В связи с поступающими запросами от налогоплательщиков, налоговых органов и аудиторских фирм Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет методические рекомендации по применению отдельных положений инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Вышеуказанная Инструкция зарегистрирована Минюстом России 05.07.95 под N 897 и официально опубликована 27 июля 1995 г. в газете "Российские вести" (N 139 (812)).
В Инструкции дается изложение основных принципов, в соответствии с которыми деятельность иностранного юридического лица в Российской Федерации самостоятельно или через других лиц будет рассматриваться налоговыми органами как "постоянное представительство", при этом обращается особое внимание на то, что термин "постоянное представительство" применяется только для определения налогового статуса иностранного лица и не имеет организационно-правового значения.
При наличии соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, заключенных СССР или Российской Федерацией с конкретным иностранным государством, могут использоваться иные критерии и подходы для определения наличия или отсутствия деятельности, подпадающей под понятие "постоянного представительства".
В Инструкции указывается, что каждая строительная площадка рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство с момента начала работ. Эта норма основана только на внутреннем законодательстве Российской Федерации и не относится к строительным площадкам иностранных фирм тех стран, с которыми у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения.
Инструкцией устанавливается ряд положений, определяющих основные принципы постановки иностранных юридических лиц на налоговый учет. В частности, предусматривается, что иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации, обязаны встать на налоговый учет независимо от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. То есть, основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала осуществления иностранным юридическим лицом деятельности в Российской Федерации, а не наличие или отсутствие налоговых обязательств в соответствии с внутренним законодательством или международными соглашениями.
Другим принципиальным положением является обязательность постановки иностранных юридических лиц на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Федерации. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в нескольких местах на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в соответствующей государственной налоговой инспекции по месту осуществления деятельности.
В Инструкции введено положение о представлении в налоговые органы иностранным юридическим лицом, имеющим источник "пассивных" доходов на территории Российской Федерации, или его уполномоченным представителем уведомления об источниках доходов. К пассивным доходам, в частности, относятся проценты, дивиденды, лицензионные платежи.
Доходы, связанные с осуществлением какой-либо деятельности в России, например, выполнением строительно-монтажных работ, осуществлением торгово-посреднических операций, оказанием любого рода услуг и т.п., относятся к так называемым "активным" доходам.
Уведомление направляется в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов. Датой возникновения прав на доход в виде дивидендов или других распределений прибыли считается дата принятия решения уполномоченным органом предприятия (организации) о распределении прибыли. В других случаях датой возникновения прав на получение доходов может считаться дата заключения контракта (договора), предусматривающего выплаты пассивных доходов.
В случае наличия нескольких источников доходов на территории России иностранное юридическое лицо может включать в каждое уведомление как один, так и несколько таких источников.
Отделения иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства, ведут регистры бухгалтерского учета, такие, как журналы, главные книги, оборотные ведомости, кассовые книги и другие, как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Однако это не означает что такие регистры должны вестись в соответствии с правилами, действующими в Российской Федерации, то есть они могут вестись по правилам, утвержденным головным офисом.
Бухгалтерские регистры и формы налогового учета могут вестись и храниться за границей, при условии, что они представляются по первому требованию налоговых органов в приемлемые для них сроки. Эти сроки должны определяться исходя из того, что такие бухгалтерские документы в обязательном порядке имеются в головном офисе, не требуют дополнительной доработки и время необходимо только для получения запроса от отделения и доставки документов из-за границы в обычном порядке.
В случае, если эти условия не выполняются, налоговые органы могут потребовать от отделения вести учет и хранить документы в Российской Федерации.
Все числовые значения в формах учета и отчетности, устанавливаемых Инструкцией (декларация, формы, ведомости), указываются только в рублях.
Для отделений иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства, предусмотрена возможность ведения налогового учета по упрощенной форме.
Формы налогового учета, установленные Инструкцией, ведутся в обязательном порядке начиная с 1 октября 1995 года.
В случае обращения иностранного юридического лица в соответствии с пунктом 3.2.1 Инструкции в налоговый орган за получением подтверждения на ведение налогового учета по упрощенной форме, соответствующий налоговый орган рассматривает такое обращение в месячный срок и официально сообщает свое мнение заявителю в письменной форме.
