Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Н.А.,
судей Ильиной И.Н., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда РФ по г. Волгореченску Костромской области Потемкиной Л.Г. на решение Нерехтского районного суда Костромской области от 23 мая 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Капустиной Валентины Игнатьевны к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда РФ по г. Волгореченску Костромской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Костромского областного суда Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда РФ по г. Волгореченску Костромской области Забелиной А.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Капустиной В.И., полагавшей доводы кассационной жалобы несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Капустина В.И. обратилась в суд к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда РФ по г. Волгореченску Костромской области (далее ГУ - Отдел ПФ РФ по г. Волгореченску Костромской области) с иском о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что 16 марта 2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 04 апреля 2011 г. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не были засчитаны периоды ее работы в Управлении строительства Костромской ГРЭС с 28 июля 1977 г. по 13 сентября 1987 г., с 30 июня 1997 г. по 19 декабря 2003 г., в назначении пенсии отказано в связи с невыработанным специальным стажем. С указанным решением комиссии она не согласна, поскольку Управление строительства Костромской ГРЭС занималось строительством новых объектов, строительным участком N 1 выполнялись работы на территории Костромской ГРЭС. На тот момент на Костромской ГРЭС работали 8 блоков. Проводилась работа, как на строительстве, так и на запуске 9 блока. Основная работа заключалась в покраске металлоконструкций из пневматического пистолета. Покраска металла выполнялась лакокрасочными материалами, которые относились к 3 и 4 классу опасности, такие как: алкидноакриловые (АС), глифталевые (ГФ), нитроцеллюлозные (НЦ), пентафталевые (ПФ) краски. Для работы с красками использовали растворители: уайт-спирит, ацетон, растворители 646, 647, 649, скипидар. Так же приходилось работать полиуритановыми лаками, свинцовыми и цинковыми белилами, которые относятся к наиболее вредным веществам. Выполнялось много покраски на воздуховодах. За вредную работу давали талоны на молоко и предоставляли дополнительные дни к отпуску. Просила включить указанные выше периоды работы в льготный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 16 марта 2011 г.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила свои требования, просила включить в специальный стаж период работы с 28 июля 1977 г. по 13 сентября 1987 г. в должности маляра, штукатура-маляра Управления строительства Костромской ГРЭС.
От требований зачесть в специальный стаж период работы с 30 июня 1997 г. по 19 декабря 2003 г. в Управлении строительства Костромской ГРЭС в должности штукатура-маляра отказалась. Судом 23 мая 2011 г. вынесено определение о прекращении производства по делу в этой части.
Решением Нерехтского районного суда Костромской области от 23 мая 2011 г. (с учетом определения того же суда от 01 июня 2011 г. об исправлении описки) исковые требования Капустиной В.И. удовлетворены. Суд признал за Капустиной В.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы в должности маляра, штукатура-маляра в Управлении строительства Костромской ГРЭС треста "Центрэнергострой" с 28 июля 1977 г. по 13 сентября 1987 г., и обязал ГУ - Отдел ПФ РФ по г. Волгореченску Костромской области назначить Капустиной В.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 16 марта 2011 года.
В кассационной жалобе начальник ГУ - Отдел ПФ РФ по г. Волгореченску Костромской области Потемкина Л.Г. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение. Полагает, что суд не учел, что для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" необходимо установить занятость Капустиной В.И. в особых условиях труда в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в должности маляра на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Таких документов истицей не представлено. Архивная справка ГУ "Государственный архив Костромской области" подтверждает факт работы Капустиной В.И. в организации филиал "КостромаГРЭСстрой" ОАО "Центрэнергострой" в должности маляра-строителя и штукатура-маляра на первом участке, что не соответствует Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Документами факт работы истицы с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности не подтвержден. Указывает на отсутствие фамилии истицы в поименных списках к перечню рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, которые предоставил в пенсионные органы филиал ОАО "КостромаГРЭСстрой" ОАО "ЦЭС". Тот факт, что работнику были установлены доплаты за условия труда, подтверждает, что условия труда на рабочем месте относятся к вредным условиям труда, но не подтверждает права работника на льготное пенсионное обеспечение, так как основания для назначения льготной пенсии могут не совпадать с основаниями для установления доплат. Считает, что спорный период не может быть включен в специальный стаж истицы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к обоснованному выводу о праве Капустиной В.И.. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Этот вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, разделом ХХIХ "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" в подразделе "А" "рабочие" предусмотрены "маляры при работе с нитрокрасками", "штукатуры".
