Права и свободы, предоставляемые гражданам при осуществлении любой не запрещенной законодательством деятельности в сфере труда и занятий (трудовые права и свободы), выступают важнейшей частью прав человека, показателем достигнутого в обществе уровня социальной защищенности личности. В правовом государстве каждому человеку должно быть обеспечено равенство возможностей в обладании и пользовании этими правами. При этом подлинное равенство возможностей граждан в области труда и занятий достигается социально справедливой дифференциацией норм об условиях труда и оплате труда, о материальной и дисциплинарной ответственности, о предоставлении определенных льгот, гарантий и компенсаций.
Принцип равенства всех граждан перед законом закреплен в Конституции СССР, в законах СССР и в международно-правовых актах о правах и свободах человека. Главной гарантией его реального осуществления в Конституции СССР, советских законах и в международных актах признается запрет на любую дискриминацию, которая имеет следствием непредоставление каких-либо прав и свобод, нарушение равенства перед законом и равной защиты закона, нарушение равенства возможностей в области труда и занятий.
Не должны рассматриваться в качестве дискриминации установленные в трудовом законодательстве различия, предпочтения и ограничения, если они обусловлены родом и характером выполняемой работы или являются проявлением особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите или помощи (несовершеннолетних, инвалидах, женщинах и др.).
Считая утверждение изложенных положений и принципов в законодательстве о труде и занятиях важнейшим условием соблюдения прав и свобод человека, Комитет конституционного надзора СССР рассмотрел вопрос о нормах законодательства Союза ССР (по собственной инициативе) и республик (в связи с обращением Председателя Верховного Совета СССР), ограничивающих равенство возможностей граждан в области труда и занятий, и установил, что действующее законодательство в этой области еще не в полной мере отвечает принципам антидискриминационной политики, не во всех случаях обеспечивает социально справедливую дифференциацию норм о труде, в нем содержатся пробелы и недостатки, что приводит к явному или скрытому нарушению равенства возможностей при реализации прав человека на труд, трудоустройство, отдых, здоровье и безопасные условия труда, равную оплату за труд равной ценности.
Так, часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года "Об условиях труда временных рабочих и служащих" и часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах" содержат положения о лишении временных и сезонных работников права на отпуск и на заменяющую его денежную компенсацию. Это противоречит положению статьи 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах о том, что за каждым человеком признается право на оплачиваемый периодический отпуск, и статье 32 Основ законодательства о труде, гарантирующей всем рабочим и служащим предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска с сохранением места работы (должности).
В пункте 6 Постановления Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 года N 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" для инвалидов I и II групп, работающих на предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц, установлены 6-часовой рабочий день (36 часов в неделю) и ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня, инвалидам III группы, а также инвалидам I и II групп, работающим на дому, - ежегодный отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. На инвалидов I и II групп (кроме инвалидов-слепых), а также на инвалидов III группы, работающих на всех других предприятиях, эти льготы не распространяются. Тем самым инвалиды с одной и той же степенью утраты трудоспособности поставлены в неравное положение по условиям труда, чем нарушается равенство возможностей в осуществлении ими прав на отдых, включая право на сокращенную продолжительность рабочего дня и право на удлиненный отпуск.
Об основных правах работников см. статью 2 КЗоТ Российской Федерации
Положение пункта 1.1 статьи 17 Основ законодательства о труде (соответствующих пунктов статей КЗоТ союзных республик), устанавливающее в качестве основания для увольнения работника по инициативе администрации достижение им пенсионного возраста, противоречит статье 4 Основ законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, согласно которой по возрасту не допускается нарушение равенства возможностей в реализации права на труд, а также статье 5 этих Основ, которая в числе государственных гарантий права на труд называет защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства возможностей при его осуществлении. Согласно международно-правовым актам положения законодательства, предусматривающие возраст в числе оснований для прекращения трудовых отношений, если он не выступает в виде квалификационного требования, расцениваются как дискриминация в области труда и занятий.
В настоящее время КЗоТ Российской Федерации не содержит в качестве основания увольнения по инициативе администрации достижение работником пенсионного возраста
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 года "О торжественном и клятвенном обязательстве рабочих и служащих воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР" на всех рабочих и служащих в системе Министерства обороны СССР была возложена дополнительная и не обусловленная родом и характером работы обязанность по принятию этого обязательства при заключении трудового договора, что противоречит статье 2 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.
Ограничение равенства возможностей граждан при реализации права на труд может иметь место в связи с тем, что при поступлении на работу от работника запрашиваются сведения, не предусмотренные законодательством и не обусловленные родом и характером работы.
В вопросах оплаты труда при расширении индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений особую значимость приобретают соблюдение принципа равной оплаты за труд равной ценности на основе социально справедливых критериев дифференциации, конституционная гарантия оплаты труда не ниже установленного государством минимального размера и положение о недопустимости дискриминации в оплате труда по признакам пола, возраста, расы, национальной принадлежности, отношения к религии, принадлежности к партии, профессиональным союзам.