Если на территории одной инспекции существует несколько строительных площадок, приводящих к образованию постоянного представительства, расчеты должны производиться по каждому отдельному месту осуществления такой деятельности. Консолидация отчетности и налоговых расчетов одного и того же иностранного юридического лица по нескольким постоянным представительствам не допускается.
В соответствии с Инструкцией налог на прибыль постоянного представительства иностранного юридического лица, осуществляющего строительно-монтажные работы, уплачивается им ежегодно.
Если фактический срок существования строительной площадки превысил срок, установленный в соглашении об избежании двойного налогообложения, в течение которого существование строительной площадки не приводит к образованию постоянного представительства, то расчет налоговых обязательств по налогу на прибыль производится по первому отчетному сроку, наступающему после такого превышения, исходя из общего объема выполненных с начала существования строительной площадки работ.
Инструкция уточнила отдельные положения, связанные с расчетом налоговых обязательств.
Так, не учитываются при определении прибыли расходы постоянного представительства на содержание любых подразделений иностранного юридического лица, не находящихся на территории Российской Федерации, включая подразделения головного офиса.
Отдельные виды расходов, определенные Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, с учетом изменений и дополнений, внесенных в него постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661, включаются в состав затрат постоянного представительства в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Для расчета прибыли иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, основным способом является прямой метод, то есть определение прибыли как разницы между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами по ее производству.
В случае, если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом по какому-либо из осуществляемых им видов деятельности в Российской Федерации, то для определения прибыли от такого вида деятельности предусмотрен ряд условных методов, позволяющих расчетным путем определить налоговые обязательства.
Так, если нельзя определить расходы по деятельности иностранного юридического лица через постоянное представительство, налоговый орган может рассчитать прибыль условно, на основании дохода иностранного юридического лица, полученного в связи с такой деятельностью.
В случае, если не представляется возможным определить доходы иностранного юридического лица, полученные в связи с осуществлением какого-либо из видов деятельности в Российской Федерации, налоговый орган рассчитывает прибыль условно, на основании валового дохода иностранного юридического лица из всех источников, одним из которых является деятельность в Российской Федерации, исходя из соотношения численности персонала представительства в Российской Федерации к общей численности персонала иностранного юридического лица.
В случае, если не представляется возможным определить доходы иностранного юридического лица от всех источников, одним из которых является деятельность в Российской Федерации, налоговый орган рассчитывает прибыль условно, на основании расходов, связанных с такой деятельностью.
Общая налогооблагаемая прибыль постоянного представительства по всем видам деятельности определяется путем сложения прибыли, определяемой прямым и косвенным методами.
При включении в состав доходов постоянных представительств полной суммы доходов, полученных от источников в Российской Федерации и подвергшихся предварительному обложению налогом при их выплате, иностранным юридическим лицам предоставляется зачет на сумму ранее уплаченных налогов.
В случае, если постоянное представительство направило в налоговые органы информацию об источниках доходов на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.5 Инструкции, предварительное удержание налогов у источников выплаты не производится. При этом на экземпляре уведомления, направляемом лицу, выплачивающему доход, целесообразно проставлять отметку налогового органа, подтверждающую получение им такого же уведомления.
Удержание налогов с доходов постоянного представительства у источника выплаты, в случае непредставления уведомления, может производиться только с пассивных доходов этого постоянного представительства.
В тех случаях, когда отнесение дохода постоянного представительства к активному или пассивному может вызвать затруднения, иностранные юридические лица для предварительной информации о характере деятельности и избежания удержания налогов у источника выплаты со своих активных доходов могут использовать форму уведомления, указывая в ней источники активных доходов.
В этих же целях иностранные юридические лица могут дополнительно к уведомлениям представлять лицам, выплачивающим им доходы, справки налоговых органов, подтверждающие наличие постоянного представительства этого иностранного юридического лица в текущем периоде в связи с осуществлением такой деятельности.
