Кассационное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 18 января 2012 г.
(Извлечение)
судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Углановой М.А.
судей Ларионовой С.В., Чурсиной Е.В.
прокурора Териной Н.Н.
при секретаре Алдошиной М.Ю.
в открытом судебном заседании суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Департамента образования, культуры и спорта Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 24 ноября 2011 года, которым постановлено:
"Заявление прокурора Орловского района Орловской области в интересах Каспаровой "..." удовлетворить.
Восстановить Каспаровой "..." пропущенный срок для постановки ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке и обязать администрацию Орловского районного Орловской области поставить Каспарову "..." года рождения на учет в качестве нуждающейся во внеочередном получении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без родительского попечения.
Обязать администрацию Орловского района Орловской области за счет средств, подлежащих выделению Департаментов финансов Орловской области и Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области, приобрести и обеспечить Каспарову "..." на состав семьи 1 человек вне очереди по договору социального найма жилым помещением общей площадью в пределах 28-33 квадратных метров, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, в черте границ Орловского района Орловской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орловского района Орловской области обратился в интересах Каспаровой К.Р. в суд с иском к Муниципальному образованию "Орловский район", Департаменту финансов Орловской области, Департаменту образования, культуры и спорта Орловской области о признании бездействия МО "Орловский район" незаконным и обязании поставить Каспарову К.Р. на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке и предоставлении ей жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование требований указывал, что Каспарова К.Р., "..." года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей с 1993года.
На основании путевки N 43, выданной Орловским ОблУНО 12.09.1994 года, Каспарова К.Р. была зачислена на полное государственное обеспечение как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в ОГОУ "Знаменская средняя общеобразовательная школа-интернат".
В указанном учреждении истица обучалась до 31.08.2001 года и выбыла для дальнейшего обучения в ОГОУ НПО "Профессиональный лицей N 7" г. Орла, которое закончила в 2004 году.
За время обучения Каспаровой К.Р. в образовательных учреждениях, жилье за ней не закреплялось, на учет нуждающихся в получении жилого помещения поставлена не была.
В результате бездействия органов опеки и органов местного самоуправления, она не была обеспечена жилым помещением.
Просил суд обеспечить Каспарову "..." на состав семьи 1 человек, вне очереди, по договору социального найма жилым помещением общей площадью в пределах 28-33 квадратных метров, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, в черте границ Орловского района Орловской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе Департамент образования, культуры и спорта Орловской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что на истицу не могут распространяться нормы действующего законодательства на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку она не относится ни к одной из категорий лиц, на которые распространяют свое действие нормы законов.
Считает не основанным на нормах действующего законодательства вывод суда о сохранении за Каспаровой К.Р. права на получение жилья вне очереди, независимо от того, какого возраста она достигла, поскольку истица не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23-летнего возраста.
Кроме того, указывает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока постановки на жилищный учет в качестве нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения как лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный срок является пресекательным.
Суд не дал надлежащую оценку тому обстоятельству, что истица по достижению ей 18 лет имела реальную возможность обратиться в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Также считает, что Департамент образования, культуры и спорта Орловской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не наделен полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Ступина Д.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу Каспаровой К.Р., заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями, определены общие принципы для:
- детей-сирот- лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- детей, оставшихся без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Ст. 8 указанного Федерального закона предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 года N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области.
В силу ст. 3 данного Закона Орловской области гражданам, перечисленным в части 1 ст. 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.
Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Как видно из материалов дела, Каспарова К.Р. в начале 90-х годов вместе с отцом, Каспаровым Р.А., приехали из г.Баку (Азербайджан) в г.Москву, где, имея статус беженцев, проживали в гостинице "Останкино", "..."
"...".1993 года Каспаров Р.А. умер, что подтверждается свидетельством о смерти "...", выданным "..."
Каспарова К.Р., как ребенок, оставшийся без попечения родителей была помещена в социально-реабилитационный центр г. Москвы, откуда в "..." году на основании путевки N 43, выданной 12.04.1994 года Орловским Областным Управлением народного образования была направлена на обучение в ОГОУ "Знаменская средняя общеобразовательная школа-интернат", где проходила обучение с 14.04.1994 года по 30.08.2001 года и была зачислена на полное государственное обеспечение (л.д.24,27).
