Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Луниной Т.Д., Юрковой Т.А.,
при секретаре Колосковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" на решение Пролетарского районного суда г.Тулы от 12 января 2012 года по делу по иску Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" в защиту интересов неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты" о признании действий ответчика противоправными и прекращении противоправных действий.
Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тульская региональная общественная организация - Общество защиты прав потребителей "данные изъяты" действующая в защиту интересов неопределенного круга потребителей, в лице председателя правления Копылова Б.Б. обратилась в суд в защиту неопределенного круга потребителей с иском к обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты" о признании действий ответчика противоправными и прекращении противоправных действий.
В обоснование заявленных требований указала, что в Тульскую региональную общественную организацию - Общество защиты прав потребителей "данные изъяты" от жителей г. Тулы поступили многочисленные жалобы по факту необоснованного завышения размера платы за отопление, выставляемой в квитанциях обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" (далее по тексту - ООО "данные изъяты" Анализ представленных платежных документов показал, что в нарушение жилищного законодательства в строке "отопление" отсутствует информация об объемах потребленного энергоресурса, а в качестве тарифа используется тариф, не установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, при расчетах платы за отопление ответчиком не используется утвержденный норматив, не проводились предусмотренные законодательством ежегодные корректировки размера платы за отопление.
ООО "данные изъяты" является организацией, предоставляющей коммунальные услуги, производящей или приобретающей коммунальные ресурсы и отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Между ООО "данные изъяты" и ресурсоснабжающими организациями заключен договор на подачу тепловой энергии. Действия ответчика нарушают права и законные интересы потребителей, поскольку последние не могут проконтролировать правильность начисленных им платежей.
Тульская региональная общественная организация - Общество защиты прав потребителей "данные изъяты" просила суд:
признать действия общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" по начислению потребителям коммунальных услуг, проживающих в домах, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты", не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, платы за отопление в 2007-2010 годах выполненными с нарушением законодательства Российской Федерации;
обязать общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" прекратить выполнять расчет платы за отопление потребителям, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии без применения тарифов, утвержденных уполномоченным органом, и норматива на отопление, установленного в соответствии с законодательством;
обязать общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" выполнять расчет платы за отопление с применением тарифа на тепловую энергию, утвержденных уполномоченным органом, и указывать этот тариф в платежных документах, выставляемых потребителям;
обязать общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" до приведения в соответствии с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Тульской области, использовать при расчете платы за отопление с потребителями, проживающими в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, норматив, утвержденный постановлением Главы администрации города Тулы от 29.06.1994 года N 535 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг", в размере 0,17 Гкал/год на отопление 1 кв. м общей площади жилья;
обязать общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в платежных документах, выставляемых потребителям, по строке "отопление" указывать объем потребленного коммунального ресурса;
в случае удовлетворения иска обязать общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в установленный срок довести через средства массовой информации решение суда и возместить общественному объединению потребителей все понесенные по делу судебные издержки.
В судебном заседании представители истца - Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" - председатель правления Копылов Б.Б., имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, и по доверенности Комарова Т.Т. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца - Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" - председатель правления Копылов Б.Б. дополнительно просил взыскать с общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" судебные расходы на оплату его (Копылова Б.Б.) услуг по представлению в суде интересов неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги по отоплению в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель ответчика - общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" по доверенности Королева В.В. в судебном заседании исковые требования Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" не признала, просила отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Тульской городской Думы по доверенности Якубовская М.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации города Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" сочтя их необоснованными.
Судом постановлено: исковые требования Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" в защиту интересов неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты" о признании действий ответчика противоправными и прекращении противоправных действий удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу привести платежные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства и указывать в строке "отопление" значение тарифа на тепловую энергию и объем потребленной в течение расчетного периода тепловой энергии, который при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета указывается, исходя из норматива потребления коммунальных услуг и общей площади помещения.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу довести решение до сведения потребителей через средства массовой информации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" в защиту интересов неопределенного круга потребителей отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей " "данные изъяты" ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения председателя правления Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" Копылова Б.Б. и представителя по доверенности Комаровой Т.Т., возражения представителей общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" по доверенностям Королевой В.В., Кремса О.Е., представителя администрации города Тулы по доверенности Синдеева М.М., относительно предмета спора, представителя Тульской городской Думы по доверенности Якубовской М.Е., судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам, и пришёл к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "данные изъяты" является управляющей организацией в отношений дома N 6 по ул. "данные изъяты" г. Тулы, дома N 8 по ул. "данные изъяты" г. Тулы, дома N 6 по ул. "данные изъяты" г. Тулы, дома N 133 по пр. "данные изъяты" г. Тулы и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию как исполнитель коммунальных услуг.
