Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Архиповой М.В., Бучневой О.А.,
при секретаре Елоховой М.В., с участием прокурора Лесняк Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 20 июня 2011 года дело по иску прокурора Советского района г.Тамбова в интересах ЧеботаревойЕ.А. к администрации Тамбовской области и Управлению труда и социального развития администрации Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
по кассационной жалобе представителя администрации Тамбовской области,
на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 19 апреля 2011 года,
заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чеботарева Е.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г.Тамбова с 13 января 2010 г. по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Распоряжением территориального управления мэрии г.Тамбова по Советскому району г.Тамбова от 25 декабря 2003 г. N 533 за ней сохранено право пользования жилым помещением (квартирой) по адресу: г.Тамбов, ул.*** нанимателем которого является отец Чеботаревой Е.А. - Чеботарев A.M., лишенный родительских прав.
Прокурор Советского района г.Тамбова обратился в суд с иском в интересах Чеботаревой Е.А. к администрации г.Тамбова о предоставлении жилого помещения.
14.03.2011 г. прокурор Советского района г.Тамбова изменил заявленные исковые требования, предъявив иск в интересах Чеботаревой Е.А. к администрации Тамбовской области и Управлению труда и социального развития администрации Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, указав, что ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определен порядок и обеспечение жильем детей указанной категории.
В соответствии со ст.6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением.
В соответствии со ст. 1 Закона Тамбовской области от 25.11.2005 г. N 391-3 "О системе исполнительных органов государственной власти Тамбовской области" - систему исполнительных органов государственной власти Тамбовской области составляют: администрация Тамбовской области - высший исполнительный орган государственной власти Тамбовской области, стоящий во главе данной системы; исполнительные органы государственной власти Тамбовской области.
Просил обязать администрацию Тамбовской области предоставить по договору социального найма Чеботаревой Е.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек, площадью не ниже установленных социальных норм.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 13 апреля 2011 г. иск прокурора был удовлетворен частично. Суд обязал администрацию Тамбовской области предоставить по договору социального найма Чеботаревой Е.А. на состав семьи один человек вне очереди однократно благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 и не более 37 квадратных метров в черте города Тамбова.
В удовлетворении таких же исковых требований прокурора к Управлению труда и социального развития администрации Тамбовской области отказано.
С данным решением не согласен представитель администрации Тамбовской области, который в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене.
Указывает, что в силу ст. 6 Закона области от 23.07.2010г. N 682-3 при отсутствии необходимого жилищного фонда детям-сиротам и лицам приравненных к ним категорий, однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещении, что также считается формой обеспечения жилым помещением.
В настоящее время в области жилищный фонд отсутствует, в связи, с чем жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются.
Однако суд, обязав администрацию области предоставить Чеботаревой Е.А. жилое помещение по договору социального найма, не принял во внимание данное обстоятельство.
Считает, что администрация области не является и не являлась органом исполнительной власти области, уполномоченным на обеспечение детей-сирот и лиц приравненных к ним категорий жилыми помещениями в каких-либо формах, в связи с чем обязание администрации области предоставить Чеботаревой Е.А. жилое помещение по договору социального найма не соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно постановлению администрации области от 22 мая 2007 г. N 553 "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным на осуществление функций по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, определено управление труда и социального развития области.
В соответствии с Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2011 год к Закону области от 24 декабря 2010 г. N 723-3 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" управление инвестиций области является органом исполнительной власти области, которому в 2011 году выделены средства на "обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета".
Полагает, что зафиксированное в судебном решении утверждение о том, что "управление инвестиций является только главным распорядителем бюджетных средств на предоставление таким лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" не закреплено в нормах действующего законодательства.
Считает, что в данном случае требования должны предъявляться к Тамбовской области в лицее ее финансовых или иных органов (главных распорядителей) и возмещаться за счет ее казны.
В возражениях, поданных на кассационную жалобу, помощник прокурора района, просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации Миронову И.Н., выслушав прокурора Лесняк Е.Н., полагавшую решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия находит оспариваемое решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Так, как правильно указал суд первой инстанции, согласностатьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ (с последующими изменениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом2 части2 статьи57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998г. N124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источник компенсации указанных расходов органам местного самоуправления законом не установлен.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ)статья 5 Закона по социальной поддержке детей-сирот изложена в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2005, согласно которой предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П установлено, чтоабзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.
Судом первой инстанции, исходя из вышеприведенных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, правильно возложена обязанность на администрацию Тамбовской области по предоставлению вышеуказанной льготы Чеботаревой Е.А.
Вместе с тем, в соответствии с положениямистатей 84 и85 Бюджетного кодекса Российской Федерации истатьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ответственность по возмещению вышеуказанных денежных средств возложена на казну субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, возлагая на администрацию Тамбовской области обязанность предоставить квартиру Чеботаревой Е.А., а также отказывая в удовлетворении требований прокурора к Управлению труда и социального развития администрации области, казну субъекта к участию в деле не привлек.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания, а решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку судебная коллегия лишена возможности при таких обстоятельствах принять решение, не передавая дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки и, правильно применив закон, разрешить спор.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 апреля 2011 года по данному делу отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационную жалобу представителя администрации Тамбовской области - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.