Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Вологдиной Т.И. и Пучинина Д.А.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 февраля 2012 года кассационную жалобу Рослякова И.А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2011 года по делу N 2-3208/11 по заявлению Рослякова И.А. об оспаривании решений Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области о приостановлении и об отказе в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка.
Дело рассмотрено судебной коллегией в кассационном порядке по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 31.12.2011 г.), на основании ст.2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя заявителя Петренко О.А., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Росляков И.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что 25.11.2010 г. подал в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 18.400 кв.м с кадастровым номером "...", образуемого из земельного участка с кадастровым номером "...", относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес", путем выдела в счет принадлежащей заявителю доли в праве общей собственности на этот участок.
Решением N47/10-5045 от 30.12.2010 г. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области приостановила постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, указанного заявителем, по мотиву непредставления необходимых для кадастрового учета документов: протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке, а также в связи с отсутствием в акте согласования границ земельного участка печати МО Каложицкое сельское поселение и подписи уполномоченного лица, представляющего интересы данного муниципального образования (л.д.8).
22.04.2011 г. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области приняла решение N47/11-20824 об отказе в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета (л.д.9).
Считая требования органа кадастрового учета о представлении документов незаконными и необоснованными, Росляков И.А. просил суд признать указанные решения недействительными и обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области осуществить постановку образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет и выдать ему кадастровый паспорт на этот земельный участок (в просительной части заявления, поданного в суд, Росляков И.А. ошибочно указал данные земельного участка, из которого осуществляется выдел).
Решением Петроградского районного суда от 31.10.2011 г. в удовлетворении заявления Рослякова И.А. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить вынесенное судом решение как не соответствующее нормам материального права и принять новое решение об удовлетворении его заявления.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области и представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, которые извещены о времени и месте заседания суда кассационной инстанции (л.д.63-66, 68), о причине неявки своих представителей не сообщили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, которое по существу является правильным.
По смыслу частей 1-4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (т.е. систематизированного свода сведений, в частности, об учтенном в соответствии с этим Законом недвижимом имуществе), с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества (действиями уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений) и с осуществлением кадастровой деятельности (выполнения управомоченным лицом - кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными этим Законом, кадастровых работ - работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе).
Таким образом, данный закон регулирует вопросы учета объектов недвижимости. Основания же возникновения, осуществления и прекращения прав на эти объекты определяются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а в данном случае - также Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 г. N101-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 2 ст.26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", который при разрешении дела подлежит применению в редакции от 27.12.2009 г., действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
В силу части 4 этой же статьи, если решение о приостановлении принято органом кадастрового учета в соответствии с приведенным выше пунктом, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен частью 1 ст.22 названного Закона, согласно пункту 2 которой, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, в частности, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Требования к межевому плану содержатся в ст.38 Закона, часть 6 которой предусматривает, что в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Часть 12 ст.38 Закона также предусматривает, что форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из части 10 этой же статьи следует, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии с положениями ч.12 ст.38 и ч.10 ст.39 Закона Министерство экономического развития Российской Федерации издало приказ от 24.11.2008 г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно п.24 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных этим приказом, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основе, в частности, протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке.
Эти положения приказа не признаны недействующими в установленном порядке и отвечают приведенным выше нормам ч.10 ст.38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", из которых вытекает необходимость соблюдения требований специального законодательства при образовании земельных участков, в том числе в отношении документов, с учетом которых определяется местоположение границ образуемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 ст.12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции от 08.05.2009 г., действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Представленные в материалы дела документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации права "..." согласно которому заявитель является участником общей долевой собственности на земельный участок для ведения сельского хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: "адрес", общая площадь которого в свидетельстве ошибочно указана 1.549 кв.м (л.д.28), тогда как в выписке из государственного земельного кадастра значится площадь этого же участка 1.549 га, т.е. 15.490.000 кв.м (л.д.29), а также следует, что доля заявителя в этом праве составляет 94 бал/га, что соответствует среднему по хозяйству 2,15 га, позволяют сделать вывод о том, что число участников долевой собственности на данный земельный участок превышает пять.
Доводов об обратном заявителем не приведено.
Соответственно, в данном случае при выделении земельного участка должны учитываться особенности ст.ст.13 и 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции от 08.05.2009 г.).
Пункт 1 ст.13 названного Закона предусматривает право участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выделить земельный участок в счет своей земельной доли.
Согласно п.2 той же статьи местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст.14 этого Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
В соответствии с п.1.2 ст.14 Закона решением общего собрания участников долевой собственности определяются местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей.
Эта же статья содержит положения, устанавливающие порядок созыва и правомочность общего собрания участников долевой собственности, которое согласно п.1.1 может быть проведено по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок.
При этом в силу пункта 1 данной статьи участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения должны быть уведомлены о проведении общего собрания не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.13 Закона в случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст.14 этого Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.
