Статья 18. Защитные меры в отношении импорта товаров
О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами см. Федеральные законы от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ и от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ
В случае, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового, в форме количественных ограничений или введения специальной повышенной таможенной пошлины.
О введении защитных мер в отношении ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового из пищевого сырья и водки см. постановление Правительства РФ от 30 декабря 1996 г. N 1590
Основанием для принятия решения о введении защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов общего внутреннего производства таких товаров.
См. Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 274
Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. Предметом расследования является установление существенного ущерба или угрозы причинения такового и наличия объективной причинной связи между ростом импорта и существенным ущербом или угрозой причинения такового.
Для целей настоящей статьи под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности соответствующих товаров или услуг, а под угрозой причинения существенного ущерба - очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами с целью исключения субъективных соображений о возможности причинения существенного ущерба.
По поручению Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, направляет уведомление соответствующим органам иностранных государств или органам таможенных территорий о начале расследования с указанием товара, доказательств наличия существенного ущерба или угрозы причинения такового от импорта этого товара, конкретной предлагаемой защитной меры и предлагаемого срока ее введения, а также о готовности провести консультации по этим вопросам. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Правительства Российской Федерации о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничение.
Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них защитной меры устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.