СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего :Ивановой Н.Г.,
судей: Голикова А.А., Харманюк Н.В.,
при секретаре Вахниной Е.А.
рассмотрела в судебном заседании 19 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе Лихачева А.В. на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Лихачева А.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в отказе выплатить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц, обязании возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме ... рубля отказать."
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения Лихачева А.В., представителя МИФНС N 5- Аншуковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лихачев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченный им налог на доходы физических лиц, обязании возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2010 год в размере ... рубля. Требования мотивировал тем, что полученная им от Министерства экономического развития Республики Коми социальная выплата в виде компенсации на погашение части кредита, полученного на приобретение жилья, не подлежит налогообложению на основании пункта 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Коми с заявлением не согласилась, указав, что пункт 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц при получении за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, освобождения же от налогообложения налогом на доходы физических лиц при получении социальной выплаты в виде компенсации на погашение кредита, полученного на строительство (приобретение) жилья ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Судом принято вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Лихачев А.В. просит об отмене решения по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Лихачев А.В. представил в Межрайонную ИФНС России N 5 по Республике Коми налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2010 год. В налоговой декларации Лихачев А.В. отразил, что в указанном налоговом периоде им получен доход от Министерства экономического развития Республики Коми - социальная выплата в виде компенсации на погашение части кредита, полученного на приобретение жилья, в размере ... руб., и исчислил подлежащий к уплате в бюджет налог на доходы физических лиц в размере ... руб.
ДД.ММ.ГГГГ Лахачев А.В. оплатил налог на доходы физических лиц в размере ... рубля.
ДД.ММ.ГГГГ Лихачев А.В. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми на действия Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми, выразившихся в незаконном предъявлении суммы налога на доходы физических лиц к уплате.
Решением УФНС по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ N жалоба Лихачева А.В. на действия Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления Лихачева А.В., суд первой инстанции исходил из того, что, не смотря на указание в п. 36 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов налогом на доходы физических лиц не облагаются, статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению. Этот перечень не содержит указания на социальную выплату в виде компенсации на погашение части кредита, полученного на строительство или приобретение жилья, как доход, не подлежащий налогообложению.
Судебная коллегия находит данный вывод ошибочным ввиду неправильного применения судом норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, установлен статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, представляющие собой суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
При этом критерием отнесения выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения к доходам, освобождаемым от налогообложения на основании п. 36 ст. 217 Кодекса, является категория средств, направленная на выплату физическому лицу для приобретения и (или) строительства жилого помещения (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или иные источники дохода).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные, не запрещенные законом, источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе, путем предоставления им в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Законом Республики Коми от 13 ноября 2007 года N 100-РЗ "О целевой Республиканской программе "Жилище" на 2008-2011 годы" утверждена целевая республиканская программа "Жилище" на 2008 - 2011 годы, включающая подпрограммы "Подготовка земельных участков под жилищное строительство", "Развитие индивидуального жилищного строительства", "Содействие в осуществлении реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры", "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья", "Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования", "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" и "Переселение жителей из населенных пунктов, признанных закрывающимися".
В целях реализации Закона Республики Коми "О целевой республиканской программе "Жилище" на 2008 - 2012 годы" Постановлением Правительства Республики Коми от 24 июля 2008 года N 199 утвержден "Порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации на погашение части кредита, полученного на строительство или приобретение жилья, семьям (одиноким родителям) при рождении (усыновлении) начиная с 1 января 2008 года ребенка", который определяет механизм предоставления социальных выплат в виде компенсации на погашение части кредита, полученного на строительство или приобретение жилья, семьям (одиноким родителям) при рождении (усыновлении) начиная с 1 января 2008 года ребенка.
Предоставленная Лихачеву А.В. компенсация на погашение части кредита является одним из видов предусмотренной Законом Республики Коми "О целевой республиканской программе "Жилище" на 2008 - 2012 годы" государственной поддержки по приобретению жилья и улучшения жилищных условий, соответственно, исходя из своей правовой природы, данная социальная выплата относится к предусмотренным пунктом 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не облагаемым налогом на доходы физических лиц суммам выплат на приобретение и (или) строительство жилья, предоставленным за счет средств бюджета Республики Коми, поскольку расходы на погашение кредита, использованного на приобретение жилья, являются расходами на приобретение данного жилья.
Положения пункта 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение от налогообложения сумм выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, действуют с 1 января 2008 года.
Данные положения об освобождении от налогообложения налогом на доходы физических лиц указанных субсидий были введены одновременно с исключением возможности получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если оплата таких расходов произведена за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (пп. "в" п. 11 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2008 г. вместо механизма вычета расходов, произведенных налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, применяется механизм освобождения доходов налогоплательщика в виде сумм вышеуказанных субсидий от обложения налогом на доходы физических лиц.
Соответственно, с 1 января 2008 года любые выплаты, полученные налогоплательщиком за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на строительство или приобретение жилья, включая выплаты семьям, осуществляемые в рамках приоритетных национальных проектов, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ результаты камеральной налоговой проверки, в случае, если не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки, актом проверки не оформляется, решение в порядке статьи 100 НК РФ не принимается.
Как указывалось выше, предоставление Лихачеву А.В. компенсации из бюджета на погашение части кредита является ничем иным, как суммой направленной на приобретение квартиры, и поскольку судебной коллегией признано, что предоставленная истцу выплата не подлежит налогообложению, не могут быть признаны законными действия должностного лица МИФНС России N 5 по проведению камеральной налоговой проверки декларации на доходы физических лиц, представленной Лихачевым А.В., в части подтверждения заявленной налогоплательщиком суммы налога в налоговой декларации правомерной.
Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении заявления Лихачева А.В. нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления Лихачева А.В. о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Коми и возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Коми обязанности возвратить излишне уплаченный Лихачевым А.В. налог на доходы физических лиц за 2010 год в размере ... рубля.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 13 января 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Заявление Лихачева А.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Коми.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Коми возвратить излишне уплаченный Лихачевым А.В. налог на доходы физических лиц за 2010 год в размере ... рубля.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.