Решение Химкинского городского суда Московской области от 11 апреля 2012 г. по делу N 2-1343/12
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Продченко П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1343/12 по иску Нагорной Н. А., Рускол М. А. к МРИФНС России N по "адрес" о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к МРИФНС России N по "адрес" о признании за Нагорной Н.А. право собственности на "данные изъяты" долю на земельный участок площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N находящегося по адресу: "адрес" за Рускол М.А. право собственности на "данные изъяты" долю на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" указывая, что /дата/ скончался Рускол А.В. После его смерти, право наследования возникло у трех наследников первой очереди - жены Рускол М.О. и двух дочерей истиц по делу. Среди правоустанавливающих документов на прочее имущество, каждым из наследников было получено свидетельство о праве на наследство по закону на долю /дата/ в праве собственности на земельный участок.
/дата/ скончалась Руксол М.О., которая при жизни не предприняла действий, направленных на регистрацию в установленном законом порядке своей доли в праве собственности на указанный выше земельный участок, унаследованной от мужа.
Истцы являются единственными наследниками после смерти Руксол М.А., при обращении к нотариусу им было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по тем основаниям, что Руксол М.О. при жизни не зарегистрировав право собственности на полученный в порядке наследования земельный участок, не может быть признана собственником указанного имущества в соответствии со ст. 131 ГК РФ.
Поскольку истцы после смерти Руксол М.О. фактически приняли наследство после смерти матери, несут расходы по его содержанию, в связи с чем у них возникло право собственности на /дата/ долю в праве собственности на земельный участок, находящегося по адресу: "адрес"
Представитель истцов по доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик - представитель МРИФНС России N 13 по Московской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство, о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что /дата/ скончался Рускол А.В. После его смерти, право наследования возникло у трех наследников первой очереди - жены Рускол М.О. и двух дочерей истиц по делу.
Среди правоустанавливающих документов на прочее имущество, каждым из наследников было получено свидетельство о праве на наследство по закону на долю "данные изъяты" в праве собственности на земельный участок по адресу: "адрес"
/дата/ скончалась Руксол М.О., которая при жизни не предприняла действий, направленных на регистрацию в установленном законом порядке своей доли в праве собственности на указанный выше земельный участок, унаследованной от мужа.
Истцы являются единственными наследниками после смерти Руксол М.А., при обращении к нотариусу им было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по тем основаниям, что Руксол М.О. при жизни не зарегистрировав право собственности на полученный в порядке наследования земельный участок, не может быть признана нотариусом собственником указанного имущества в соответствии со ст. 131 ГК РФ.
В соответствии со п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственно и регистрации.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от /дата/ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства.
Таким образом, право собственности Рускол М.О. на долю "данные изъяты" в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" возникло у нее в день открытия наследства ее умершего супруга, Рускола А.В.
Следовательно, доля "данные изъяты" в праве собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", будучи собственностью Рускол М.О. на день ее смерти, входит в наследственную массу, распределяемую между ее наследниками.
В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Таким образом, наследниками было принято все имущество Рускол М.О., в том числе и доля в праве собственности на спорный земельный участок.
Истицы Нагорная Н.А. и Рускол М.А., являясь единственными наследниками, приобретают принадлежащее их матери право на земельный участок в равных долях, следовательно, каждая наследница стала собственником "данные изъяты" доли в праве собственности на поименованный выше земельный участок (половина от размера доли наследодателя).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у истиц Нагорной Н.А. и Рускол М.А. возникло право собственности на "данные изъяты" долю в праве собственности на земельный участок, находящийся по адресу: "адрес"
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать право собственности Нагорной Н. А. на "данные изъяты" долю в праве собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес"
Признать право собственности Рускол М. А. на "данные изъяты" долю в праве собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес"
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.