Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 1
"Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов"
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел возникший в судебной практике вопрос об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов и в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога.
См. постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Эта обязанность может считаться исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка, которая может быть взыскана с налогоплательщика в общем порядке.
Если непоступление (просрочка поступления) налогов в бюджет вызвано противоправными действиями самого налогоплательщика, к нему должна применяться ответственность, предусмотренная подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В то же время, если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), к нему не может применяться указанная выше ответственность. В том случае, когда налог фактически в бюджет не поступил в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения налогоплательщика), ответственность за задержку перечисления налога несет банк в соответствии со статьей 15 упомянутого выше Закона.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов, признано не соответствующим статьям 19 (часть 1) и 35 (часть 3) Конституции РФ
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 сентября 1996 г. N 7107/95
И.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации |
М.К.Юков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов"
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1996, N 19
Письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 декабря 1998 г. N 38 настоящее письмо признано утратившим силу