Приложение
к письму Минфина РФ
от 3 июля 1992 г. N 2-9
Порядок
предоставления государственным предприятиям и организациям целевого государственного кредита на пополнение оборотных средств в 1992 году
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 458 Министерство финансов Российской Федерации устанавливает следующий порядок предоставления государственным предприятиям и организациям целевого государственного кредита на пополнение оборотных средств в 1992 году.
1. Целевой государственный кредит на пополнение оборотных средств выдается государственным предприятиям и организациям*, включая акционерные предприятия с долей государства в уставном фонде более 50 процентов, на пополнение их оборотных средств.
Источником кредита являются средства целевого внебюджетного фонда Министерства финансов Российской Федерации, а также средства, выделяемые из этого фонда в распоряжение министерств финансов республик в составе Российской Федерации, финансовых управлений краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Целевой государственный кредит выдается на основании письменного разрешения руководства Министерства финансов Российской Федерации или руководителя соответствующего финансового органа на срок до 2 лет по плавающей процентной ставке в зависимости от роста цен на продукцию (работы, услуги) данного предприятия.
При росте цен на продукцию (работу, услуги) против сложившихся на 1 июля 1992 года на 70 и более процентов или при непредставлении справки о реализации продукции в текущих и сопоставимых ценах предприятие уплачивает за пользование кредитом по учетной ставке, установленной Центральным банком Российской Федерации.
При повышении Центральным банком Российской Федерации учетной процентной ставки соответственно увеличивается ставка оплаты за пользование государственным кредитом.
При сохранении уровня цен на реализуемую продукцию (работы, услуги) в течение срока погашения указанного кредита применяется ставка в размере 10 процентов годовых. Указанная процентная ставка увеличивается (снижается) на 1 пункт за каждый пункт роста (снижения) цен на реализуемую продукцию (работы, услуги). При снижении цен более чем на 10 процентов уплата процентов за целевой государственный кредит не производится (Пример расчета процентной ставки - приложение N 1).
Примечание: Государственным предприятиям, осуществляющим расчеты за реализуемую продукцию (работы, услуги) по регулируемым (фиксированным) ценам и получающим государственную дотацию на покрытие разницы в ценах, предоставляется беспроцентный кредит на пополнение оборотных средств.
2. Целевой государственный кредит выдается государственным предприятиям при условии предоставления ими обязательств:
о соблюдении, на период до полного погашения целевого государственного кредита, согласованного соотношения между ростом расходов из фонда потребления, против сложившихся в июне 1992 года, и ростом объема реализации продукции (работ, услуг);
о продаже в согласованных размерах активов в иностранной валюте, образовавшихся после 1 января 1992 года, и прочих реализуемых финансовых активов;
направления прибыли и других собственных средств в согласованных размерах на погашение указанного кредита.
В составе собственных средств, направляемых на пополнение оборотных средств, учитываются:
прибыль, прогнозируемая на второе полугодие 1992 года, направляемая на прирост собственных оборотных средств;
прибыль, полученная предприятием за счет разницы между директивными коэффициентами переоценки товарно-материальных ценностей на 2 января 1992 года, сообщенными Комитетом цен при Минэкономики и финансов России, и коэффициентом индексации товарно-материальных ценностей, принятым в расчетах в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, на весь объем остатков готовой продукции и товаров предприятия (пример расчета- приложение N 2);
не менее 25 процентов средств, помещенных в долгосрочные финансовые вложения;
средства от реализации активов в иностранной валюте, образовавшиеся после 1 января 1992 года.
Обязательства предприятий могут быть уточнены руководством соответствующего финансового органа с учетом сезонного характера работы и других специфических условий их деятельности.
Целевой государственный кредит выдается под гарантию, обеспечиваемую залогом товаров, находящихся в обороте и переработке у предприятия.
3. Для рассмотрения просьб государственных предприятий о предоставлении целевого государственного кредита в министерствах финансов республик в составе Российской Федерации и при администрации краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга образуются комиссии с участием представителей финансовых органов, банков, представителей собственника государственного имущества и других заинтересованных организаций.
4. Для обоснования на получение кредита предприятия представляют комиссии:
а) справку-расчет, подписанную руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверенную гербовой печатью (приложение N 3);
б) проект соглашения о предоставлении целевого государственного кредита (приложение N 4);
в) бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату; отчет о переоценке товарно-материальных ценностей на 2 января 1992 года;
г) справку обслуживающего банка о наличии учтенной банком просроченной кредиторской задолженности предприятий на 1 июля 1992 года;
д) справку финансового органа о просроченных платежах в бюджет (при рассмотрении ходатайства в Министерстве финансов Российской Федерации);
е) прогноз прибыли и ее распределения на второе полугодие 1992 года;
ж) расшифровку долгосрочных финансовых вложений по балансу предприятия на последнюю отчетную дату.
