Клинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.
при секретаре Асеевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погорелова О.Г. к ГУ УПФ РФ N23 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В /дата/ истец обратился в ГУ УПФ РФ N23 по г. Москве и Московской области с заявлением и необходимым пакетом документов, для назначения пенсии по старости на льготных условиях.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г.Москве и Московской области /номер/ от /дата/, Погорелову О.Г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии согласно ст. 27 п. 1 п\п. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ и Списка N /данные изъяты/, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956года N1173, Списка /номер/ раздел /номер/ код-позиция /номер/. утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N10, из-за отсутствия необходимого требуемого специального трудового стажа - /данные изъяты/.
Комиссией приняты к зачету в специальный трудовой стаж на льготных условиях: периоды работы истца на /данные изъяты/ комбинате им. /данные изъяты/ в качестве /должность/, что в общей сложности составило /данные изъяты/. При данном стаже истец, по мнению пенсионного фонда, имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, на основании действующего закона, в возрасте /данные изъяты/.
Комиссией не приняты к зачету в специальный трудовой стаж на льготных условиях периоды работы истца на выборной должности /должность/ на /данные изъяты/ комбинате, с /дата/ по /дата/год. Ответчик указывает, что специальный трудовой стаж, по Списку /номер/ с учетом работы /данные изъяты/ комбинате на выборной должности /должность/, с /дата/ по /дата/год, по стоянию на /дата/ у истца составляет /данные изъяты/, согласно п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972года. Право на назначение пенсии по закону СССР "О государственных пенсиях" от 14.07.1956 года отсутствует, т.к. не выработано специального стажа по Списку /номер/ - /данные изъяты/. Снижение пенсионного возраста пропорционально отработанному специальному стажу вышеуказанным законом не предусмотрено.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, Погорелов О.Г. обратился в суд с иском к Управлению ПФ РФ N 23 по г.Москве и Московской области, о признании решения комиссии при ГУ УПФ РФ /номер/ от /дата/ неправомерным, и просил назначить ему пенсию на льготных условиях с момента первичного обращения за назначением пенсии, со дня возникновения права на получение пенсии
В судебном заседании представитель истца, Ивлев А.А., поддержал исковые требования Погорелова О.Г., ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и приложенные к нему документы.
Представитель ГУ УПФ РФ N 23 по г.Москве и Московской области в судебном заседании исковые требования не признал, представив суду письменный отзыв на иск, из которого следует, что специальный трудовой стаж Погорелова О.Г. составляет /данные изъяты/. При данном стаже истец имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в возрасте /данные изъяты/ лет. Не принят к зачет, в специальный трудовой стаж на льготных условиях, период работы истца в /данные изъяты/, с /дата/ по /дата/, т.к. данная профессия не предусмотрена Списками /номер/. Специальный трудовой стаж истца по списку /номер/ с учетом работы на /данные изъяты/ комбинате на выборной должности /должность/ с /дата/ по /дата/, по состоянию на /дата/ составляет /данные изъяты/, право на назначение трудовой пенсии по Закону от 1956 года отсутствует, т.к. не выработано специального стажа по Списку /номер/ - /данные изъяты/.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно по следующим основаниям.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока, и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам".
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список /номер/ производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком /номер/ производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Как было установлено в судебном заседании, /дата/ по /дата/ истец работал на /данные изъяты/ комбинате им. /данные изъяты/.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что на /дата/ - дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, продолжительность его общего трудового стажа составляла /данные изъяты/, в том числе специальный трудовой стаж в особых условиях труда по Списку /номер/ составил /данные изъяты/, с зачетом в него периода работы истца /должность/, в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
В судебном заседании показаниями истца, документом, удостоверяющим его личность, установлено, что право на получение пенсионного обеспечения у него возникло по достижению возраста /данные изъяты/ года ( /дата/). С письменным заявлением и необходимым пакетом документов за назначением досрочной пенсии истец обратился в ГУ УПФ РФ N23 по г. Москве и Московской области /дата/.
Истцом были представлены необходимые документы, подтверждающие стаж работы Погорелова О.Г. в качестве работника на особо вредных условиях труда, т.е. рабочего занятого на участках работ с вредными условиями труда, согласно Списка /номер/, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N1173 и Списка N1 утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N10.
