Правила страхования грузов
(утв. Минфином СССР 24 декабря 1990 г. N 140)
Общие положения и объем ответственности
1. На основании настоящих Правил органы государственного страхования* заключают договоры страхования грузов с предприятиями и организациями независимо от форм собственности, физическими лицами (грузоотправителями, грузополучателями)**.
2. По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки.
3. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости груза, указанной в счете-фактуре или других документах, если иное не предусмотрено в договоре.
4. Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий:
4.1. "С ответственностью за все риски"
По договору страхования, заключенному за этом условии, возмещаются:
а) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил;
б) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.
4.2. "Без ответственности за повреждения"
По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил:
а) убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или ударом их о неподвижные или плавучие предметы, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасания или для тушения пожара;
б) убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.
5. Ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в страховом свидетельстве.
6. Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:
а) всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста;
б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
в) умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку;
д) упаковки или укупорки грузов с нарушением ГОСТов и ОСТов и отправления грузов в поврежденном состоянии;
е) пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или его представителя, но без ведома страховщика самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов;
ж) недостачи груза при целости наружной упаковки;
з) повреждения груза червями, грызунами, насекомыми.
Не возмещаются также всякого рода косвенные убытки.
7. По договорам страхования, заключенным на условиях, указанных в пункте 4.2 Правил, кроме того, не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:
а) отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;
б) обесценения груза вследствие загрязнения при целости наружной упаковки;
в) выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;
г) кражи или недоставки груза.
8. По соглашению сторон условия страхования, указанные в пункте 4 Правил, могут быть изменены, дополнены или заменены другими условиями, общепринятыми в страховой практике.
9. Ставки страховых платежей устанавливаются страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора (приложение 3).
Заключение договора страхования
10. Договор страхования грузов может быть заключен как по месту расположения страхователя, так и по месту нахождения груза на срок, указанный в пункте 5 настоящих Правил, если иное не предусмотрено в договоре.
11. Договор заключается на основании письменного заявления страхователя, составляемого в двух экземплярах. Заявление должно содержать следующие сведения:
а) точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
б) номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;
в) вид транспорта (при морской перевозке - название, год постройки и тоннаж судна);
г) способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);
д) пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
е) дату отправки груза;
ж) страховую сумму;
з) вид условий страхования.
Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие, известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска.
При необходимости (по усмотрению страховщика) договор страхования заключается с осмотром и составлением описи имущества (приложение 4)***.
12. На основании представленных страхователем данных страховщик определяет размер страхового платежа.
Первый экземпляр заявления о страховании после исчисления страхового платежа остается у страховщика, а второй с указанием суммы страхового платежа возвращается страхователю.
Страхователь обязан единовременно уплатить страховщику причитающийся за страхование страховой платеж. Страховой платеж перечисляется на счет страховщика в соответствующем учреждении банка. Днем уплаты платежа считается день списания учреждением банка суммы платежа со счета страхователя.
13. Договор страхования вступает в силу на следующий день после уплаты страхового платежа, если иное не предусмотрено в договоре.
14. Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о всех существенных изменениях степени риска, как например: о значительном замедлении отправки груза, отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, задержке рейса, изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т. д.
Изменения, происшедшие в степени риска после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительного платежа. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.
Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
15. При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные меры к спасанию и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне и в течение суток известить о случившемся страховщика.
16. Страховщик обязан не позднее 3 дней после получения всех необходимых документов приступить к составлению акта установленной формы.
Определение размера ущерба и выплаты страхового возмещения производятся в соответствии с Инструкцией по определению ущерба и выплате страхового возмещения по добровольному страхованию имущества государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций N 199, утвержденной Министерством финансов СССР 30 декабря 1988 г.
17. Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь:
а) сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;
б) не сообщил страховщику о существенных изменениях в риске;
в) не принял мер к спасанию и сохранению груза и не известил страховщика в установленные настоящими Правилами сроки о страховом случае;
г) не представил документов, подтверждающих факт страхового случая и необходимых для установления убытков.
18. Если страхователь получил возмещение за убыток от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.
19. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право регресса, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб; страхователь обязан при получении страхового возмещения передать страховщику все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления права регресса.
20. Если по вине страхователя осуществление регресса окажется невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т. п.), то страховщик в соответствующем размере освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты страхователь обязан возвратить страховщику полученное возмещение.
21. Споры, вытекающие из договора страхования, рассматриваются вышестоящим органом государственного страхования, госарбитражем, народным судом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила страхования грузов (утв. Минфином СССР 24 декабря 1990 г. N 140)
Текст Правил опубликован в "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1991, N 8 без приложений 1,2 и 4
Приказом Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 1074 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 3 декабря 2020 г.