своему усмотрению.
Анализ пункта 4 Порядка свидетельствует о том, что давая определение понятию "собственная нужда", орган исполнительной власти фактически установил субъектный состав собственников земельных участков и других перечисленных лиц, которые могут осуществлять добычу, строительство, устройство и эксплуатацию без каких-либо дополнительных условий и ограничений, при этом исключив из числа указанных выше субъектов лиц, результаты деятельности которых связаны с использованием общедоступных полезных ископаемых в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли.
Исходя из положений норм Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статей 2, 23, 50, в ряд лиц, исключенных пунктом 4 Порядка, попадают субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли.
При этом, использование субъектами предпринимательской деятельности общедоступных полезных ископаемых в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли, (по пункту 4 Порядка), не может считаться использованием для собственных нужд, так как конченой целью любой производственной (технологической) деятельности является получение прибыли. Использование общедоступных полезных ископаемых субъектами предпринимательской деятельности, являющимися собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельного участка, в данном случае, должно осуществляться при наличии лицензии.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
По общему правилу, в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, пользование недрами, сопряженное с добычей, в том числе, общераспространенных полезных ископаемых, обусловлено наличием лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
Пункт 13 оспариваемого Порядка прямо предусматривает, что добыча и использование общераспространенных полезных ископаемых или продуктов их переработки собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли, допускается только при наличии лицензии на пользование недрами.
В то же время, в силу статьи 19 Закона Российской Федерации "О недрах", собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Примененная в статье 19 формулировка "по своему усмотрению" безусловно указывает на то, что наличие лицензии (разрешения) в смысловой трактовке статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах" в данном случае не предусматривается.
Указанное свидетельствует, что статья 19 закона Российской Федерации "О недрах" содержит специальное правило, заключающееся в том, что определенным категориям граждан и организаций предоставлено право по своему усмотрению осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, что свидетельствует о том, что реализация землепользователями своего права на добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах их земельного участка для своих нужд и по своему усмотрению, установленного федеральным законом, не может предусматривать получение лицензии (разрешения).
Фактически, получение разрешения ограничивает права указанных лиц на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд по своему усмотрению, поскольку реализация свободного волеизъявления, установленного Законом Российской Федерации "О недрах", поставлена в зависимость от получения разрешения.
В то же время, указанная норма Федерального закона не исключает из числа безлицензионных пользователей недр лиц, перечисленных в пунктах 4 и 13 Порядка, утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года.
Таким образом, оспариваемые положения Порядка фактически устанавливают разрешительный (лицензионный) порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых землепользователями для своих нужд, в том время как положения вышеуказанных законов такого ограничения в осуществлении их прав не предусматривают.
Соответственно, введение ограничений в праве землепользователей осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых имеющихся на земельном участке, для своих нужд и по своему усмотрению, установленных оспариваемыми пунктами Порядка, противоречит федеральному законодательству.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Министерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с превышением своих полномочий ограничило возможность реализации права, предусмотренного статьей 19 Закона Российской Федерации "О недрах".
Доводы Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, изложенные как в письменных возражениях, так и поддержанные представителем в ходе рассмотрения дела, суд, по вышеизложенным основаниям, не может признать обоснованными.
Ссылки на то, что оспариваемые нормы не нарушают права и законные интересы заявителя, не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что пункт 4 и пункт 13 в части слов "и использование для производственных нужд" "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года, как принятые с превышением полномочий органом исполнительной власти Республики Коми, следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункта 4 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года;
пункта 13 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года в части слов "и использование для производственных нужд" в их указанной части подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".
Руководствуясь ст.ст. 194-199,253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу:
пункт 4 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года;
пункт 13 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года в части слов "и использование для производственных нужд".
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункта 4 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года;
пункта 13 "Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 239 от 14 июня 2011 года в части слов "и использование для производственных нужд" подлежит опубликованию в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.
Председательствующий А.В. Юдин
Решение изготовлено 31 декабря 2011 года
Председательствующий А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.