Акционерные предприятия кроме того представляют данные о составе акционеров и их доле в уставном фонде.
Комиссия рассматривает заявку предприятия (организации) и представляет проект кредитного соглашения на подпись руководителю соответствующего финансового органа. Выдача кредита осуществляется со специального внебюджетного счета N , открытого соответствующему финансовому органу на балансовом счете N 145.
5. Потребность в средствах на пополнение оборотных средств определяется следующим образом:
Запасы и затраты по итогу раздела II бухгалтерского баланса (стр. 170) за вычетом краткосрочных кредитов (стр. 600) в части, относящейся к запасам и затратам, учтенных по стр. 170, ссуд, не погашенных в срок (стр. 630), износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов (стр. 420), торговой наценки по нереализованным товарам (стр. 490), запасов и товаров в пути (стр. 171) и расходов будущих периодов (стр. 130), принимаются по состоянию на 1 июля 1991 года и увеличиваются (уменьшаются) на темп роста (снижения) объемов производства продукции (работ, услуг) во II полугодии 1991 года против I полугодия 1991 года.
Исчисленные таким образом расчетные запасы и затраты на 1 января 1992 года пересчитываются на сводный индекс цен* на последнюю отчетную дату против цен на 1 января 1992 года.
6. Размер целевого государственного кредита на пополнение оборотных средств государственного предприятия определяется как разница между суммой индексации оборотных средств, рассчитанных в соответствии с п.5 настоящего Порядка, и суммой дооценки товарно-материальных ценностей на 2 января 1992 года, направленной предприятием на пополнение оборотных средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 56, и приростом задолженности по краткосрочным и просроченным ссудам на последнюю отчетную дату против такой задолженности на 01.01.92 г., но не выше имеющейся просроченной задолженности за товарно-материальные ценности, услуги, выполненные работы и по платежам в бюджет.
Примечание: При оформлении государственного кредита после завершения зачета взаимной задолженности, проводимого Центральным банком Российской Федерации, в составе кредиторской задолженности учитываются долговые обязательства, выданные предприятием Агентству по управлению долгами государственных предприятий.
(Примерный расчет определения размера кредита на прирост оборотных средств - приложение N 5).
7. Средства государственных предприятий, направляемые на погашение целевого государственного кредита, выданного Министерством финансов Российской Федерации, и по уплате процентов перечисляются на счет N 145002 "Внебюджетный счет Министерства финансов Российской Федерации на пополнение оборотных средств" в Центральном банке Российской Федерации, а на погашение кредитов, включая проценты по ним, выданных министерствами финансов республик в составе Российской Федерации и местными финансовыми органами национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации - на специальный внебюджетный счет N....
8. Государственные предприятия, получившие целевой государственный кредит, представляют Министерству финансов Российской Федерации или соответствующему финансовому органу:
а) справку о расходах из фонда потребления за месяц, предшествующий месяцу, в котором по соглашению предусмотрено погашение части кредита;
б) справку об объеме реализации продукции (работ, услуг) в текущих ценах и в ценах, действовавших на момент получения кредита.
Предприятие, получившее целевой кредит под прирост оборотных средств, должно ограничить рост расходов из фонда потребления против расходов за июнь 1992 года 0,5 процентами на каждый процент роста объема реализации продукции (работ, услуг).
В случае превышения расходов из фонда потребления до полного погашения полученного целевого государственного кредита против предусмотренного соглашением соотношения между ростом фонда потребления и ростом объема реализации продукции (работ, услуг) предприятие обязано увеличить размер предусмотренного на соответствующий месяц погашения указанного кредита на процент роста расходов из фонда потребления против согласованной величины (Пример расчета - приложение N 6).
При непредставлении предприятием справки об объеме расходов из фонда потребления финансовый орган предъявляет требование о досрочном возврате кредита.
9. Руководитель финансового органа несет ответственность за целевое использование кредитов, предоставленных в соответствии с настоящим Порядком.
----------------------------
* Сводный индекс цен для данного предприятия определяется исходя из групповой структуры остатков товарно-материальных ценностей, на которые статистические органы определяют индивидуальные индексы цен, и удельного веса групп указанного запаса в общем объеме запасов предприятия. При отсутствии в статистических органах данных об индексе цен на отдельные виды сырья и материалов указанный индекс может быть определен по данным об изменении цен, подтвержденным платежными документами предприятия.