Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 1
"О соблюдении законодательства, регламентирующего участие народных
заседателей в осуществлении правосудия"
30 ноября 1990 г.
В соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР "О статусе судей в СССР" народные заседатели являются независимыми и полноправными судьями. Их активное участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел служит важной гарантией полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств судебных дел и принятия по ним законных, обоснованных и справедливых решений, охраны прав и законных интересов граждан и организаций, выявления и устранения причин, порождающих правонарушения и гражданско-правовые споры, способствует расширению гласности, повышению авторитета суда и воспитательного воздействия судебных процессов.
В настоящее время действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
О статусе судей в Российской Федерации см. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1
Однако, как показало изучение судебной практики, некоторые народные заседатели неполностью используют свои права и недостаточно активно участвуют в исследовании доказательств. Судьи не всегда оказывают народным заседателям должную помощь в подготовке к рассмотрению гражданских и уголовных дел, не принимают мер к повышению их активности, иногда сами допускают нарушения законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия. Кассационные и надзорные инстанции не во всех случаях своевременно вскрывают и устраняют ошибки судов первой инстанции в применении этого законодательства (в ред. постановления Пленума N 14 от 30 ноября 1990 г.).
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленных Конституцией и законами СССР демократических принципов судопроизводства - коллегиального, с участием народных заседателей, рассмотрения гражданских и уголовных дел в судах первой инстанции, равенства прав судей и народных заседателей, их независимости и подчинения только закону.
Несоблюдение этих принципов является существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебных решений.
2. В соответствии со ст. 8 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик к участию в рассмотрении дел в судах могут привлекаться только те народные заседатели, которые избраны в установленном законом порядке в состав данного суда.
Полномочия народных заседателей начинаются со дня выборов и заканчиваются по истечении срока, на который они избраны, за исключением случаев, когда необходимо закончить рассмотрение дела, начатого с их участием (ч. 6 ст. 10 Закона СССР "О статусе судей в СССР").
Народные заседатели могут быть досрочно лишены своих полномочий не иначе как по отзыву избравшего их органа либо избирателей или в силу состоявшегося о них обвинительного приговора, вступившего в законную силу, а освобождены от исполнения своих обязанностей досрочно лишь по состоянию здоровья, препятствующему участию в судопроизводстве, а также по собственному желанию (ст. 17 Закона СССР "О статусе судей в СССР"). Изменение народным заседателем места работы (службы) или жительства, прекращение трудовой деятельности не влечет утраты полномочий и не препятствует его привлечению к осуществлению правосудия (в ред. постановления Пленума N 14 от 30 ноября 1990 г.).
3. Судам надлежит строго соблюдать установленный ст. 10 Закона СССР "О статусе судей в СССР" порядок призыва народных заседателей к исполнению своих обязанностей, который позволяет реализовать свои полномочия всем народным заседателям (в ред. постановления Пленума N 14 от 30 ноября 1990 г.).
4. Под установленным ст. 10 Закона СССР "О статусе судей в СССР" двухнедельным сроком, на который народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в суде, следует понимать время, в течение которого они изучают дело, подлежащее рассмотрению, и соответствующее законодательство, участвуют в распорядительных и судебных заседаниях.
В каждом календарном году народные заседатели могут призываться к исполнению своих обязанностей неоднократно, однако общий срок их участия в рассмотрении дел не должен превышать двух недель, за исключением случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение дела, начатого с их участием (в ред. постановления Пленума N 14 от 30 ноября 1990 г.).
5. Председателям судов (судьям) надлежит заблаговременно ставить в известность народных заседателей и администрацию предприятий, учреждений и организаций о времени явки заседателей в суд для участия в рассмотрении судебных дел.
Получение народным заседателем вызова является основанием для его освобождения от работы на весь срок исполнения своих обязанностей в суде с сохранением за ним в соответствии с нормами законодательства о труде места работы (должности) и заработка.
Воспрепятствование явке народных заседателей в суд для осуществления правосудия является грубым нарушением законодательства. С учетом этого судам необходимо ставить вопрос об ответственности должностных лиц, препятствующих народным заседателям исполнять свои обязанности.