Действовавший в тот период закон СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" предусматривал установление пенсии по старости на льготных условиях, назначаемой ранее общего пенсионного возраста (ст.9).Право на такую пенсию предоставлялось за работу с вредными и тяжелыми условиями труда по списку /номер/ производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому СМ СССР.
Согласно Списку /номер/ производств, работ, профессий, должностей и показателей, с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР N10 от 26.01.1991 года, введен в действие с 1 января 1992 года) также предусматривает установление пенсии по старости на льготных условиях, назначаемой ранее общего пенсионного возраста.
Принимая решение об отказе в назначении Погорелову О.Г. трудовой пенсии по старости, комиссия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N23 по г. Москве и Московской области исключила из стажа работы по Списку /номер/ периоды работы истца в выборной должности, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж на соответствующих видах работ не подлежит включению иная общественно-полезная деятельность.
Удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что названные периоды приравниваемой деятельности (выборная работа) по действовавшему до 1 января 1992 г. законодательству включались в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", о возможности оценки по нормам ранее действовавшего законодательства пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 1 января 2002 г., в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона.
Вывод ответчика о том, что пенсионное законодательство на сегодняшний день не допускает зачета периодов работы в выборной должности в профсоюзной организации в специальный стаж для назначения льготной пенсии, является ошибочным.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок расчета специального трудового стажа для начисления пенсии по выслуге лет на льготных условиях не регулируется. Этот порядок установлен специальными нормами части 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и части 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что время работы на выборных профсоюзных должностях включается в стаж работы, в том числе и на вредном производстве, без каких бы то ни было ограничений и оговорок.
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшим на момент начала работы истца освобожденным профсоюзным работником на выборной должности, а также частью 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и частью 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.
Таким образом, на период работы истца на выборной должности председателя профкома действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Оценив в совокупности доказательства, с учетом норм действующего гражданского законодательства, регламентирующие правоотношения социального обеспечения, суд приходит к выводу, что указанные нормы права гарантируют сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" уже имели необходимый стаж с вредными условиями труда и достигли установленного возраста.
У истца имеется льготный стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда, который с учетом принятого пенсионным фондом льготного стажа /данные изъяты/ и периодом работы на выборной должности /должность/, составит общий стаж /данные изъяты/, что дает право истцу для назначения досрочной трудовой пенсии по достижению возраста /данные изъяты/, согласно ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно п. 5 Постановления, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 г. утвержден перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии. Согласно п. 2 указанного постановления, к заявлению о назначении трудовой пенсии должен быть приложен документ, подтверждающий страховой стаж. По положениям Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (с изменениями от 08 августа 2003 года), основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Суд признает отказ управления пенсионного фонда в назначении льготной пенсии истцу не основанным на законе, поскольку при исчислении периода трудовой деятельности, дающего право на досрочное назначение пенсии, периоды работы на выборных должностях в профсоюзной организации подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении в случаях, прямо предусмотренных законом.
Пунктом 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 (в редакции от 26 мая 2009 года) устанавливается порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11, 13 и 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки).
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец с заявлением о назначении ему досрочной пенсии обратился /дата/
Права истца подлежат восстановлению, на Управление Пенсионного Фонда N23 по г. Москве и Московской области следует возложить обязанность назначить Погорелову О.Г. пенсию со дня возникновения права на такую пенсию, засчитав в стаж, дающий право на льготную пенсию по Списку /номер/, оспариваемые им периоды его работы на выборной должности /должность/.
Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ N 23 по г. Москве и Московской области /номер/ от /дата/ в части отказа назначения досрочной трудовой пенсии Погорелову О.Г., незаконным.
Обязать ГУ УПФ РФ N 23 по г. Москве и Московской области принять к зачету в необходимый требуемый специальный трудовой стаж Погорелова О. Г. дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, согласно ст. 27 п. 1 п\п 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ и Списка N /данные изъяты/, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N1173, Списка /номер/ раздела /номер/, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991 г. N 10, периоды его работы на /данные изъяты/ комбинате на выборной должности /должность/
с /дата/ по /дата/, обязав назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на такую пенсию, т.е. с /дата/.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено /дата/
Судья: Н.Ф. Коренева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.