Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.А. Кулаковой,
судей: О.Н. Зиновьевой, С.В.Андреева,
при секретаре: О.В. Беляковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Смирнова Евгения Ильича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 августа 2011 г., которым удовлетворены исковые требования департамента имущественных и земельных отношений Костромской области к Смирнову Евгению Ильичу о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01 января 2009 г. по 30 сентября 2010 г. (1,2,3,4 кварталы 2009 г., 1,2,3 кварталы 2010 г.) в размере "данные изъяты" коп., пени за просрочку внесения платежей за период с 01 апреля 2009 г. по 04 октября 2010 г. в размере "данные изъяты" коп.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обратился в суд с иском к Е.И. Смирнову о взыскании задолженности арендной плате за период с 01 января 2009 г. по 30 сентября 2010 г. (1,2,3,4 кварталы 2009 г., 1,2,3 кварталы 2010 г.) в размере "данные изъяты" коп., пени за просрочку внесения платежей за период с 01 апреля 2009 г. по 04 октября 2010 г. в размере "данные изъяты" коп., всего "данные изъяты" коп. В обоснование требований указал, что на основании распоряжения департамента имущественных отношений Костромской области от 21 марта 2008 г. N 291 между сторонами заключен договор аренды земельного участка N Д.1239.2 от 21 марта 2008 г. В соответствии с договором, арендатору (ответчику) передан земельный участок площадью 365,4 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, цель предоставления - для строительства автомойки замкнутого цикла. Срок договора установлен с 21 марта 2008 г. по 21 марта 2011 г.. Договор аренды зарегистрирован в УФРС по КО, номер регистрации 44-44-01/088/2008-42 от 05 июня 2008 г. Согласно п. 3.3. договора размер арендной платы за квартал составляет "данные изъяты" коп. В соответствии с п.п.3 договора размер арендной платы может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных актов органов местного самоуправления, нормативных актов Костромской области. В связи с изменением с 01 января 2009 г. законодательства о порядке расчетов арендной платы, а также с 01 января 2010 г. значений коэффициентов, применяемых к методике расчета арендной платы, Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области в адрес Е.И. Смирнова были направлены уведомления от 08 октября 2010 г., от 09 июля 2010 г. об изменении арендной платы с расчетами арендной платы на 2009 г. и 2010 г., которые были получены ответчиком, что подтверждается уведомлениями. В соответствии с данными уведомлениями размер арендной платы за один квартал 2009 г. составил "данные изъяты" коп., в 2010 г. - "данные изъяты" коп. В настоящее время ответчик систематически не исполняет взятые на себя обязательства по внесению арендной платы за арендованный земельный участок. Задолженность по арендной плате за периоды с 01 января 2009 г. по 30 сентября 2010 г. составляет "данные изъяты" коп. На сумму задолженности начислены пени за период с 01 апреля 2009 г. по 04 октября 2010 г. в размере "данные изъяты" коп. В адрес ответчика направлялась претензия N 9586 от 09 июля 2010 г., но ответа на претензию не последовало.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Е.И. Смирнов просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым истцу отказать в удовлетворении требований. Указывает, что арендная плата должна уплачиваться в размере определенном договором аренды. Земельный участок, относительно которого идет спор, относится к земельным участкам государственная собственность, на которые не разграничена. Размер арендной платы определяется федеральным законодательством по правилам ч.3 ст. 65 ЗК РФ, а в данном случае и с учетом абз.3 п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п.3 постановления Правительства РФ N 582 от 16 июля 2009 г. максимальный размер арендной платы ограничен 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Считает, что часть 2 ст.3 Закона Костромской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Костромы" от 15 августа 2006 г. N 62-4-ЗКО, противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Администрация Костромской области не вправе определять порядок распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о взыскании с Е.И. Смирнова задолженности по арендной плате и пени за просрочку платежа.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Е.И. Смирнову распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 21.03.2008г. N291 был предоставлен в аренду земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N, площадью 365,4 кв.м., для строительства автомойки замкнутого цикла.
В этот же день между департаментом имущественных и земельных отношений Костромской и Е.И. Смирновым заключен договор аренды указанного земельного участка со сроком действия с 21.03.2008г. до 21.03.2011 г.
Пунктом 3.1 договора аренды определен размер арендной платы за год, равный "данные изъяты" коп., и за квартал, равный "данные изъяты" коп..
Согласно п.3.3 договора аренды размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов Костромской области и может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных актов органов местного самоуправления. Изменения арендной платы оформляются дополнительным соглашением. Дополнительное соглашение вместе с расчетом направляется арендатору.