В разделе ХХХIII Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, включены "Маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности" (23200000-1340).
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 (в редакции от 1 октября 1999 г.) "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" определено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Капустина В.И. (добрачная фамилия Смирнова) работала в Управлении строительства Костромской ГРЭС Строительно-монтажного треста "Центрэнергострой" (в 1986 году переименовано в Строительное управление Костромской ГРЭС Строительно-монтажного треста "Центрэнергострой") в должности маляра в период с 28 июля 1977 г. по 13 сентября 1987 г. В связи с введением новых тарифных условий труда согласно ЕТКС 1986 г. ей присвоен 4 разряд штукатура-маляра.
Из документов, предоставленных суду ОАО "ОГК-3" в лице филиала ОАО "ОГК-3" "Костромская ГРЭС", следует, что малярами Управления строительства Костромской ГРЭС при выполнении подрядных работ на объектах Костромской ГРЭС использовались вещества не ниже 3 класса опасности.
Удовлетворяя исковые требования, суд, исследовав представленные доказательства, подробный анализ которых приведен в мотивировочной части решения, оценив их в совокупности, руководствуясь приведенными нормами, правомерно исходил из того, что Капустина В.И. в спорные периоды работала маляром, штукатуром-маляром с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности постоянно в течение полного рабочего дня.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, посчитавшим возможным принять документы, представленные ОАО "ОГК-3" в лице филиала ОАО "ОГК-3" "Костромская ГРЭС" (справку главного инженера ОАО "Костромская ГРЭС" о технологических условиях по эксплуатации оборудования и трубопроводов Костромской ГРЭС от 18.08.1998 г.; договор подряда на капитальное строительство от 06.01.1998 г., технологическую инструкцию на нанесение антикоррозионного покрытия оборудования, утвержденную 07.04.2004 г.; руководство по применению термостойких антикоррозионных лаков, эмалей, утвержденное 01.01.2002 г.), в совокупности с иными документами (справками Государственного архива Костромской области) в качестве доказательств работы истицы маляром с применением веществ не ниже 3 класса опасности более 80% объема выполняемых работ в период с июля 1977 г. по сентябрь 1987 г. При этом судом обоснованно приняты во внимание характер и специфика работ, выполняемых малярами при окрашивании металлооборудования и обработке промышленных объектов, постоянство технологии производства данных работ на Костромской ГРЭС.
В настоящее время утрачены иные документы за спорный период, которые могли свидетельствовать о работе истицы более 80% времени с веществами не ниже 3 класса опасности. Обязанность по сохранности документов согласно действующему законодательству лежит на работодателе.
Право Капустиной В.И. на получение пенсии, как лица, проработавшего более 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда, по правомерному мнению суда, не может быть связано с таким условием, как отсутствие документального подтверждения со стороны работодателя ее работы с веществами не ниже 3 класса опасности; вины истицы в несохранности документов не имеется.
При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил заявленные требования, обязав ответчика включить в специальный стаж для назначения истице пенсии по Списку N2 период ее работы в качестве маляра, штукатура-маляра в Управлении строительства Костромской ГРЭС треста "Центрэнергострой" с 28 июля 1977 г. по 13 сентября 1987 года, и назначив в соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсию истице со дня обращения за указанной пенсией с 16 марта 2011 г.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку по существу повторяют все то, на что представители ответчика ссылались в ходе судебного разбирательства, были рассмотрены и проанализированы судом, опровергаются материалами дела и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 23 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда РФ по г. Волгореченску Костромской области Потемкиной Л.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.