6. В целях обеспечения законного состава суда председательствующий обязан проверить полномочия народных заседателей, разъяснить им предусмотренные ст.ст. 17 - 18, 23 ГПК РСФСР, ст.ст. 23, 59 - 62 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК и ГПК других союзных республик основания и порядок отвода и самоотвода и по каждому подлежащему рассмотрению делу убедиться в отсутствии препятствий к их участию в судебном заседании.
По смыслу ст. 18 ГПК РСФСР, ст. 59 УПК РСФСР и соответствующих статей ГПК и УПК других союзных республик народный заседатель не может принимать участия в рассмотрении дела как в случае вынесения постановления (определения) о признании его потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их законным представителем по делу, так и при наличии оснований для такого признания, а также если он допрошен в качестве свидетеля по делу или фактически является таковым.
Под упомянутыми в названных статьях родственными отношениями, исключающими участие народного заседателя в рассмотрении дела, следует понимать не только наличие близкого родства, но и родства более дальних степеней (двоюродные братья, сестры и др.), а равно отношения свойства (родители и родственники супруга, отчим, мачеха и т. п.).
К "иным обстоятельствам", дающим основания считать, что народный заседатель лично, прямо или косвенно, заинтересован в деле, могут быть отнесены служебная зависимость, подотчетность или подконтрольность заседателя и лиц, перечисленных в ст. 18 ГПК РСФСР, ст. 59 УПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК и УПК других союзных республик, любые другие обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.
7. В соответствии со ст. 154 Конституции СССР, ст. 8 Основ гражданского судопроизводства, ст. 9 Основ уголовного судопроизводства народные заседатели пользуются равными с председательствующим правами в решении возникающих вопросов во всех стадиях производства по делу.
В стадии предания суду народные заседатели участвуют в решении вопроса о возможности слушания дела в судебном заседании, рассмотрении ходатайств и разрешении вопросов, связанных с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании.
В ходе судебного заседания народные заседатели вправе и обязаны принимать активное участие в исследовании собранных по делу доказательств; при необходимости ставить вопрос об истребовании новых доказательств, участвовать в разрешении ходатайств и заявлений, решать совместно с председательствующим другие возникающие по делу вопросы.
При постановлении решения (приговора) народные заседатели обязаны принимать непосредственное участие в обсуждении всех вопросов, указанных в ст. 194 ГПК РСФСР, ст. 303 УПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК и УПК других союзных республик, и должны дать ответ на каждый из них. Решение по каждому из этих вопросов принимается большинством голосов. В случае несогласия с ним народный заседатель вправе письменно изложить особое мнение.
8. Председательствующий обязан разъяснить народным заседателям принадлежащие им права, обеспечить возможность их реализации, обратить внимание на гражданский долг и обязанность активно использовать свои права в интересах справедливого разрешения дела.
В целях полного осуществления прав и повышения активности народных заседателей в судебном разбирательстве надлежит обеспечивать им возможность заблаговременного изучения материалов подлежащих рассмотрению дел, соответствующего законодательства, я также руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и пленумов Верховных судов союзных республик; в ходе судебного заседания всемерно содействовать их активному участию в исследовании доказательств по делу, не допускать действий, стесняющих права и подрывающих авторитет народных заседателей; во время обсуждения возникающих по делу вопросов и постановления судебных решений обеспечивать им полную свободу суждений и выражения своего мнения по делу, строго соблюдать требование закона о том, что председательствующий подает свой голос последним.
Осуществляя полномочия по руководству судебным заседанием, предусмотренные ст. 145 ГПК РСФСР, ст. 243 УПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК и УПК других союзных республик, председательствующий не вправе ограничивать действия народных заседателей по выяснению фактических обстоятельств дела, данных о личности подсудимого, потерпевшего, истца, ответчика и других участвующих в деле лиц, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, причин и условий, способствовавших правонарушению или возникновению гражданско-правового спора, и иных обстоятельств, необходимых для принятия решения по делу.
