Мытищинский городской суд Московской области в составе
судьи Николаевой Л.С.,
при секретаре Сукиасян Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-864/12 по иску Смыка Г.Н. к ОАО "Метровагонмаш", Администрации городского поселения Мытищи о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, в котором просил признать за ним право собственности на "адрес" по Новомытищинскому просп. "адрес", ссылаясь на то, что вселился и проживает в "адрес" с ноября 1990 года; жилое помещение предоставлено истцу в 1990 г. по ордеру выданному ПО "Мытищинский машиностроительный завод" на "адрес" "адрес" "адрес"); Смыка Г.Н. был зарегистрирован и проживал по данному адресу по месту жительства; в 2011 г. истцу была предоставлена однокомнатная "адрес" "адрес", он имеет право на бесплатную приватизацию указанной квартиры, в чем ему было незаконно отказано (л.д.18-19).
В судебном заседании Смыка Г.Н. поддержал заявленные исковые требования и указал, что согласен на вынесение по делу заочного решения.
Представитель истца по доверенности ФИО4 просил удовлетворить заявленные исковые требования по основаниям, приведенным в иске, и указал, что считает отказ в приватизации незаконным, поскольку предоставленное истцу жилое помещение находится в жилом доме, который ранее принадлежал государственному предприятию и использовался в качестве общежития, и который признается объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона, в связи с чем статус общежития жилым домом утрачен, а отношения по проживанию истца регулируются нормами о договоре социального найма.
Представители ОАО "Метровагонмаш" и Администрации городского поселения Мытищи в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом (л.д. ), просили о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому суд, с согласия представителя истцов, рассматривает дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Судом установлено, что по ордеру ПО "Метровагонмаш" от ДД.ММ.ГГГГ сер. ОО N на основании Разрешения на прописку Смыка Г.Н. предоставлено койко-место в общежитии по адресу: "адрес", комн. - на период работы (л.д.13).
По ордеру ПО "Метровагонмаш" от ДД.ММ.ГГГГ сер. ОО N на основании совместного решения администрации и профкома от ДД.ММ.ГГГГ Смыка Г.Н. предоставлена квартира в общежитии по адресу: "адрес" на период работы (л.д.14).
Согласно выписке из домовой книги и копии финансового лицевого счета N в "адрес" зарегистрирован по месту жительства и проживает только истец с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15,16,17).
Как следует из договора найма специализированного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ Смыка Г.Н. является нанимателем однокомнатной "адрес". "адрес" (л.д. 12).
Техническим паспортом БТИ (экспликацией и поэтажным планом) подтверждается, что "адрес" является однокомнатной общей площадью 36,6 кв. м, жилой 18,7 кв. м, неузаконенной перепланировки не имеется (л.д. ).
Согласно справкам Мытищинского филиала N ГУП МО БТИ и Управления Росреестра по "адрес" истец участия в приватизации жилья не принимал (л.д. 20-22).
Истцу было отказано в приватизации указанной квартиры, что видно из письменного ответа ОАО "Метровагонмаш" на обращение Смыка Г.Н. по вопросу приватизации спорного жилого помещения, из которого следует, что истец занимает жилую площадь в общежитии, которое относится к специализированному жилищному фонду, и не подлежит приватизации (л.д.18), и ответа Администрации городского поселения Мытищи на аналогичное обращение, из которого следует, что оснований для заключения договора передачи у администрации не имеется, поскольку указанный объект принадлежит на праве собственности ОАО "Метровагонмаш" (л.д.19).
Между тем, суд считает, что отказом в передаче истцу занимаемой им квартиры в собственность в порядке приватизации, нарушаются права последнего на приватизацию.
Так, согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
На необходимость строгого соблюдения установленного законом порядка передачи жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан указывается в пп.3-5, 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Бюллетень ВС РФ, 1993, N 11, с.2-4).
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии с "Примерным положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в РФ", утвержденного решением Комитета РФ по муниципальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N гражданам не может быть отказано в приватизации, если приватизация данного жилого помещения не противоречит закону (п.14); передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим представительным или исполнительным органом власти (п.5).
Указанное положение не противоречит гражданскому законодательству, поскольку как было указано, согласно ст. 217 ГК РФ законы о приватизации государственного и муниципального имущества (к которым относится и Закон о приватизации) могут устанавливать иной порядок приобретения и прекращения права собственности, чем порядок, предусмотренный нормами ГК РФ.
На необходимость строгого соблюдения установленного законом порядка передачи жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан указывается в пп.3-5, 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Бюллетень ВС РФ, 1993, N 11, с.2-4).
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии с "Примерным положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в РФ", утвержденного решением Комитета РФ по муниципальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N гражданам не может быть отказано в приватизации, если приватизация данного жилого помещения не противоречит закону (п.14); передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим представительным или исполнительным органом власти (п.5).
Указанное положение не противоречит гражданскому законодательству, поскольку как было указано, согласно ст. 217 ГК РФ законы о приватизации государственного и муниципального имущества (к которым относится и Закон о приватизации) могут устанавливать иной порядок приобретения и прекращения права собственности, чем порядок, предусмотренный нормами ГК РФ.
Спорное жилое помещение было предоставлено истцу по ордеру ПО "Метровагонмаш" от 27.041.92 г. сер. ОО N на основании совместного решения администрации и профкома от ДД.ММ.ГГГГ При этом, материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что имела место смена собственника общежития, в котором расположено спорное жилое помещение, на что ответчик ссылается в своем отказе.