Установлено, что вышеуказанные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета расхода тепловой энергии.
В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.05.2006 года N 307 "О порядке представления коммунальных услуг гражданам", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В подпункте "а" пункта 19 названных Правил выведена формула, по которой должен производиться расчет размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов.
Согласно данной формуле размер платы должен определяться исходя из общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, также предусмотрено, что потребитель имеет право, в частности, получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через представителя); получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.
Управляющие организации обязаны предоставить гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
Согласно пункту 38 Правил в платежном документе, среди прочего, указываются значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) (подпункты "в" и "г" пункта 38 Правил).
Судом первой инстанции проверялись доводы истцов о том, что ООО "данные изъяты" не указывает в платежном документе объем потребления тепловой энергии, а в качестве тарифа указывает величину, отличную от значений тарифов, ежегодно устанавливаемых департаментом Тульской области по тарифам. В подтверждение своих доводов истцами представлены квитанции об оплате коммунальных услуг.
Допрошенная судом в качестве специалиста "данные изъяты" пояснила, что ООО "данные изъяты" осуществляет поставку тепловой энергии в жилые дома по адресам: "адрес" не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, и получает за это плату. Размер платы за поставленное тепло определяется по формуле P=Si*Vt*Tt
где:
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО "данные изъяты" ежегодно устанавливаются департаментом (в настоящее время - Комитетом) Тульской области по тарифам, а нормативы потребления тепловой энергии на отопление были установлены Тульской городской Думой. Представителями истца не представлено доказательств, что данная формула ООО "данные изъяты" не применяется при начислении оплаты за поставленное тепло. Указала, что положение о корректировке платы за отопление с 09.06.2011 года утратило силу. Кроме того, у ООО "данные изъяты" не было необходимости проводить данную корректировку, поскольку начисление платежей осуществлялось строго по тарифу, нормативам и общей площади жилых помещений.
Постановлением Главы администрации города Тулы N 535 от 29.06.1994 года "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилья в размере 0,17 Гкал/год. Решением Тульской городской Думы от 25.11.2008 года N 57/1255 были установлены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле, признанные противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Тулы от 01.12.2009 года, то есть с 25.02.2010 года.
25.02.2010 года Тульской городской Думой принято решение N 86/1807, согласно которому временно, до принятия Тульской городской Думой решения "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", в расчетах услуг на отопление рекомендовано применять норматив потребления тепловой энергии в городе Туле в размере 0,015 Гкал в месяц (0,18 Гкал в год) на 1 кв. м общей площади помещений в жилищном фонде на территории муниципального образования город Тулы. Решением Центрального районного суда г. Тулы от 26.04.2010 года, вступившего в законную силу 29.07.2010 года, а впоследствии решением Тульской городской Думы от 26.05.2010 года N 3/61 данный норматив также был отменен и утверждены новые нормы потребления тепловой энергии, которые вводились в действие с 01.07.2010 года. Решением Центрального районного суда г. Тулы от 07.12.2010 года, вступившим в законную силу 24.03.2011 года, а впоследствии решением Тульской городской Думы от 25.05.2011 года N 26/526 решение Тульской городской Думы от 26.05.2010 года N 3/61 было признано утратившим силу с 24 марта 2011 года. Осуществляя расчет платы за поставленное тепло, ООО "данные изъяты" использовало указанные выше нормативы потребления. Полагала, что никакого нарушения в данном случае со стороны управляющей организации не было, поскольку нормативы были утверждены уполномоченным органом и действовали до их отмены судом.
После вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Тулы от 07.12.2010 года, вступившего в законную силу 24.03.2011 года, которым признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, нормативы потребления тепловой энергии, утвержденные решением Тульской городской Думы от 26.05.2010 года N 3/61, ООО "данные изъяты" продолжало использовать для расчета оплаты поставленной тепловой энергии последний норматив потребления, поскольку иных нормативов потребления до настоящего времени не принято.
Пояснила, что в квитанциях, выставляемых потребителям за отопление, в строке "отопление" в графе "объем", действительно, не указан объем потребленной квартирой тепловой энергии, поскольку указать фактический объем потребленного энергоресурса ввиду отсутствия общедомовых либо индивидуальных приборов учета невозможно. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг граждан устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за отопление определяется исходя из общей площади помещения, нормативов потребления и установленного тарифов. Распределение тепла в течение года неравномерное, поэтому для удобства расчетов установлено, что население вносит плату за отопление ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, равными долями от годового платежа. То есть объем фактически оказанных услуг по теплоснабжению оплачивается населением исходя из 1/12 части начислений равномерно в течение 12 месяцев, в связи с чем указание в графе "объем" усредненного показателя, одинакового в течение всего календарного года, представляется неверным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Обратила внимание, что в графе "тариф" указывается не тариф, установленный для ресурсоснабжающих организаций департаментом Тульской области по тарифам, а расчетная величина - ставка оплаты за отопление жилых помещений за 1 кв. м общей площади. Пояснила, что указанные в квитанции в графе "тариф" суммы, по сути, это перемноженные тариф на норматив потребления. Полученное производное исчисляется в рублях за кв. м, и потребителю остается лишь перемножить данную величину на общую площадь занимаемого жилого помещения, чтобы получить размер платы за отопление. То есть в данном случае строки "тариф" и "норматив потребления" объединены в одной строке. Однако данное обстоятельство не освобождает граждан-потребителей от оплаты жилищно-коммунальной услуги - отопления, поскольку данные производные получены и все расчеты произведены управляющей организацией в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, то есть умножались действующие тариф, норматив и общая площадь жилого помещения, а потому права граждан-потребителей в данном случае не нарушены.
Таким образом, судом установлено, что ООО "данные изъяты" производит расчеты с потребителями за оказанную им коммунальную услугу теплоснабжения на основании платежных документов, которые в нарушение обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, не содержат необходимой и достоверной информации. В нарушение пункта 38 Правил в платежном документе не доведена до потребителя информация о тарифе (цене) на коммунальную услугу по отоплению и объем потребления тепловой энергии, в связи с чем потребители лишены возможности производить проверку обоснованности начисленных к оплате сумм.
Исходя из установленных обстоятельств, вышеприведенных правовых норм, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика указывать тариф на коммунальную услугу по отоплению и объем потребления тепловой энергии в платежных документах, направляемых в адрес потребителей.
Доводы представителей истца о том, что ежемесячный расчет платы за отопление производится ответчиком в течение 2006-2011 года неправильно, без учета установленных тарифов и утвержденных нормативов, не нашли своего объективного подтверждения.
В судебном заседании представитель истца - председатель Правления Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" Копылов Б.Б. пояснил, что такой вывод носит предположительный характер и сделан им на основании анализа содержания платежных документов, в которых управляющей организацией не указаны действующие тарифы и нормативы потребления тепловой энергии. Однако суд правильно признал, что неуказание в счетах-квитанциях данных показателей (тарифа и норматива потребления), а равно указания вместо них величин, полученных расчетным путем, но с применением действующих тарифов и нормативов, не свидетельствует об их (тарифов, нормативов потребления энергоресурса) неприменении ответчиком при расчете платы за отопление.
Доводы истцов о том, что тарифы, указанные в строке "отопление" платежных документов, выставляемых потребителям, не были приняты и опубликованы в установленном законом порядке, в связи с чем применение их управляющей организацией при начислении платы за отопление незаконно и нарушает права потребителей коммунальной услуги, судом признаны несостоятельными, поскольку величины, указанные в графе "тариф" счетов-квитанций не являются тарифом, а являются расчетной величиной, платой за отопление за 1 кв. м общей площади жилого помещения и их официальная публикация законом не предусмотрена.