Иностранные юридические лица могут обратиться в налоговые органы за получением такой справки, которая может быть выдана исходя из отчета о деятельности иностранного юридического лица в предыдущем отчетном году и/или, если имеются достаточные основания считать, что деятельность иностранного юридического лица в текущем отчетном году приведет к образованию постоянного представительства (например, началось осуществление подрядных строительных работ). В случае обращения иностранного юридического лица справка должна быть выдана налоговым органом в месячный срок по прилагаемой примерной форме. Если налоговый орган считает, что деятельность отделения иностранного юридического лица не будет образовывать постоянного представительства, он должен в эти же сроки уведомить заявителя с соответствующим обоснованием.
Иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, уплачивают налог с сумм превышения фактических расходов на оплату труда над нормируемой величиной один раз в год.
Согласно Федеральному закону от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ с 1 января 1996 г. пункт 13 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организации", вводивший налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда, прекращает свое действие и исключается из Закона
В качестве налогооблагаемой базы при уплате налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда над нормируемой величиной учитываются расходы на оплату труда как российского, так и иностранного персонала, если такие расходы превышают шестикратный размер минимальной месячной оплаты труда, установленной в Российской Федерации.
Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в России, для которых предпринимательская деятельность не является основной, исчисляют фактические расходы на оплату труда за счет предпринимательской деятельности, исходя из удельного веса доходов (расходов) от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов (расходов).
При этом остаются в силе письма Минфина России и Госналогслужбы России относительно порядка уплаты этого налога иностранными юридическими лицами за 1994 год.
Применение условного метода определения налогооблагаемой прибыли не меняет порядка расчета налога на превышение нормируемого фонда оплаты труда.
Уплата налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда производится иностранными юридическими лицами самостоятельно в течение десяти дней со срока, установленного для представления декларации о доходах.
Если иностранное юридическое лицо имеет в Российской Федерации несколько зарегистрированных в целях налогообложения постоянных представительств, декларация о доходах подается в каждый из соответствующих налоговых органов, на территории которого зарегистрировано постоянное представительство иностранного юридического лица.
Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, производят все расчеты по платежам в бюджеты различных уровней в рублях или в иностранной валюте только через счета, открываемые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
По доходам, не связанным с деятельностью иностранных юридических лиц в Российской Федерации через постоянные представительства, Инструкция внесла ряд уточнений, связанных с определением величины дохода, полученного от источника в России.
Так, доходы от отчуждения имущества рассчитываются не с полной суммы полученных от реализации этого имущества средств, а на основе превышения суммы реализации имущества над стоимостью его приобретения.
Доходы иностранного юридического лица от осуществления лизинговых операций в Российской Федерации рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом суммы возмещения стоимости лизингового имущества (при финансовом лизинге), платы лизингодателю в качестве компенсации за использованные им кредитные ресурсы на приобретение имущества и суммы налога на лизинговое имущество.
Доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,25, доходы от премий по перестрахованию - исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,125.
Поскольку ранее метод расчета доходов по таким операциям не был определен, то порядок, установленный в пунктах 5.1.8 - 5.1.10 Инструкции, должен применяться и к суммам, выплаченным до ее вступления в силу.
При расчете доходов от отчуждения ценных бумаг документами, подтверждающими цену приобретения акций и других ценных бумаг, могут быть договора на покупку, свидетельства независимого аудитора, подтверждающие балансовую стоимость акций и других ценных бумаг. В случаях отсутствия указанных документов определение цены приобретения ценных бумаг возможно на основе средних цен рынка, фактически сложившихся на соответствующую дату, сведения о которых публикуются рядом информационных агентств (например, в Еженедельных обзорах фондового рынка Skate Press Consulting Agency, сообщениях информационной системы Bloomberg и других).
В случаях, когда акции и другие ценные бумаги не котируются на фондовом рынке, доход от отчуждения ценных бумаг может рассчитываться путем определения разницы между фактической ценой продажи и номинальной ценой.
Для лиц, выплачивающих доходы иностранным юридическим лицам, установлена ежеквартальная отчетность по представлению информации о суммах выплаченных пассивных доходов и удержанных налогов.
В случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения, в котором предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от налогообложения конкретных видов доходов в Российской Федерации, в Инструкции предусмотрена возможность предварительного, до выплаты доходов, освобождения в текущем году или обложения по пониженным ставкам таких доходов, либо возврат удержанных налогов.
Так, например, предварительное освобождение или обложение по пониженным ставкам может предоставляться в случаях, если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный характер.
Имеющими однотипный и регулярный характер доходами могут считаться, например, периодически (неоднократно) выплачиваемые проценты по кредитным соглашениям и депозитным вкладам, корреспондентским или текущим счетам, дивиденды, платежи за использование авторских прав по лизинговым контрактам и т. п. При этом величина регулярно выплачиваемых сумм не имеет значения.
При предоставлении предварительного освобождения или взимания налогов по пониженным ставкам, а также при возврате сумм излишне удержанных налогов с доходов иностранных юридических лиц, налоговыми органами должна проверяться обоснованность предоставления таких льгот. В частности, налоговые органы должны убедиться, что получатель доходов действительно имеет фактическое право (beneficial owner) на такие доходы в течение периода, к которому относятся эти доходы, и является в этом же периоде лицом с постоянным местопребыванием (резидентством) в стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
В качестве документов, подтверждающих фактическое право иностранного юридического лица на выплачиваемый ему доход, могут рассматриваться контракты (договора) и другие, а также документы, свидетельствующие о выплаченных доходах (счета, платежные и банковские документы).
Подтверждением постоянного местопребывания получателя дохода в иностранном государстве является отметка финансового (налогового) органа соответствующего иностранного государства, которая проставляется в формах, приведенных в приложениях NN 9 и 11. В этих случаях представление документов, свидетельствующих о регистрации (инкорпорации) иностранного юридического лица, не требуется.
Заявления от иностранных юридических лиц по формам согласно приложениям NN 5 и 6 к инструкции Госналогслужбы России от 14.05.93 N 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" могут приниматься налоговыми органами до 31.12.95 включительно. При этом заявлению в форме по приложению N 5 о предварительном освобождении от обложения налогом на доход у источника выплаты в Российской Федерации подлежат доходы, выплата которых будет производиться до 31.12.95 включительно.
Формы заявлений, указанных в приложениях NN 9 и 11 к Инструкции, могут заполняться заявителями на русском или английском языках. В последнем случае налоговые органы могут затребовать у иностранного юридического лица или его уполномоченного представителя перевод заявлений на русский язык. Нотариального заверения, официальной легализации заявлений или проставления апостиля не требуется.
В соответствии со статьями 8 и 14 Закона Российской Федерации от 31.03.95 N 39-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1995 год" налог на доходы от дивидендов и процентов, полученных иностранными юридическими лицами от источников на территории Российской Федерации, в 1995 году зачисляется в доход федерального бюджета по ставке 13 процентов и в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставке 2 процента.
По разъяснению Минфина России от 07.08.95 N 2-5-14 налоги с прочих видов доходов от источников в Российской Федерации (от фрахта, использования авторских прав, лицензий, аренды и т. д.), по которым установлены разные ставки, уплачиваются в 1995 году в соответствии с соотношением, установленным вышеуказанным Законом, то есть в доход федерального бюджета начисляется налог по ставке 13 процентов, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - в виде разницы между суммой налога, исчисленного по установленной для указанного вида дохода ставке, и зачисленного в доход федерального бюджета.
Такой же принцип распределения сумм удержанных налогов между бюджетами применяется в случаях, если международными соглашениями Российской Федерации или СССР с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения установлены пониженные ставки налогов.
В соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, утвержденной приказом Министра финансов Российской Федерации от 27.07.95 N 97, зачисление вышеуказанных налогов производится на раздел 2, параграф 3.
Доведите настоящие методические рекомендации до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Приложение: примерная форма справки об осуществлении деятельности иностранного юридического лица через постоянное представительство - на 1 листе.
Заместитель руководителя
Госналогслужбы России |
Н.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 20 декабря 1995 г. N НП-6-06/652 "Методические рекомендации по применению отдельных положений инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
Текст письма официально опубликован не был