Так согласно п.2 ст.218, п.2 ст.8 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "Метровагонмаш" на здание общежития по указанному адресу: выданное ДД.ММ.ГГГГ (запись о регистрации N), в котором в качестве основания государственной регистрации права собственности указаны - Договор N от ДД.ММ.ГГГГ между Госкомимуществом РФ и арендным объединением "Метровагонмаш" о купле-продаже арендованного государственного имущества, Выписка из акта оценки стоимости зданий и сооружений до перевода в аренду по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Из положений п.1 ст.454, п.3 ст.455, ст.554 ГК РФ следует, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В силу ст.237 ГК РСФСР, действовавшего в период заключения договора купли-продажи арендованного государственного имущества, по договору купли - продажи продавец обязывался передать имущество в собственность покупателю, а покупатель обязывался принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.
То есть, в соответствии с приведенными положениями закона, условие о предмете в договоре купли-продажи является существенным, в договоре либо в приложениях к нему должны содержаться данные, индивидуализирующие недвижимое имущество в качестве предмета договора продажи недвижимости.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "Метровагонмаш" на здание общежития по указанному адресу: выданное ДД.ММ.ГГГГ (запись о регистрации N), в котором в качестве основания государственной регистрации права собственности указаны - Договор N от ДД.ММ.ГГГГ между Госкомимуществом РФ и арендным объединением "Метровагонмаш" о купле-продаже арендованного государственного имущества, Выписка из акта оценки стоимости зданий и сооружений до перевода в аренду по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ невозможно сделать вывод о том, что здание общежития по указанному адресу являлось предметом договора N от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого было зарегистрировано право собственности ответчика; данные, позволяющие индивидуализировать недвижимое имущество в качестве предмета договора в приведенных документах отсутствуют.
Таким образом, у суда отсутствуют основания считать ЗАО "Метровагонмаш" собственником здания общежития, в котором расположено спорное жилое помещение.
Более того, суд принимает во внимание, что действовавшим на тот период законодательством, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со ст. 18 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от ДД.ММ.ГГГГ жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совета народных депутатов, на территории которого находился.
Поскольку действовавшим законодательством не устанавливались ни основания, ни условия передачи жилищного фонда в собственность приватизировавшегося предприятия, жилищный фонд подлежал только передаче местному Совету народных депутатов.
Более того, прямой запрет на приватизацию жилищного фонда при приватизации государственных и муниципальных предприятий был установлен абз. 2 п. 5 "Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием их в акционерные общества открытого типа", утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, и п. 1 Указа Президента РФ "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 были внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Аналогичное положение содержалось и в ч. 1 ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от ДД.ММ.ГГГГ
Также в соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 вышеназванного Закона.
Указанными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающей право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, общежитие по Новомытищинскому просп. "адрес" отнесено к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона как объект ведомственного жилищного фонда, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (приложение N к постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от ДД.ММ.ГГГГ N и п. 2 данного постановления).
Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от ДД.ММ.ГГГГ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При таких обстоятельствах суд полагает, что статус общежития жилым домом утрачен, ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ к спорным отношениям неприменима, поскольку к правоотношениям по пользованию занимаемым истцами жилым помещением применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма с ДД.ММ.ГГГГ
Дав оценку тому обстоятельству, что вселение истца в общежитие осуществлено в 1990 году и учитывая длящийся характер жилищных отношений, суд считает, что у истцов возникло право пользования на условиях договора социального найма однокомнатной квартирой N по "адрес" "адрес". При этом отсутствие у истца ордера либо иного решения о предоставлении указанной квартиры не является основанием к отказу в удовлетворении их требований, поскольку по смыслу ст. 47 ЖК РСФСР ордер являлся лишь основанием вселения в предоставленное жилое помещение, и после вселения он утрачивал силу. ЖК РСФСР не предусматривал выдачи ордеров нанимателям, ордера хранились в жилищно-эксплуатационной организации, в связи с чем наниматели не могут нести ответственность за невыдачу или несохранность ордера (либо иного решения о вселении). Законность вселения и проживания истца в однокомнатной "адрес" представителем ОАО "Метровагонмаш" не оспаривалась и подтверждается финансовым лицевым счетом N, открытым на однокомнатную квартиру жилой площадью 36,6 кв. м., и жилой площадью 18,7 кв.м. (л.д. 17).
Таким образом, учитывая вселение истца в общежитие государственным предприятием ПО "Метровагонмаш" до его приватизации, он приобрел право пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма, Правоотношения сторон свидетельствуют о предоставлении занимаемого жилого помещения по договору найма жилого помещения в общежитии, преобразованном законом с ДД.ММ.ГГГГ в договор социального найма. В данном случае длящийся характер жилищных отношений свидетельствует о возникновении у Смыка Г.Н. права пользования на условиях договора социального найма однокомнатной квартирой N в "адрес".
Принимая во внимание приведенные положения закона, учитывая, что ответчик зарегистрировал свое право собственности на здание общежития в 2007 году получив соответствующее свидетельство (л.д. ), надлежащего правоустанавливающего документа, подтверждающего возникновение права собственности до момента государственной регистрации суду не представил, а также учитывая, что истец занимают спорное жилое помещение с 1990 г., и в приватизации жилья ранее не участвовал, суд считает необходимым признать за Смыка Г.Н. право собственности на "адрес" по адресу: "адрес", в порядке приватизации
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235,237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смыка Г.Н. к ОАО "Метровагонмаш", Администрации городского поселения Мытищи - удовлетворить.
Признать за Смыка Г.Н. право собственности на "адрес" "адрес" порядке приватизации. Прекратить право собственности на указанное жилое помещение за ОАО "Метровагонмаш".
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.