Вместе с тем, в судебном заседании представитель ООО "данные изъяты" по доверенности Королева В.В. не отрицала, что Обществом при расчете платы за отопление жителям дома N 6 по ул. "адрес" г. Тулы в 2011 году ошибочно использован вместо тарифа, установленного департаментом Тульской области по тарифам для Тульского артиллерийского инженерного института, тариф, установленный для ЗАО "данные изъяты" в настоящее время производится перерасчет платы за отопление с применением нужного тарифа.
В связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что нельзя признать ошибочным и в силу этого незаконным в отношении неопределенного круга лиц, как того требует истец, начисление ООО "данные изъяты" потребителям лишь одного дома оплаты за тепловую энергию с нарушением установленного законодательством порядка расчета. Данные требования должны заявляться индивидуально каждым из потребителей, чьи права и законные интересы нарушены ответчиком. Начисление платы за отопление производится потребителям коммунальных услуг индивидуально, и каждый из них не лишен возможности самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту.
Доказательств того, что приведенные случаи нарушений со стороны ответчика - управляющей организации относятся ко всем потребителям, не имеется.
Проверяя доводы истца в части необходимости проведения ежегодной корректировки платы за отопление в сторону увеличения либо уменьшения в связи с фактическим объемом потребления многоквартирным домом тепловой энергии, суд первой инстанции, исходя из положений ч.1 и 2 ст.157 ЖК РФ, правильно признал, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
До 13.08.2010 года - даты вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления, а с 13.08.2010 года - подлежали утверждению органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и по установленным тарифам, которые устанавливаются ежегодно департаментом Тульской области по тарифам, переименованным Указом Губернатора Тульской области от 15.09.2011 года N 1 "О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области" в Комитет Тульской области по тарифам.
Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в том числе и отопление) в сторону увеличения или уменьшения предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Установлено, что между ООО " "данные изъяты" и ОАО ИВЦ ЖКХ заключен агентский договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией; корректировки размера платы за отопление не производятся.
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
Для расчета размера корректировки платы за отопление необходимо исходить из размера оплаты за отопление. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в подпункте 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Судом установлено, что в домах, где проживают граждане, в защиту прав которых обратился истец, не установлены приборы учета тепловой энергии.
Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома производится по формуле Poki=Pkp*Si/Sd-Pfni
где:
Pkp - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Sd - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
Pfni - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.);
На сегодняшний день такой порядок определения платы за потребленную в многоквартирном жилом доме тепловую энергию, на который (порядок) имеется ссылка в формуле, законодательством Российской Федерации не установлен.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
Следовательно, без учета норм вышеуказанного законодательства корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является неправомерной.
Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в доме в течение всего отопительного периода должен решаться исходя из установленных управомоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг. В отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организацией счета исходя из нормативов потребления; правовые основания проведения корректировки в этом случае отсутствуют.
Единственно правильным способом определения стоимости потребленной тепловой энергии по нормативу, то есть без приборов учета, является способ, указанный в подпункте 1 пункта 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, то есть без учета ежегодной корректировки платы расчетным путем, поскольку на сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом Российской Федерации такой расчетный способ не определен.
Таким образом, в отсутствие общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая (а равно управляющая) организация не вправе самостоятельно изменять размер платы за оказываемые гражданам коммунальные услуги. В подобных случаях организация обязана выставлять счета только исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Кроме того, согласно п.16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.
Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13 Правил).
В связи с чем, суд правильно указал, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
Если в многоквартирном доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, то управляющая организация, оказывающая коммунальные услуги лицам, которые проживают в этом доме, имеет право произвести корректировку платы за отопление, если только уполномоченным органом власти внесены соответствующие изменения в норматив либо тариф потребления тепловой энергии в виде отопления, что фактически производится ответчиком.
Как следует из объяснений сторон, норматив потребления тепловой энергии на отопление с 01.01.2008 года рассчитывался на основании Постановления Департамента Тульской области N 32/3 от 22.11.2007 года, с 01.01.2009 года - на основании решения Тульской городской Думы N 57/1255 от 25.11.2008 года, с 25.02.2010 года - на основании решения Тульской городской Думы N 86/1807 от 25.02.2010 года, с 01.07.2010 года - на основании решения Тульской городской Думы N 3/61 от 26.05.2010 года.
