Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шустовой Т.П.
судей областного суда Стёпина А.Б., Хаировой Д.Р.
при секретаре Русских Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 марта 2012 года по гражданскому делу по заявлению федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" об оспаривании акта проверки и предписания государственной инспекции труда в Астраханской области,
УСТАНОВИЛА:
ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта проверки от 3 февраля 2012 года и предписания государственной инспекции труда в Астраханской области от 6 февраля 2012 года, указав, что 8 февраля 2012 года учреждением получен акт проверки государственного инспектора труда по правовым вопросам Ж., согласно которому Государственной инспекцией труда в АО по факту коллективного обращения работников проведена документарная проверка ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий", выявлены нарушения трудового законодательства: не выполнено распоряжение Правительства N 957-р от 31 мая 2011 года, распоряжение Правительства N 1641-р от 27 сентября 2011 года по повышению оплаты труда на 6,5 работникам образования, а именно денежные средства, выделенные на повышение окладов тарифных ставок работникам колледжа направлены на выплату премий стимулирующего характера, что повлекло за собой нарушения статьи 144 Трудового кодекса РФ "Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений". Государственным инспектором труда по правовым вопросам Ж. не приняты во внимание доводы главного бухгалтера ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" Ф. о том, что с 1 июня 2011 года увеличена заработная плата сотрудникам, чья оплата труда была ниже минимального размера оплаты труда, за счет средств, выделенных из федерального бюджета. Во исполнение распоряжения Правительства РФ N 957-р от 31 мая 2011 года работникам образовательного учреждения произведены выплаты стимулирующего характера в июне 2011 года. На основании решения Совета колледжа в декабре 2011 года произведены начисления стимулирующей (премиальной) выплаты. Размер выплат для каждого работника установлен в соответствии с его квалификацией, коэффициентом, наличием высшего образования, доплат за руководство, заведование кабинетом и т.д. на основании распоряжения Правительства РФ N 583 от 5 августа 2008 года. Таким образом, ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" выполнены все требования распоряжений Правительства РФ N 957-р от 31 мая 2011 года и N 1641-р от 27 сентября 2011 года. По итогам проверки 6 февраля 2012 года государственным инспектором труда по правовым вопросам Ж. выдано предписание об устранении нарушении трудового законодательства - привести оклады работников ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" в соответствие с требованиями распоряжения Правительства РФ от 27 сентября 2011 года N 1461. Просили признать выводы акта и предписания незаконными и необоснованными.
В судебном заседании представитель ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" Казаков В.Ю. заявление поддержал.
Государственный инспектор труда по правовым вопросам Ж. в удовлетворении заявления просила отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 1 марта 2012 года в удовлетворении заявления ФГОУ СПО "Астраханский колледж профессиональных технологий" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФГОУ СПО "Астраханский колледж профессиональных технологий" ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, указано, что суд сделал неправомерный вывод о невыполнении распоряжения Правительства РФ N 957-р т 31 мая 2011 год и распоряжения Правительства РФ N 583 от 5 августа 2008 года, в соответствии с которыми должно производиться повышение оплаты труда, а не оклада или базового оклада.
На заседание судебной коллегии представитель ФГОУ СПО "Астраханский колледж профессиональных технологий", государственный инспектор труда по правовым вопросам Ж. не явились, ходатайств об отложении дела не представлено. Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на заработную плату за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Аналогичная норма заложена в статье 133 Трудового кодекса РФ: месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, зарплата включает в себя три составляющие: оклад (должностной оклад), стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты.
Статьей 134 Трудового кодекса РФ установлено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу положений статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 27 сентября 2011 года N 1641-р "Об увеличении обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба" федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета поручено принять меры по увеличению с 1 октября 2011 года на 6,5 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников: федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений; федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений"; работников государственных академий наук и подведомственных им учреждений.
Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2011 год N 1641-р постановлено принять аналогичные меры по увеличению с 1 октября 2011 года на 6,5 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ N 957-р от 31 мая 2011 года учреждению из федерального бюджета выделены ассигнования на повышение фонда оплаты труда.
Согласно письму Департамента организации бюджетного процесса, учета и отчетности Министерства образования и науки от 13 октября 2011 года во исполнение распоряжения Правительства РФ от 27 сентября 2011 года N 1641-р учреждениям в июне текущего года доведены бюджетные ассигнования на повышение фонда заработной платы на 6,5% с 1 октября 2011 года.
Из материалов дела следует, что 3 февраля 2012 года государственным инспектором труда по правовым вопросам Ж. проведена проверка соблюдения трудового законодательства Российской Федерации по коллективному обращению работников ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" о нарушении их трудовых прав работодателем. В частности, из заявления работников следовало, что должно быть произведено повышение заработной платы.
В результате проверки установлено, что в филиале колледжа повышений размера заработной платы в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 31 мая 2011 года N 957-р и от 27 сентября 2011 года N 1641-р на 6,5 % с июня 2011 года и на 6,5% с 1 октября 2011 года произведено не было.
По данному факту инспектором вынесен акт проверки от 3 февраля 2012 года и предписание об устранении нарушений от 6 февраля 2012 года.
Согласно акту проверки N "..." от3 февраля 2012 года в нарушение законодательных норм руководителем ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" выделенные денежные средства выплачены в июне и декабре 2011 года (протокол N "...", протокол N "...") в виде стимулирующих выплат.
Так, во исполнение распоряжения Правительства N 957-р от 31 мая 2011 года в июне 2011 года на основании приказов работникам П., Ф., Г., К. осуществлены выплаты стимулирующего характера.
Согласно выписке из приказа N "..." от 21 декабря 2011 года на основании решения Совета колледжа по итогам работы за 2011 год бухгалтерией колледжа произведены начисления стимулирующий (премиальной) выплаты за декабрь 2011 года из бюджетных средств определенным сотрудникам колледжа.
Дополнительным соглашением к коллективному договору от 29 октября 2010 года N "...", принятому на общем собрании колледжа (Протокол N "..." от 17 июня 2011 года), за счет средств, выделенных из федерального бюджета, доведены до МРОТ (4611 рублей) оклады младшему обслуживающему персоналу ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий", чьи оклады на тот момент не соответствовали МРОТ.
Учитывая, что руководством ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" денежные средства, выделенные на повышения окладов (тарифных ставок) работникам колледжа, направлены на выплату премий стимулирующего характера, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжения Правительства N 957-р от 31 мая 2011 года и N 1641-р от 27 сентября 2011 года по повышению оплаты труда на 6,5 % работникам образования не выполнены, что повлекло за собой нарушение статьи 144 Трудового кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что при таких обстоятельствах районный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку при установлении инспектором нарушения требований трудового законодательства у него имелись основания для вынесения предписания и возложения на заявителя обязанности по устранению допущенных нарушений и восстановлению трудовых прав работников.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал доказательства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.