Отсутствие в союзном законодательстве перечня должностей, для занятия которых требуется знание официального языка СССР и соответствующих национальных языков, а также квалификационных требований для занятия этих должностей, приводит к возникновению ситуаций, нарушающих равенство возможностей граждан в области труда и занятий по языковому признаку. Пункт 3 Постановления Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР "О языках народов СССР", предусматривающий разработку и принятие такого перечня до 1 января 1991 года Советом Министров СССР (ныне Кабинетом Министров СССР), до сих пор не выполнен.
Исходя из необходимости устранения из действующего законодательства правовых норм, нарушающих равенство граждан перед законом и препятствующих равной защите граждан со стороны закона, и руководствуясь статьями 12, 13, 18 и 23 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:
1. Не соответствуют Конституции СССР, законам СССР, международным актам о правах человека, нарушают равенство возможностей граждан при реализации основных прав человека в области труда и занятий и на основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" теряют силу с момента принятия настоящего Заключения следующие положения нормативных актов:
часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года "Об условиях труда временных рабочих и служащих" и часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах", лишающие временных и сезонных работников права на отпуск и на заменяющую его денежную компенсацию;
положение пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 года N 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" в части ограничения сферы применения дополнительных льгот предприятиями (производственными объединениями), цехами и участниками, предназначенными для использования труда инвалидов.
2. Положение статьи 17 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (соответствующих статей КЗоТ союзных республик), устанавливающее в качестве общего основания для увольнения работника по инициативе администрации достижение им пенсионного возраста при наличии права на полную пенсию по старости, не соответствует положениям статей 34, 39 и 40 Конституции СССР и не согласуется с положениями статей 4 и 5 основ законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, исключающими любые формы дискриминации и нарушения равенства возможностей в реализации права на труд, в том числе по возрастному признаку.
Это несоответствие должно быть устранено при пересмотре установленных законодательством оснований для прекращения трудового договора по инициативе работодателя с учетом развития контрактных форм регулирования трудовых отношений.
3. Считать необходимым в процессе разработки и принятия нового законодательства о труде и занятиях учесть в нем федеральное устройство Союза ССР и статус республик как суверенных государств, а также привести в соответствие с Конституцией СССР, законами СССР и международными актами о правах человека следующие положения трудового законодательства, ограничивающие равенство возможностей граждан, и с этой целью, в частности:
отменить предусмотренное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 года "О торжественном и клятвенном обязательстве рабочих и служащих воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР" положение, обязывающее всех рабочих и служащих системы Министерства обороны СССР принимать торжественное и клятвенное обязательство при приеме на работу;
дополнить статью 36 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (соответствующие статьи КЗоТ союзных республик), содержащую положение о недопустимости какого бы то ни было понижения размеров оплаты труда в зависимости от пола, возраста, расы и национальной принадлежности, указанием на недопустимость повышения оплаты труда по этим признакам, а также расширить перечень признаков, по которым не допускается дискриминация в оплате труда, включив в него признаки отношения к религии, принадлежности к партиям, профессиональным союзам;
отменить нормы, гарантирующие при переводе на другую работу работников органов государственной власти и управления, партийных, комсомольских и профсоюзных органов, высвобождаемых в связи с реорганизацией аппарата, сохранение за этими работниками либо в течение года, либо на весь период работы в новой должности окладов, которые они получали по прежнему месту работы (если оклады по новому месту работы ниже прежних);
ускорить принятие перечня должностей, для занятия которых требуется знание официального языка СССР и соответствующих национальных языков, а также квалификационных требований для занятия этих должностей.
4. Считать необходимым, чтобы Генеральный прокурор СССР в соответствии с Законом СССР "О прокуратуре СССР" принес протест на положение ведомственных нормативных актов, в соответствии с которыми при заключении трудового договора у граждан запрашиваются сведения, не предусмотренные законодательством и не обусловленные родом и характером работы.
Постановлением ВС РФ от 17 января 1992 г. N 2203-1 Закон СССР "О прокуратуре в СССР" признан не действующим на территории Российской Федерации. См. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-I
5. Устранение из законодательства о труде и занятиях положений дискриминационного характера и норм, отражающих необоснованную дифференциацию правового регулирования, приблизит нормы национального трудового законодательства к международным стандартам в области основных прав человека. Исходить из того, что будут приняты меры к присоединению Союза ССР к соответствующим конвенциям Международной организации труда.
Председатель Комитета |
С.Алексеев |
Москва, 4 апреля 1991 г.
N 20 (2 - 22)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 4 апреля 1991 г. N 20 (2-22) "О положениях законодательства, ограничивающих равенство возможностей граждан в области труда и занятий"
Текст заключения опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 24 апреля 1991 г., N 17, ст. 501