01.12.2009 года решением Центрального районного суда г. Тулы, вступившим в
законную силу 25.02.2010 года, признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", согласно которому норматив на отопление общей площади помещений в многоквартирных домах был установлен 0,18 Гкал/год на 1 кв. м и на отопление общей площади помещений в многоквартирных домах, оборудованных полотенцесушителями, работающими от горячего водоснабжения - 0,19 Гкал/год на 1 кв. м.
26.04.2010 года решением Центрального районного суда г. Тулы, вступившим в законную силу 29.07.2010 года, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 решения Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в г. Туле", которым временно были введены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление, согласно которым в расчетах услуг на отопление надлежит применять норматив потребления тепловой энергии в городе Туле в размере 0,015 Гкал в месяц (0,18 Гкал в год) на 1 кв. м общей площади жилья на территории муниципального образования город Тула.
07.12.2010 года решением Центрального районного суда г. Тулы, вступившим в законную силу 24.03.2011 года, признано противоречащим федеральному законодательству и не действующему со дня вступления решения суда в законную силу решение Тульской городской Думы от 26.05.2010 года N 3/61 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в муниципальном образовании город Тула", которым были установлены следующие нормативы потребления тепловой энергии на отопление в г. Туле:
кирпичные жилые дома 1-5 этажей - для жилых помещений 0,192 Гкал/год на 1 кв.м., 0,016 Гкал/месс. на 1 кв. м, в том числе для мест общего пользования - 0,0141 Гкал/год на 1 кв. м, 0,0012 Гкал/мес. на 1 кв. м;
кирпичные жилые дома выше 5 этажей - для жилых помещений 0,179 Гкал/год на 1 кв. м, 0,015 Гкал/мес. на 1 кв. м, в том числе для мест общего пользования - 0,0185 Гкал/год на 1 кв.м., 0,0015 Гкал/мес. на 1 кв. м;
смешанные (брусчатые, бревенчатые, смешанные) жилые дома - для жилых помещений 0,192 Гкал/год на 1 кв. м, 0,016 Гкал/мес. на 1 кв. м, в том числе для мест общего пользования - 0,0123 Гкал/год на 1 кв. м, 0,0010 Гкал/мес. на 1 кв. м;
железобетонные жилые дома - для жилых помещений 0,189 Гкал/год на 1 кв.м., 0,016 Гкал/мес. на 1 кв. м, в том числе для мест общего пользования - 0,0237 Гкал/год на 1 кв. м, 0,0020 Гкал/мес. на 1 кв. м;
панельные жилые дома 1-5 этажей - для жилых помещений 0,189 Гкал/год на 1 кв.м., 0,016 Гкал/мес. на 1 кв.м., в том числе для мест общего пользования - 0,0139 Гкал/год на 1 кв. м, 0,0012 Гкал/мес. на 1 кв. м;
панельные жилые дома выше 5 этажей - для жилых помещений 0,176 Гкал/год на 1 кв. м, 0,015 Гкал/мес. на 1 кв.м., в том числе для мест общего пользования - 0,0203 Гкал/год на 1 кв. м, 0,0017 Гкал/мес. на 1 кв. м;
монолитные жилые дома - для жилых помещений 0,189 Гкал/год на 1 кв. м, 0,016 Гкал/мес. на 1 кв. м, в том числе для мест общего пользования - 0,0312 Гкал/год на 1 кв. м, 0,0026 Гкал/мес. на 1 кв. м;
шлакоблочные жилые дома - для жилых помещений 0,195 Гкал/год на 1 кв.м., 0,016 Гкал/мес. на 1 кв. м, в том числе для мест общего пользования - 0,0144 Гкал/год на 1 кв. м, 0,0012 Гкал/мес. на 1 кв. м.
На основании части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал истцу в данной части исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого решения в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании действия ответчика - ООО "данные изъяты" по начислению коммунальных услуг потребителям, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, платы за отопление в 2007-2011 годах, выполненными с нарушением законодательства Российской Федерации; отказа в обязании ответчика с 24.03.2011 года до приведения в соответствии с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Тульской области, использовать при расчете платы за отопление с потребителями, проживающими в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, норматив, утвержденный постановлением Главы администрации города Тулы от 29.06.1994 года N 535 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг", в размере 0,17 Гкал/год на отопление 1 кв. м общей площади жилья, судебная коллегия исходила из следующего.
