Кассационное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 06 сентября 2011 г.
(Извлечение)
судебная коллегия по гражданским делам "адрес" областного суда в составе:
председательствующего - Болдырева А.Б.,
судей - Клевцовой Г.П. и Шумаковой В.Т.,
при секретаре - Поздняковой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Каменева А.И. к Турчаку В.И. о взыскании компенсации морального вреда, поступившее по кассационной жалобе ответчика на решение Железногорского городского суда "адрес" "адрес" от 21 июля 2011 года, которым постановлено:
" Иск Каменева А.И. удовлетворить частично.
Взыскать с Турчака В.И. в пользу Каменева А.И. денежную компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности в размере "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей в возмещение судебных расходов.
Взыскать с Турчака В.И. в доход муниципального образования " "адрес"" "адрес" "адрес" государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Клевцовой Г.П., объяснения Турчака В.И. и его представителя Турчака Т.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу Каменева А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
14 октября 2010 года Турчак В.И. обратился к мировому судье судебного участка N "адрес" и "адрес" "адрес" "адрес" с заявлением о привлечении Каменева А.И. к уголовной ответственности по статье 129 части 1 Уголовного кодекса Российской Федерации ( УК РФ).
Приговором мирового судьи судебного участка N "адрес" и "адрес" "адрес" "адрес" от 20 октября 2010 года, вступившим в законную силу, Каменев А.И. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 129 ч.1 УК РФ, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации ( УПК РФ), за отсутствием в его деянии состава преступления.
В июле 2011 года Каменев А.И., ссылаясь на ст. ст.133,136 УПК РФ, ст. ст. 15,151,1100-1101 Гражданского кодекса РФ, обратился в суд с иском к Турчаку В.И. о взыскании понесенных им расходов на оказание юридической помощи по уголовному делу в сумме "данные изъяты" рублей, гражданского дела в сумме "данные изъяты" рублей и компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, ввиду нарушения его личных неимущественных прав и незаконного уголовного преследования.
21 июля 2011 года Железногорским городским судом "адрес" "адрес" постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе на решение от 21 июля 2011 года, Турчак В.И., ссылаясь на незаконность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела и решение суда в соответствии с п. 2 ст. 347 ГПК РФ в интересах законности в полном объеме, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение городского суда подлежит отмене ввиду нарушения норм материального и процессуального права ( п. 4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ).
Удовлетворяя заявленное требование истца частично, суд 1-й инстанции указал, что Каменев А.И. в силу положений ст. 133 УПК РФ имеет право на реабилитацию в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, в том числе и на возмещение морального вреда. А так как факт незаконного привлечения к уголовной ответственности истца имел место, то истец в связи с этим очевидно испытывал нравственные страдания и, следовательно, с ответчика ему должен быть взыскан моральный вред, исходя из длительности уголовного преследования, требований разумности и справедливости.
Между тем с указанными выводами суда нельзя согласиться.
В силу ст. 133 Уголовно- процессуального кодекса РФ, право на реабилитацию включает право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах; при этом вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда; право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, имеют лица по уголовным делам которых был вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которых было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, за отсутствием события преступления, отсутствием состава преступления, за непричастностью лица к совершению преступления ( п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ) и по некоторым другим основаниям.
К имущественному вреду, подлежащему возмещению ( ст.135 УПК РФ) относится заработная плата, пенсии, пособия и другие средства, которых гражданин лишился в результате уголовного преследования, в том числе и суммы, выплаченные им за оказание юридической помощи.
В иных случаях вопросы, связанные с возмещением вреда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства (часть пятая статьи 133 УПК Российской Федерации), и в том же порядке, согласночасти второй статьи 136 УПК Российской Федерации, подлежат разрешению иски о компенсации в денежном выражении за причиненный реабилитированному моральный вред.
Данному регулированию корреспондируют нормыпункта 1 статьи 1070 иабзацев 3 и 5статьи 1100 ГК Российской Федерации, в соответствии с которыми моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также в иных случаях, предусмотренных законом, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Таким образом, действующее законодательство не содержит указания на возмещение вреда реабилитированному за счет средств частного обвинителя независимо от вины последнего. Реализация потерпевшим (частным обвинителем) его процессуальных прав, хотя и по делам частного обвинения, не меняет публично-правовой сущности уголовной ответственности и не является основанием для постановки его в равные правовые условия с государством в части возмещения вреда в полном объеме и независимо от наличия его вины.
Защита прав и законных интересов гражданина, затронутых необоснованным уголовным преследованием, может быть осуществлена путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства на основе норм гражданского права (ст.ст. 151,1099, 1101, ГК РФ), которые предусматривают привлечение к гражданской ответственности в виде компенсации морального вреда( физические или нравственные страдания) при наличии вины причинителя в нарушении личных неимущественных прав и нематериальных благ истца.
Как следует из материалов дела, в качестве основания заявленного требования о компенсации морального вреда, помимо незаконного привлечения к уголовной ответственности, Каменев А.И. указывал на причинение ответчиком Турчаком В.И. вреда его здоровью и умаления его деловой репутации. Определением Железногорского городского суда "адрес" "адрес" от 24 июня 2011 года, вступившим в законную силу, производство по гражданскому делу по иску Каменева А.И. к Турчаку В.И. о защите чести, достоинства и деловой репутации прекращено на основании абзаца 4 ст. 220 ГПК РФ в связи с отказом истца от иска.
В соответствии с частью 2 статья 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В силу положений части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Однако обязанности, заложенные в данных процессуальных нормах, суд не выполнил. Как следует из протокола судебного заседания ( л.д. 52-57), положения статьи 56 ГПК РФ, регламентирующей вопросы доказывания, сторонам не разъяснялись, обстоятельства на обсуждение не ставились и суд не выяснял у истца конкретные обстоятельства и факты, связанные с нарушением ответчиком его здоровья как личного неимущественного права и по существу не исследовал, представленные в обоснование иска доказательства( протокол судебного заседания л.д. 56).
Допущенные судом 1-й инстанции нарушения норм материального и процессуального права повлекли принятие решения, не отвечающего требованиям ст. ст. 196-198 ГПК РФ. Указанные нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, поэтому судебное постановление на основании п. 4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора суду следует учесть изложенное и разрешить заявленное требование на основании норм материального и при соблюдении норм процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железногорского городского суда "адрес" "адрес" от 21 июля 2011 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.