9. Имея в виду, что право на особое мнение является важным процессуальным средством, гарантирующим народным заседателям независимость при осуществлении правосудия, председательствующий обязан разъяснить им, что, если кто-либо из них не согласен с судьей и другим народным заседателем, он должен заявить об этом в совещательной комнате. Народный заседатель, оставшийся в меньшинстве, обязан подписать принятое большинством судей решение, но вправе изложить в письменном виде особое мнение относительно этого решения, указав, с чем конкретно он не согласен. При этом он вправе предложить свое решение спорного вопроса.
При рассмотрении в кассационном порядке дела, по которому имеется особое мнение, суд в соответствии с требованиями ст. 294 ГПК РСФСР, 332 УПК РСФСР и соответствующих статей ГПК и УПК других союзных республик обязан проверить законность и обоснованность приговора (решения) с учетом доводов, приведенных в особом мнении, и о результатах рассмотрения известить народного заседателя.
Если дело, по которому имеется особое мнение, не было предметом рассмотрения суда кассационной инстанции, оно, по вступлении решения (приговора) в законную силу, подлежит направлению председателю вышестоящего суда для решения вопроса о наличии оснований к их опротестованию. Председатель суда должен уведомить народного заседателя о результатах проверки дела в связи с его особым мнением.
10. Согласно закону (ст. 146 ГПК РСФСР, ст. 241 УПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК и УПК других союзных республик) каждое дело должно быть рассмотрено в одном и том же составе судей. Если кто-либо из народных заседателей лишен возможности продолжать участвовать в заседании, он заменяется другим заседателем, и разбирательство дела начинается сначала. Исключение допускается лишь в случае, предусмотренном ст. 242 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик, когда народный заседатель, выбывший из состава суда по причинам, лишающим его возможности участвовать в судебном заседании (болезнь, стечение тяжелых личных обстоятельств и т. п.), заменяется запасным народным заседателем.
11. Запасный народный заседатель может быть призван к исполнению обязанностей в суде по любому уголовному делу, рассмотрение которого требует длительного времени. Призыв запасного народного заседателя и сроки исполнения им своих обязанностей в суде должны соответствовать требованиям ст. 32 Основ законодательства о судоустройстве.
При объявлении состава суда председательствующий должен сообщить об участии в судебном заседании запасного народного заседателя и разъяснить участникам процесса право заявить ему отвод.
Запасный народный заседатель должен присутствовать при производстве всех судебных действий с начала разбирательства дела, однако участия в исследовании доказательств по делу он не принимает, если законодательством союзной республики не предусмотрено иное.
По смыслу ст. 261 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик замена выбывшего народного заседателя запасным осуществляется на основании определения суда. У запасного народного заседателя, вступившего на место выбывшего, должно быть выяснено ( кроме союзных республик, где предусмотрено иное), не требует ли он возобновления всех или некоторых судебных действий. Его мнение по этому вопросу должно быть отражено в протоколе, а требование о возобновлении судебных действий обязательно удовлетворено. Если необходимость замены народного заседателя запасным возникла после окончания судебного следствия, оно должно быть возобновлено.
Выбывший народный заседатель не может быть вновь введен в состав суда.
12. В целях повышения активности народных заседателей в рассмотрении судебных дел и их ответственности за выполнение своего гражданского долга обратить внимание судей на необходимость разъяснения впервые избранным народным заседателям целей и задач правосудия, его демократических принципов, специфики исполнения заседателями своих обязанностей, требований, предъявляемых к судьям.
Судам, постановившим решение (приговор), определение, следует сообщать народным заседателям об отмене либо изменении судебных решений, постановленных с их участием.
Рекомендовать судам информировать коллективы трудящихся и органы, избравшие заседателей, об исполнении ими своих обязанностей в суде, принимать более активное участие в организации регулярных отчетов народных заседателей, использовать эти отчеты для совершенствования судебной деятельности.
13. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов, военным трибуналам видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск и флотов усилить надзор за строгим и неуклонным исполнением законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия, своевременно принимать меры к устранению ошибок и недостатков в применении указанного законодательства, регулярно анализировать практику его применения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 1 "О соблюдении законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1987 г., N 3, стр. 3-7, в журнале "Бюллетень текущего законодательства СССР", апрель 1987 г., N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 ноября 1990 г. N 14