Как следует из содержания упомянутых выше решений Центрального районного суда г. Тулы и правовой позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", все оспариваемые решения Тульской городской Думы признаны недействующими лишь со дня вступления решений суда в законную силу, ввиду того, что каждый оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Таким образом, принятые Тульской городской Думой решения от 26.11.2008 года N 57/1255, от 25.02.2010 года N 86/1807, от 26.05.2010 года N 3/61 с момента их принятия и до момента вступления соответствующих решений Центрального районного суда г. Тулы в законную силу являлись действующими.
Следовательно, нормативы потребления, по которым ООО "данные изъяты" производило расчет, а потребители - оплату за отопление в период с 01.01.2009 года по 24.03.2011 года (до вступления в законную силу названного выше решения Центрального районного суда г. Тулы от 07.12.2010), подлежали применению в указанный период.
Исходя из чего, суд правильно признал, что права неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых выступает истец, не нарушены, так как оплата за отопление начислялась и производилась в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, в пределах своей компетенции установившими нормативы потребления тепловой энергии.
Доводы истца о необходимости применения управляющей организацией в период с 24.03.2011 года по настоящее время при начислении платы за тепловую энергию норматива в размере 0,17 Гкал/год, утвержденного Постановлением Главы администрации города Тулы от 29.06.1994 года N 535 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг", судом признаны несостоятельными, исходя из следующего.
Как усматривается из содержания Постановления Главы администрации города Тулы от 29.06.1994 года N 535 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг", данный нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в условиях большого дефицита бюджета и ускорения перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, во исполнение Постановлений Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и от 23.12.1993 года N 1329 "О дополнении постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 935", постановления Главы администрации Тульской области от 19.05.1994 года N 236 "Об утверждении порядка предоставления компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг", которые к 24.03.2011 года утратили свою силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.06.1996 года N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", признавшего утратившими силу Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг", Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.1993 года N 1329 "О дополнении Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 935".
Согласно части 1 статье 157 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 года N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по утверждению нормативов коммунальных услуг законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, на момент вступления решения Центрального районного суда г. Тулы от 07.12.2010 года в законную силу, то есть на 24.03.2011 года, Тульская городская Дума, не относящаяся к числу органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в данном случае - Тульской области) утратила свое право утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.
Не является таковым и Глава администрации города Тулы, принявший Постановление от 29.06.1994 года N 535 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг".
Нормативы потребления, на которые имеется ссылка в части 1 статьи 157 ЖК РФ, органом государственной власти Тульской области до настоящего времени не приняты.
Следовательно, применение Постановления Главы администрации города Тулы от 29.06.1994 года N 535 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг" противоречит действующему законодательству.
Кроме того, подпунктом "д" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", установлен порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (пункт 20 Правил).
Между тем, Постановлением Главы администрации города Тулы от 29.06.1994 года N 535 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и ставок оплаты жилья и коммунальных услуг", определен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов без учета конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства, то есть без дифференциации по видам жилищного фонда, что как правильно указал суд, не соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и исключает возможность его (Постановления) применения.
Суд правильно, в соответствии с положениями ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", возложил на ООО "данные изъяты" обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу довести решение до сведения потребителей через средства массовой информации.
Разрешая требования представителя истца - Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" - председателя Копылова Б.Б., о возмещении ему понесенных в связи с рассмотрением дела расходов по представлению неопределенного круга лиц и защите их прав в рассматриваемом деле, в сумме "данные изъяты" рублей, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, обоснованно исходя из того, что Законом РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" ( статьи 45, 46), а также Уставом Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" не предусмотрен возмездный характер оказания каких-либо услуг потребителям, включая предъявление исков в интересах потребителей и их поддержание в суде.
Таким образом, полном и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и, дав им оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, в соответствии
с требованиями материального и процессуального законов, суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и проверки суда первой инстанции, по существу направлены на необоснованную переоценку исследованных судом доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, которые не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
При этом необоснованность данных доводов отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пролетарского районного суда Тульской области от 12 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тульской региональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий ...
Судьи ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.