Согласно п.4 ст.13 Закона в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Как указано в п.4.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2009 г. N1-П, по смыслу взаимосвязанных положений пунктов 2 - 4 статьи 13 и абзаца 2 пункта 11 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", непроведение общего собрания сособственников по определению границ (местоположения) части находящегося в общей собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, - при том что заинтересованный сособственник предпринял все надлежащие и зависящие от него меры к проведению такого общего собрания, - не может служить препятствием для реализации участниками долевой собственности права на выделение земельных участков в счет своих земельных долей с использованием согласительных процедур; при этом не исключается возможность использования в качестве согласительной процедуры проведения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок для выработки решения о выделении отдельным сособственникам земельных участков в счет их земельных долей, которое принимается большинством голосов, определяемым по числу земельных долей, принадлежащих присутствующим на этом общем собрании участникам долевой собственности, и которое может быть оспорено не согласными с ним сособственниками в судебном порядке.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых решений Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было установлено обязательное требование к проведению общего собрания сособственников по определению границ (местоположения) части находящегося в общей собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, и пункт 24 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. N412, изданным в соответствии с нормами ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", о необходимости подготовки межевого плана с учетом такого протокола соответствовал этим положениям закона.
Вместе с тем, приведенные нормы в их конституционно-правовом смысле, выявленном в вышеназванном Постановлении Конституционного Суда РФ, предусматривали возможность выделения участнику долевой собственности земельного участка в счет земельной доли без проведения соответствующего собрания с использованием согласительных процедур при условии, что заинтересованный сособственник предпринял все необходимые действия по созыву общего собрания, подтвержденные документально.
Следовательно, поскольку межевой план в силу ч.1 ст.22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" входит в состав необходимых для кадастрового учета документов и должен отвечать требованиям ст.38 этого Закона и изданному во исполнение его положений приказу Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. N412, заявитель должен был представить в орган кадастрового учета в качестве приложения к межевому плану протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке, а в случае непроведения такого собрания - документы, подтверждающие принятие им всех необходимых мер по созыву общего собрания.
Однако соответствующих документов заявителем не представлено.
В свою очередь, опубликованное заявителем извещение остальных участников общей долевой собственности о намерении выделить в натуре в счет земельной доли земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства, представляющий собой рабочий участок - часть пашни N..., площадью 1,845 га, расположенный вблизи "адрес" (л.д.25), не свидетельствует о соблюдении заявителем процедуры уведомления сособственников о проведении общего собрания по вопросу утверждении границ части земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, поскольку такое извещение в силу п.3 ст.13 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" должно было быть направлено в случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст.14 этого Федерального закона. То есть данное извещение не могло заменять собой извещение о проведение общего собрания сособственников, а могло быть только следствием непринятия общим собранием соответствующего решения.
Это относится и к извещению заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка по земельному участку с кадастровым номером "..." в контуре N... общедолевой собственности АОЗТ "Ущевицы" "адрес" (л.д.24), которое было опубликовано кадастровым инженером в порядке ст.ст.39 и 40 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом изложенного у ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области имелось основание для приостановления осуществления постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в связи с непредставлением необходимых для кадастрового учета документов.
Что касается второго основания к приостановлению кадастрового учета: отсутствию в акте согласования границ земельного участка печати МО Каложицкое сельское поселение и подписи уполномоченного лица, представляющего интересы данного муниципального образования (л.д.8), то из решения от 30.12.2010 г. усматривается, что это требование было основано на подпункте 2 п.25 "Требований к подготовке межевого плана".
Из названного подпункта следует, что в состав приложения к межевому плану должны включаться копии нотариально удостоверенных доверенностей, выданных лицами, указанными в ч.3 ст.39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и подтверждающих полномочия их представителей на участие в согласовании, а в случаях, установленных частью 4 этой статьи, - копии иных документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в согласовании. При этом полномочия представителя юридического лица, который вправе представлять интересы юридического лица без доверенности, подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а полномочия представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления подтверждаются актом соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Как указано выше, кадастровый инженер опубликовал извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка в средствах массовой информации (л.д.24), что не противоречило п.2 ч.8 ст.39 Закона, согласно которому опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц.
Вместе с тем, в указанном извещении в нарушение пунктов 4 и 6 части 9 ст.39 Закона не были указаны порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
При таком положении заинтересованные лица, в том числе МО Каложицкое сельское поселение, не могут считаться надлежащим образом извещенными о проведении согласования местоположения границ земельного участка, исходя из чего границы соответствующего земельного участка не могут считаться согласованными в порядке ч.3 ст.40 Закона, в силу которой, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.
Таким образом, в данном случае согласование границ земельного участка в соответствии с ч.2 ст.40 Закона должно было быть подтверждено подписями заинтересованных лиц в акте согласования, в связи с чем требование ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области о необходимости проставления в акте печати муниципального образования и подписи его уполномоченного лица являлось по существу правомерным.
Доводы заявителя о незаконном истребовании копий нотариально удостоверенных доверенностей от имени смежных землепользователей не подтверждены содержанием решения N47/10-5045 от 30.12.2010 г. и не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 6 ч.2 ст.27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Поскольку заявитель не устранил в трехмесячный срок вышеуказанные причины приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области обоснованно вынесла решение N47/11-20824 от 22.04.2011 г. об отказе в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка.
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя следует признать правильным.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом допущено не было.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 31.12.2011 г.), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Рослякова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.