Решение Астраханского областного суда от 20 декабря 2010 г. по делу N 3-40/2010
(Извлечение)
Астраханский областной суд в составе
председательствующего судьи Лавровой СЕ.
при секретаре Токсамбаевой Э.Х.
с участием прокурора Бурхетьевой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-40/2010 по заявлениюСахнова А.В. об оспаривании некоторых положений Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области",
УСТАНОВИЛ:
Астраханской Государственной Думой принят закон Астраханской области 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", опубликованный в издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", N 47, 19 октября 2006 года.
Сахнов А.В. обратился в Астраханский областной суд с заявлением о признании недействующим подпункта 3 пункта 1 статьи 2 Закона Астраханской области 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области".
В обоснование заявленных требований указал, что администрация Губернатора Астраханской области письмом N ОГ-5602 от 14 октября 2010 года на основании обжалуемой нормы закона отказала ему в выделении социального (субсидированного) жилья, поскольку как сотрудник федерального государственного учреждения он не отнесен к категории получателей финансовой поддержки за счет средств областного бюджета. Полагал подпункт 3 пункта 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" противоречащим пунктам 2, 3 статьи 2 и пункта 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В процессе рассмотрения дела Сахнов А.В. уточнил и дополнил заявленные требования, просил суд признать недействующей статью 2 Закона Астраханской области 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" и привести ее в соответствие с пунктом 3 статьи 13 и статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представители Государственной Думы Астраханской области Карпова Н.Ю., Губернатора Астраханской области Нурутдинова З.Д., Управления министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области Данилов С.А., заявленное требование не признали и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что закон Астраханской области принят в соответствии с Федеральным законодательством и не нарушает прав граждан.
Представитель Главного федерального инспектора по Астраханской области в судебное заседание не явился.
Выслушав заявителя, представителей Государственной Думы Астраханской области, Губернатора Астраханской области, Управления министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области, заключение прокурора Бурхетьевой Е.М., полагавшей заявление необоснованным, и исследовав материалы дела, областной суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Частью 6 статьи 5 вышеназванного Кодекса определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании указанного Кодекса, принятых в соответствии с данным Кодексом других федеральных законов.
На основании пункта "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти; субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Уставом Астраханской области определено, что в совместном ведении Российской Федерации и Астраханской области находится, в том числе, и жилищное законодательство (подпункт 10 пункта 1 статьи 10), законодательная власть в Астраханской области осуществляется Государственной Думой Астраханской области (часть 1 статьи 15).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Государственной Думы Астраханской области, являющейся постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Астраханской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и порядку его принятия.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъекту Российской Федерации в области жилищных отношений полномочия, Астраханской областной Думой принят Закон Астраханской области 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", статья 2 которого устанавливает категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области.
В частности, жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области предоставляются следующим категориям граждан, признанным по установленным федеральным и областным законодательством основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий (часть 1):
1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и лица из их числа);
2) семьям и одиноким родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
3) работникам муниципальных и областных учреждений, финансируемых соответственно за счет средств местного и областного бюджетов на состав семьи, которые на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют трудовой стаж работы в муниципальных и областных учреждениях не менее 5 лет;
4) гражданам, больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза;
5) работникам органов государственной власти Астраханской области, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Астраханской области, на состав семьи, которые на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют непрерывный трудовой стаж работы в органах государственной власти Астраханской области не менее 5 лет;
6) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых органами исполнительной власти Астраханской области, на состав семьи, которые на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют трудовой стаж работы в вышеуказанных службах или формированиях не менее 5 лет.
Категориям граждан, указанным в части 1 настоящей статьи, могут предоставляться по их выбору социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств областного бюджета (далее - социальные выплаты) в порядке, установленном Правительством Астраханской области (часть 2).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что к вопросам, решаемым на федеральном уровне, Жилищный кодекс Российской Федерации относит, помимо прочего, определение оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (статья 51), нуждаемость в жилом помещении - одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. К полномочиям субъекта Российской Федерации этот вопрос не отнесен, однако к компетенции субъекта Российской Федерации относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункты 4 и 5 статьи 13, часть 3 статьи 49 ЖК РФ). Органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда в случае наделения этих органов соответствующими государственными полномочиями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Статья 2 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" подразумевает, определение субъектом Российской Федерации иных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения из жилищного фонда Астраханской области, согласно пункту 4 статьи 13 ЖК РФ. Государственная Дума Астраханской области вправе устанавливать с учетом своих финансовых возможностей иные категории граждан, которым предоставляется жилые помещения из жилищного фонда Астраханской области.
Оспариваемая норма определена с учетом вышеприведенных норм права, и уровень жилищных прав граждан, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, не снижен. Доказательств несоответствия оспариваемого положения нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено, не вызывает оспариваемая норма и неоднозначного толкования, отвечая общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности.
Доводы заявителя о необходимости включения в перечень иных категорий граждан в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Астраханской области малоимущих сотрудников федеральных государственных учреждений не основаны на законе, поскольку жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по основаниям перечисленным в Жилищном кодексе Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права каких-либо правовых оснований для признания недействующей статьи 2 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Астраханский областной суд
РЕШИЛ:
ЗаявлениеСахнова А.В. об оспаривании некоторых положений Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.