Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Королевой С.В.
судей Слиж Н.Ю. и Савина А.И.
при секретаре Курчавовой Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Республики Карелия на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 07 февраля 2012 года по иску Мошникова В.А. к Военному комиссариату Республики Карелия о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Слиж Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мошникова В.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что с (..). работала в Пудожском отделе Военного комиссариата Республики Карелия в должности (...). (..). была уволена в связи с сокращением штатов. Указывает, что работникам отдела была выплачена премия за (..)., в выплате данной премии ей отказано, поскольку на тот момент она не являлась работником ответчика. Полагает, что она имеет право на получение премии, в связи с тем, работала в указанные периоды. Просила взыскать с Военного комиссариата Республики Карелия премию за (..). в размере (...) руб.
Решением Пудожского районного суда Республики Карелия от 07 февраля 2012 года требования Мошниковой В.А. удовлетворены. Суд взыскал с Военного комиссариата Республики Карелия в пользу Мошниковой В.А. дополнительное материальное стимулирование за (..). в размере (...) рублей.
С таким решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылаются на то, что при увольнении Мошниковой В.А. были произведены все выплаты, предусмотренные ТК РФ, трудовым договором, коллективным договором, Положением об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата РК. Указывают, что дополнительное материальное стимулирование предусмотренное Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. N 1010 осуществляется только в отношении работающего гражданского персонала на момент осуществления указанной выплаты. Военный комиссар, являющийся работодателем, не обладает возможностью принимать самостоятельно решение о выплате в организации оспариваемого дополнительного материального стимулирования, не может влиять на установленный, названным приказом, порядок выплаты дополнительного материального стимулирования.
В возражениях на апелляционную жалобу Мошникова В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Республики Карелия - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Военного комиссариата Республики Карелия Карабань А.В., действующий по доверенности, поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
В судебное заседание апелляционной инстанции Мошникова В.А. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представила.
Заслушав явившуюся сторону, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу положений статьи 349 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в определении от 15.01.2009 N188-0-П указал, что по смыслу ч.1 ст.349 ТК РФ, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются общие нормы трудового законодательства, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено п.7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006г.
N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств
на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру
обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми
из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие
военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета,
предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих,
имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование
военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами,
установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Министром обороны РФ был издан Приказ от 26.07.2010г. N1010, которым предусмотрена выплата дополнительного материального стимулирования (премий) по результатам службы (работы) (п.2), а также был утвержден "Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ" (далее - Порядок).
В соответствии с п.7 Порядка, конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Согласно п. 11 Порядка, не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей или допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Мошникова В.А. работала в Военном комиссариате Пудожского района в должности (...) в период с (..). по (..). В связи реорганизацией Военного комиссариата Пудожского района (путем присоединения к Военному комиссариату Республики Карелия) (..). истица была переведена в качестве (...) в отдел Военного комиссариата Республики Карелия по Пудожскому району. (..). истица была уволена на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (в связи с сокращением штата). Согласно представленной ответчиком выписке из приказа N ХХ от (..). и расчетных листков за (..)., при увольнении Мошниковой В.А. было выплачено: выходное пособие в сумме (...) руб.; премия за отработанный период в (..). в сумме (...) руб.; единовременное денежное вознаграждение за период с (..). по (..). в сумме (...) руб.; доплата за сверхурочную работу в сумме (...) руб.; произведена оплата по табелю, с начислением районного и северных коэффициентов.
Приказом N ХХ от (..). по военному комиссариату Республики Карелия, на основании приказа Министра обороны РФ N1010 от 26.07.2010г., работникам отдела по Пудожскому району было выплачено дополнительное материальное стимулирование за (..)., включая лиц, выполняющих обязанности (...). Истица в указанный приказ включена не была. Дополнительное материальное стимулирование за (..). истице не выплачивалось, что не оспаривалось ни одной из сторон.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истец, отработавший в Военном комиссариате Пудожского района (..), и не имея каких-либо взысканий от работодателя по итогам работы за указанные периоды, имеет право на дополнительное материальное стимулирующие выплаты (премии) за (..) года.
Суд обоснованно признал доводы ответчика о том, что трудовые отношения с истцом были прекращены и на момент издания приказа о дополнительном материальном стимулировании работников она не являлся работником Военного комиссариата Республики Карелия, противоречащими требованиям трудового законодательства и Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч.3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 ТК РФ).
В силу положений ст.8 названного Кодекса нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что заявленные исковые требования основаны на положениях трудового законодательства. Данный вывод суда мотивирован, подробно изложен в решении суда, и оснований считать его незаконным, нет.
При разрешении данного дела суд правильно применил положения ст. ст. 3, 132, 137 ТК РФ, а также ст.1 Конвенции МОТ N111 1958г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961г., и определил подлежащую к взысканию с Военного комиссариата Республики Карелия в пользу истца сумму дополнительного материального стимулирования с учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе: фактически отработанного времени (с (..). по (..).), вероятностного характера занятости и результата исполнения должностных обязанностей с даты издания приказа и до конца (..)., как истицы, так и иных работников в сумме (...) рублей, т.е. в размере равном, выплаченным другим работникам по такой же должности.
На основании изложенного суд правомерно не принял условный расчет ответчика, в соответствии с которым выплата премии истице могла бы составить (...) руб., а также не определил налог на доходы физических лиц, подлежащий удержанию из этой суммы, поскольку данной компетенцией в рассматриваемом случае, в силу гл.23 Налогового Кодекса РФ, обладает ответчик при непосредственном осуществлении выплат.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана должная оценка, которую судебная коллегия, с учетом вышеизложенного, находит правильной.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом в решении установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда являются мотивированными, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подробно изложены в решении и основаны на представленных сторонами доказательствах. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 07 февраля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.