С сентября 2001 года Каспарова К.Р. была зачислена в ОГОУ НПО "Профессиональный лицей N 7" г. Орла, где также находилась на полном государственном обеспечении до его окончания в 2004 году учебного заведения.
Судом установлено, что после окончания Каспаровой К.Р. ОГОУ НПО "Профессиональный лицей N 7 г. Орла" на жилищный учет она поставлена не была и жилым помещением не обеспечивалась.
В судебном заседании сторонами не оспаривались указанные обстоятельства и подтверждены соответствующими доказательствами: запросом директора Знаменской школы интерната в адрес администрации Орловского района о решении вопроса о постановке на очередь Каспаровой К.Р. от 02.02.2004года (л.д.34), а также показаниями свидетелей "..."
Судом также установлено, что после окончания учебного заведения истица проживала на съемных квартирах в г. Орле, в дачном домике, расположенном в "..." Орловской области, а также в социальной гостинице г.Орла, общежитии ОГОУ "Знаменская средняя общеобразовательная школа".
Из представленных ОГУП "Орловский центр "Недвижимость"" и УФРС по Орловской области сведений, следует, что по состоянию на 1.11.2011г. Каспарова К.Р. не является собственником никаких жилых строений (помещений), записи о государственной регистрации за ней прав на недвижимое имущество в г. Орле и Орловской области отсутствуют л.д.104).
Судом установлено, что в настоящее время Каспарова К.Р. имеет временную регистрацию до 30.03.2012года по адресу: "..."
При таких обстоятельствах в данном конкретном случае суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Каспарова К.Р. должна быть обеспечена жильем вне очереди в связи с нарушением её права, как ребёнка-сироты, по месту регистрации, так как право на внеочередное получение жилого помещения не было реализовано ею в установленном порядке до 23 лет по вине органов опеки и попечительства (опекунов), на которые в силу закона возлагалась обязанность по охране её жилищных прав
Поэтому вывод суда об удовлетворении заявления прокурора в интересах Каспаровой К.Р. об обязании администрации Орловского района Орловской области предоставить ей по договору социального найма жилое помещение в черте границ Орловского района Орловской области общей площадью в пределах 28 - 33 кв.м. на состав семьи 1 человек (она), как это предусмотрено приведенными выше нормами права, является правильным.
В силу изложенного довод кассационной жалобы ответчика о том, что на истицу не распространяются нормы действующего законодательства по предоставлению жилого помещения вне очереди, не является основанием для отмены решения суда, поскольку опровергается материалами дела.
Ссылка в жалобе на то, что истица по достижению ей 18 лет имела реальную возможность обратиться в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является несостоятельной и не влечет отмену решения суда, поскольку противоречит установленным по делу обстоятельствам.
В обоснование своих выводов суд привел доводы, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормам материального права, с которыми судебная коллегия согласна.
Между тем правильно разрешив спор по существу, суд ошибочно возложил обязанность по выделению и предоставлению жилого помещения Каспаровой К.Р. на Департамент финансов Орловской области и Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, ввиду следующего.
В соответствии с частью 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Учитывая, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в установленном порядке были переданы Орловской областью органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области, то обязанность по предоставлению Каспаровой К.Р. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Орловского района Орловской области как на надлежащего ответчика.
В связи с изложенным подлежит исключению из мотивировочной и резолютивной частей из решения суда данное указание.
Также подлежит исключению из мотивировочной и резолютивной частей решения указание суда о восстановлении Каспаровой "..." пропущенного срока для постановки ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, как не основанное на нормах действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орловского районного суда Орловской области от24 ноября 2011 года оставить без изменения.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Заявление прокурора Орловского района Орловской области в интересах Каспаровой "..." удовлетворить.
Обязать администрацию Орловского района Орловской области принять на учет Каспарову "..." года рождения в качестве нуждающейся во внеочередном получении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без родительского попечения.
Обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить Каспаровой "..." вне очереди по договору
социального найма жилое помещение на семью из одного человека общей площадью в пределах 28-33 квадратных метров в черте границ Орловского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу".
Кассационную жалобу Департамента образования, культуры и спорта Орловской области об отмене решения суда оставить без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.