Порядок
применения экономических санкций за нарушение государственной
дисциплины цен
(утв. приказом Минфина РФ от 12 февраля 1992 г. N 23)
Настоящий документ утратил силу согласно письму Роскомцен, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 1 декабря 1992 г. NN 01-17/030-23, 112, ВЗ-6-05/410
С 1 января 1993 года действует "Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", сообщенный вышеназванным письмом
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55.
1.2. Порядок распространяется на предприятия организации и другие юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации*.
1.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" экономические санкции и штрафы применяются к предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен и получившим при этом незаконную выручку (доход).
Под незаконной выручкой (доходом) понимается разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по ценам (тарифам), примененным с нарушением действующего законодательства, и выручкой от реализации продукции по ценам (тарифам), определенным в соответствии с нормативными актами по вопросам ценообразования Правительства Российской Федерации и местных органов власти и управления.
1.3.1. Изъятию в бюджет подлежит вся сумма незаконно полученной выручки (дохода) в результате нарушений государственной дисциплины цен за весь период нарушения, но не более чем за два года.
Одновременно с изъятием суммы незаконно полученной выручки (дохода) предприятие уплачивает штраф в том же размере, а при повторном нарушении - в двукратном размере.
Изъятие незаконной выручки и взыскание штрафа производится за счет хозрасчетного дохода коллектива независимо от финансового состояния предприятия и его взаимоотношений с бюджетом.
1.3.2. В случае невозможности определения суммы незаконно полученной выручки к предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяется штраф в размере 25% от суммы месячного объема реализации (товарооборота) данной продукции (работ, услуг).
1.3.3. За непредоставление статистической и (или) бухгалтерской отчетности или предоставление органам контроля цен заведомо недостоверных (ложных) документов предприятие уплачивает штраф в размере до 50 тыс. руб.
Уплата штрафа не освобождает предприятие от предоставления необходимых материалов.
1.3.4. Применение экономических санкций к предприятиям не освобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен.
1.4. Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушения порядка: применения свободных (рыночных) цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления; формирования и применения регулируемых цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; регулирования цен на продукцию и услуги предприятий-монополистов.
1.4.1. Основанием для применения экономических санкций является получение предприятием незаконной выручки (дохода) в результате нарушения порядка установления и применения всех видов цен (тарифов), а также доплат, надбавок, скидок, накидок к ним, порядка расчетов, отпуска продукции (работ, услуг).
1.4.2. Нарушениями дисциплины цен, по которым применяются экономические санкции, в частности, являются:
завышение уровня регулируемых цен (тарифов) против предельных уровней, утвержденных в установленном порядке;
завышение фиксированных цен на продукцию (товары, услуги);
применение свободных цен при наличии регулируемых;
завышение (снижение) свободных оптовых (отпускных) цен (тарифов) на импортную продукцию (товары);
непредоставление или предоставление в уменьшенном размере скидок, начисление непредусмотренных наценок или завышение установленных надбавок к ценам (тарифам);
получение предприятием-поставщиком дополнительных средств в собственные фонды от потребителей сверх стоимости продукции, реализуемой по регулируемым ценам;
включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также реализация некомплектной продукции;
применение цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении регулируемых цен и тарифов;
завышение свободных оптовых (отпускных) цен на продукцию, когда из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при поступлении жалоб потребителей);
завышение торговых надбавок и снабженческо-сбытовых наценок против установленных предельных уровней;
завышение уровня свободных розничных цен против зарегистрированных в реестре предприятия (продавца);
отсутствие должного оформления свободных цен (протокола, договора и реестра).
1.4.3. Кроме того, к нарушениям государственной дисциплины цен предприятиями-монополистами относятся:
изъятие продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;
необоснованное повышение (снижение) действующих цен на продукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом;
превышение предельного уровня рентабельности в случаях установления его по отдельным видам продукции;
нарушение порядка регистрации декларированных цен.
Предприятия-монополисты, допустившие нарушение антимонопольного законодательства в части установленного порядка ценообразования, уплачивают штраф в размере до 1 млн. руб. соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Порядок исчисления сумм незаконно полученной выручки (дохода)
2.1. Сумма незаконно полученной предприятием выручки (дохода), подлежащая изъятию в бюджет, определяется как разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) по ценам, тарифам и доплатам к ним, утвержденным в соответствии с нормативными документами Правительства Российской Федерации и местных органов власти и управления.