В связи с изменением с 01 января 2009 г. законодательства о порядке расчета арендной платы, а с 01 января 2010 года - значений коэффициентов, применяемых в методике расчета арендной платы, департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области в адрес ответчика направлялись уведомления об изменении арендной платы с ее расчетами на 2009 и 2010 гг. и дополнительные соглашения к договору аренды.
В соответствии с новыми расчетами арендная плата за квартал 2009 года составила "данные изъяты" коп., за квартал 2010 года - "данные изъяты" коп.
В силу п.2 ст.424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
На основании п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Костромской области от 22.10.2007 г. N241-а (в редакции постановлений администрации Костромской области от 28.10.2008 г. N390-а, от 23.12.2008 г. N463-а, от 28.09.2009 г. N336-а, от 22.12.09 г. N 415-а) "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" в целях реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в части установления порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков утверждено Положение об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена. Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области рекомендовано при заключении и продлении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Костромской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы, при перерасчете арендной платы по действующим договорам аренды указанных земельных участков руководствоваться настоящим постановлением.
Как видно из приведенного выше Положения, постановлением администрации Костромской области от 28.12.2008 г. N390-а внесены изменения в главу 2, устанавливающую порядок расчета арендной платы. В частности, в расчете предусмотрены: кадастровая стоимость земельного участка, определяемая по результатам кадастровой оценки земельных участков соответствующей категории, утвержденным нормативными правовыми актами Костромской области; коэффициент, соответствующий индексу потребительских цен в Костромской области, а также корректирующий коэффициент.
Произведенный департаментом расчет арендной платы за 2009 и 2010 гг. судом проверен.
Расчет произведен в соответствии постановлением администрации Костромской области от 22.10.2007 г. N241-а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена", постановлением администрации Костромской области от 28.10.2008 г. N393-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области".
В силу положений ст. 65 Земельного кодекса РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
В связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов, устанавливающих или изменяющих порядок расчета арендной платы на очередной период на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном размере.
Кроме того, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Пунктом 3.3 договора предусмотрен механизм определения арендной платы в зависимости от наступления определенных условий, а именно изменения действующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок определения арендной платы.
Таким образом, стороны согласовали механизм расчета арендной платы, что не является изменением условия договора о размере арендной платы в смысле, придаваемом этому понятию п. 3 ст. 614 ГК РФ.
Следовательно, фактическое изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующих нормативных правовых актов является предусмотренным изменением условий договора.
В соответствии с п. 3.2 договора арендная плата вносится арендатором в срок до 1 числа первого месяца, следующего за расчетным кварталом путем перечисления на расчетный счет арендодателя.
Наличие у Е.И. Смирнова задолженности по арендной плате в размере "данные изъяты" коп. подтверждается материалами дела.
Сам ответчик в ходе судебного разбирательства не оспаривал тот факт, что он не вносил арендную плату по договору за период с 01 апреля 2009 года по 30 сентября 2010 года в установленных размерах.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности в указанной выше сумме.
Требование о взыскании пени за просрочку оплаты по договору аренды, как обоснованно указал суд, отвечает положениям ст.330 ГК РФ и п.5.3 договора аренды.
Доводы Е.И. Смирнова о незаконности установления размера арендной платы в размере превышающем 2 процента кадастровой стоимости земельного участка судом проверены и правомерно признаны необоснованными.
Доводы кассационной жалобы по этому вопросу основаны на неправильном толковании норм права, поскольку установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) касается договоров аренды земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Положения подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 для установления размера арендной платы за арендуемый ответчиком земельный участок применению не подлежат.
Содержащиеся в кассационной жалобе суждения о том, что администрация Костромской области не вправе определять порядок распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, поскольку часть 2 ст.3 Закона Костромской области от 15.08.2006 N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству нельзя признать обоснованными.
Нормативные правовые акты Костромской области, в связи с принятием которых изменился порядок расчета арендной платы на земельные участки, являются действующими.
Статьей 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" (в редакции Закона Костромской области от 29.02.2008 N 264-4-ЗКО) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы, за исключением земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов объекты, осуществляется исполнительным органом государственной власти Костромской области (далее - уполномоченный орган), определяемым администрацией Костромской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 1). Порядок распоряжения земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливается администрацией Костромской области в соответствии с действующим законодательством (часть 2).
Законность части 2 статьи 3 приведенного выше закона проверена решением Костромского областного суда от 30 декабря 2010 г., которым установлено, что данная норма не противоречит федеральному законодательству и законодательству Костромской области.
Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Смирнова Евгения Ильича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.