Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 23 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей О.Н. Зиновьевой, С.Б. Лукьяновой,
при секретаре Е.В. Поповой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Костромской области О.Н. Полянцевой на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 07 февраля 2012 года, которым удовлетворены исковые требования военного прокурора Костромского гарнизона, военный комиссариат Костромской области обязан устранить нарушения в области пожарной безопасности: оборудовать здание территориального отдела военного комиссариата по Антроповскому району, расположенное по адресу: "адрес", автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить прохождение обучения по программе пожарно-технического минимума ответственному за соблюдением требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения заместителя военного прокурора Костромского гарнизона С.В. Шостка, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Костромского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области о понуждении устранить в здании территориального отдела по Антроповскому району, расположенному по адресу: "адрес" нарушения правил пожарной безопасности: установить автоматическую пожарную сигнализацию; смонтировать автоматическую систему оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара; ответственному за пожарную безопасность в отделе ВККО пройти обучение противопожарному минимуму; завести журнал инструктажей по соблюдению мер пожарной безопасности; нанести на корпуса огнетушителей белой краской порядковые номера; оборудовать здание недостающими знаками пожарной безопасности; привести в соответствие с требованиями Правил устройства электроустановок: плафоны и колпаки-рассеиватели, предусмотренные конструкциями светильников, в кабинетах N2, 3, 9, 11, 13, 14, туалетной комнате, кабинете дежурного, коридоре мобилизационного отделения и левой части основного коридора; металлические и пластиковые основания под электрические розетки и выключатели в кабинетах N2, 3, 9, 14, 15, левой и правой части основного коридора; отсутствуют в местах прохождения электропроводки через деревянные перегородки защитные кембрики, металлические трубки или металлорукова в кабинете N2, в коридоре мобилизационного отделения, правой части основного коридора, помещении запасного выхода; привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности территорию складского помещения - в кабинете N9 допускается хранение горючих материалов на расстоянии менее 0,5 м до электросветильника, что не соответствует требованиям п.503 "Правил пожарной безопасности". Требования мотивированы тем, что вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности были выявлены при проведении контрольной прокурорской проверки в октябре 2011 года. Анализ результатов проведенной проверки позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая эксплуатация здания отдела военного комиссариата с нарушениями установленных правил противопожарной безопасности может явиться предпосылкой для возникновения возгорания и повлечь гибель находящихся там граждан. Угроза возникновения и распространения пожара затрагивает права и охраняемые законом интересы не только работников данного учреждения, но и других граждан, которые могут находиться в указанном здании, в том числе и в период проведения призывных компаний на военную службу.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела часть нарушений правил пожарной безопасности была устранена, представитель военного прокурора Костромского гарнизона уточнил исковые требования и просил обязать военный комиссариат Костромской области устранить следующие нарушения: в здании территориального отдела военного комиссариата по Антроповскому району, расположенному по адресу: "адрес" установить автоматическую пожарную сигнализацию, смонтировать автоматическую систему оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, ответственному за пожарную безопасность в отделе ВККО пройти обучение противо-пожарному минимуму.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Главное управление МЧС России по Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Костромской области по доверенности О.Н. Полянцева просит отменить решение суда и принять новое решение. Указывает, что при вынесении решения суд не принял во внимание, что в соответствии с ч.2 Указа Президента РФ от 01 сентября 2007 года N1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Ссылаясь в решении на то, что военный комиссариат Костромской области самостоятельно осуществляет операции по расходованию выделяемых ему денежных средств, суд не учел тот факт, что военный комиссариат Костромской области в соответствии со ст.161 БК РФ, Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года N1132 (в ред. от 22.06.2009 года) расходует выделяемые ему денежные средства в соответствии с утвержденной сметой на очередной год и средства на установку пожарной сигнализации в смете военного комиссариата не предусмотрены. Отмечает, что возлагая на военного комиссара обязанность по устранению всех выявленных нарушений правил пожарной безопасности, суд руководствовался положениями приказа Министра Обороны РФ от 05 октября 1995 года N322 "Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных силах Российской Федерации", однако не принял во внимание, что в связи с изданием приказа МО РФ от 25 апреля 2011 года N573 "О правовых актах Министра обороны СССР и Министра обороны Российской Федерации" приказ МО РФ от 05 октября 1995 года N332 утратил силу и не может быть положен в основу решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об удовлетворении иска военного прокурора Костромского гарнизона, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы права к возникшим правоотношениям и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу п.16 Правил в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Согласно п.102 Правил системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.).
В соответствии с п.3 ППБ 01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К таким нормативным документам относятся нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденные приказом МЧС России от 20.06.2003 года N323 и нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 года N315.
Согласно п.9 Таблицы 1 норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) здания общественного и административно-бытового обеспечения подлежат обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.
Пункты 1.1 и 1.2 НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. Здание отдела военного комиссариата Костромской области по Антроповскому району относится к такому типу зданий.
Как видно из материалов дела, установлено судом и по существу ответчиком не оспаривается, в здании отдела военного комиссариата по Антроповскому району отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не произведено обучение ответственного за соблюдением требований пожарной безопасности на объекте по программе пожарно-технического минимума.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности лежит на военном комиссариате Костромской области.
При этом суд обоснованно исходил из того, что согласно ст.38 ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации.
Военный комиссариат Костромской области является самостоятельным юридическим лицом, как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 17 марта 2010 года, военный комиссариат Антроповского района Костромской области прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к военному комиссариату Костромской области (л.д. 10).
В соответствии с п.2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года N1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Военный комиссар обязан обеспечивать выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, помещений и территории, закрепленной за военным комиссариатом (пп.22 п.16 Положения).
То обстоятельство, что в смете расходов на 2011 год военного комиссариата Костромской области расходы на установку пожарной сигнализации не предусмотрены, не может служить основанием для освобождения военного комиссариата от принятия всех необходимых мер для устранения нарушений правил пожарной безопасности.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Вместе с тем из мотивировочной части решения подлежат исключению последний абзац на странице 5, а также первый и второй абзацы на странице 6 решения, содержащие ссылку на п.29 и п.31 Руководства по противопожарной защите и местной обороне в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.10.1995 г. N322 (в ред. от 27.08.2008 г.), поскольку названный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 25.04.2011 г. N573, что в силу изложенного выше не влияет на законность и обоснованность постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 07 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя военного комиссариата Костромской области О.Н. Полянцевой - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения последний абзац на странице 5, а также первый и второй абзацы на странице 6 решения, содержащие ссылку на п.29 и п.31 Руководства по противопожарной защите и местной обороне в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.10.1995 г. N322 (в ред. от 27.08.2008 г.).
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.