2.2. При исчислении суммы незаконно полученной выручки, подлежащей изъятию в бюджет у предприятий, допустивших нарушения порядка установления и применения цен на продукцию, товары (работы, услуги), в случаях, когда это повлекло за собой завышение налогов или акциза, излишне внесенная сумма налогов или акциза возврату из бюджета не подлежит.
2.3. Сумма незаконно полученной предприятием выручки (дохода) в результате посреднической (коммерческой) деятельности определяется как разница между примененной наценкой (надбавкой) и предельным размером снабженческо-сбытовой наценки (торговой надбавки), установленной в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Для определения сумм экономических санкций предприятие обязано предоставить органам контроля цен документы в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
3. Порядок применения экономических санкций
3.1. Органы, осуществляющие контроль за ценами, на основе проведенных ими проверок принимают решения об изъятии в доход бюджета всей суммы незаконно полученной предприятиями выручки (дохода) и штрафа в результате нарушения дисциплины цен.
3.2. Изъятие у предприятий сумм, полученных в результате нарушений дисциплины цен, а также взимание штрафов производится в бесспорном порядке органами государственной налоговой службы по решению органов, осуществляющих контроль за ценами.
Решение направляется соответствующей государственной налоговой службе (зарегистрировавшей предприятие как налогоплательщика) для его исполнения и в копии - предприятию, к которому применяются экономические санкции.
3.3. Органы государственной налоговой службы в соответствии с действующим порядком:
при получении решений органов контроля цен о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен производят в пятидневный срок взыскание сумм в доход бюджета по месту выявления нарушения, если они к установленному сроку не уплачены самостоятельно предприятием;
о всех случаях нарушений, предприятием дисциплины цен, выявленных органами при проверках, сообщают органам контроля цен;
изъятые суммы зачисляют на раздел 12 параграфа 25 доходов местного бюджета;
ведут учет подлежащих изъятию (перечислению) и фактически поступивших сумм выручки (дохода) в результате нарушения дисциплины цен и соответствующих штрафов на карточках лицевых счетов по форме N 9;
сообщают в недельный срок органам, осуществляющим контроль за ценами, принявшим решение об изъятии средств в бюджет, о времени и сумме произведенного взыскания.
3.4. Предприятие, допустившее нарушение дисциплины цен и выявившее это нарушение самостоятельно (в случае невозможности возврата этих средств потребителям (покупателям), вносит в бюджет сумму незаконно полученной выручки (дохода) без штрафа.
3.5. Вся сумма экономических санкций вносится предприятиями в бюджет не позднее 25 числа месяца, в котором получено решение о применении экономических санкций.
3.6. Жалобы на решения о применении экономических санкций за нарушения дисциплины цен, принятые органами контроля цен, могут быть направлены руководителю вышестоящего органа контроля цен не позднее месячного срока со дня получения решения.
3.7. Решения о применении экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен могут отменяться вышестоящим органом контроля цен, судом или арбитражным судом.
3.8. Обжалование решений органов контроля цен о применении экономических санкций в суде или арбитражном суде предприятия могут осуществлять в течение 6 месяцев со дня принятия решения об изъятии, но не позднее месячного срока со дня получения отказа вышестоящего органа контроля цен в удовлетворении претензии (жалобы).
3.9. Возврат неправильно взысканных в бюджет сумм за нарушения дисциплины производится органами государственной налоговой службы на основании решений контрольных подразделений органов ценообразования, суда или арбитражного суда при условии, что с момента зачисления этих сумм в бюджет по день вынесения решения о возврате не истек годичный срок.
3.10. В соответствии с Законом о местном самоуправлении в РСФСР (статья 46) штрафы, взимаемые за получение предприятиями необоснованных доходов в связи с завышением цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги), зачисляются во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов.
Местные органы власти и управления могут часть указанных сумм направлять на содержание органов контроля цен.
4. Ответственность руководителей предприятий
За нарушения государственной дисциплины цен руководители предприятий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
______________________________
* В дальнейшем именуются "предприятия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен (утв. приказом Минфина РФ от 12 февраля 1992 г. N 23)
Текст Порядка опубликован в "Нормативных актах по финансам и страхованию", N 6, 1992 г.
Настоящий документ утратил силу согласно письму Роскомцен, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 1 декабря 1992 г. NN 01-17/030-23, 112, ВЗ-6-05/410
С 1 января 1993 года действует "Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", сообщенный вышеназванным письмом