Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.
при секретаре Колесниковой М.В.,
с участием представителя ответчика - ООО "ПГ "Фосфорит" Синдюкова К.Н, действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Промышленная группа "Фосфорит" (далее по тексту - ООО "ПГ"Фосфорит") об обязании привести в соответствие с санитарными нормами содержание загрязняющих веществ в сточных водах,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО "ПГ "Фосфорит" о возложении на предприятие обязанности реконструировать очистные сооружения, мотивировав требования тем, что по результатам выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства ответчиком при осуществлении производственной деятельности с участием специалиста департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предприятие производит сброс сточных вод в реку Луга через рассеивающий выпуск N на расстоянии 53 км. от устья реки, с левого берега. При этом, очистные сооружения ООО "ПГ "Фосфорит" работают неэффективно, не обеспечивают надлежащую очистку сточных вод, что приводит к превышениям установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске N в водный объект, использующийся в качестве источника водоснабжения. По протоколу количественного химического анализа от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ "Центра лабораторного анализа и технических измерений по Северо-западному ФО" показатель концентрации фосфор фосфатов на выпуске N в "адрес" равен 5,1 мг/л, что превышает нормативы предельно допустимых концентраций в 25,5 раз, показатель концентрации фосфор общий на выпуске N в "адрес" равен 5,7 мг/л, что превышает в 3,8 раз нормативы предельно допустимых концентраций. Поскольку указанные действия ответчика по сбросу сточных вод не соответствуют требованиям экологического законодательства, негативно влияют на экологическую обстановку на территории "адрес", нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор в целях восстановления нарушенных прав жителей "адрес" просит возложить на ответчика обязанность по приведению в соответствие с санитарными нормами содержание загрязняющих веществ в сточных водах предприятия, посредством ремонта путем реконструкции очистных сооружений.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещены о слушании дела надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования поддерживают в полном объеме (л.д. )
Представитель ответчика- ООО "ПГ "Фосфорит" в судебном заседании возражений по иску не имел, факт превышения предельно допустимых концентраций фосфор фосфатов и фосфора общего в сточных водах на выпуске N в "адрес" и необходимость реконструкции очистных сооружений не оспаривал, указав, что в 2010 году Комитетом по природным ресурсам "адрес" в пользование предприятия для сброса сточных вод на перио "адрес" годы предоставлен водный объект - река Луга. Предприятием были разработан проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в реку Луга, на его основании получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. При этом, согласно указанному проекту предприятие имеет фактическое превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, которые они обязались устранить течение 2011-2013 годов, разработав план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую вреду. В соответствии с планом-графиком производство работ по реконструкции очистных сооружений запланировано на 2012-2013 годы, которое требует значительных материальных затрат. В настоящее время проведено обследование системы водопользование предприятия, разработаны основные технические решения по реконструкции очистных сооружений, рассмотрены технико-коммерческие предложения на разработку проектной и рабочей документации, реализованы иные мероприятия, направленные на снижение вредного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической безопасности в зоне влияния. Указал, что предприятие не скрывает факт превышения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и добровольно в соответствии с установленным порядком проводит мероприятия по приведению в соответствие содержания загрязняющих веществ в сточных водах установленным нормативам.
Представитель третьего лица на стороне истца - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по "адрес" в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дала в их отсутствие, требования прокурора поддерживают в полном объеме (л.д. ).
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования являются законными и обоснованными.
Основой конституционного строя Российской Федерации является, в том числе, охрана здоровья людей (ст.7 Конституции РФ). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 Конституции). Каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст.41- 42 Конституции).
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 2 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 2).
Статьей 6.2 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ предусмотрено, что до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до января 2015 года, нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества в водных объектах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Под предельно допустимой концентрацией понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с п. 3.4 "СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-00. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов.
Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (п. 6.1).
Судом установлено, что проверкой, проведенной Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалистов отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства в деятельности ООО ПГ "Фосфорит", расположенного в 8 км. от "адрес".
Основным видом деятельности предприятия является производство минеральных удобрений. Территория ООО ПГ "Фосфорит" включает в себя химический комплекс - завод сложных удобрений с расположенными на его территории вспомогательными цехами. Предприятие является водопользователем. На его балансе находится выпуск N в реку Луга.
Сточные воды ООО "ПГ "Фосфорит" сбрасываются через выпуск N в ручей Горский и далее в реку Луга. Сброс сточных вод в реку Луга осуществляется через рассеивающий выпуск N на расстоянии 53 км от устья, с левого берега. Конструкция выпуска состоит из подводящего коллектора ДУ 800 с последующей сменой диаметров через 3 м ( от 750 до 350) и установки насадки активного действия. Рассеивающий выпуск состоит из одной ветки, расположенной на глубине 5,3 м с двенадцатью патрубками. Расстояние от берега до выпуска 22 метра.
Водопользование рекой Лугой предприятием осуществляется на основании договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по природным ресурсам "адрес", сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-39), а также решения Комитета по природным ресурсам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-45).
ООО ПГ "Фосфорит" 2010 году получены нормативы допустимых сбросов (далее по тексту - НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в водный объект - реку Луга (л.д.52-96), а также разрешение Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-51).
Согласно утвержденных Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу нормативов загрязняющих веществ, разрешенных предприятию к сбросу в реку Луга, допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных вод в пределах норматива НДС для фосфор фосфатов установлена в 0,2 мг/л., для фосфора общего - 1,5 мг/л (л.д. 50).
Согласно п.п.7,8,10 п.2.3. решения Комитета по природным ресурсам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод использование реки Луга может производиться водопользователем при осуществлении сброса сточных вод после очистных сооружений. Максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать значений показателей НДС для фосфор фосфатов 0,2 мг/л., для фосфора общего - 1,5 мг/л (л.д. 41-42).
Исходя из представленных в суд результатов анализа качества сбрасываемых ООО "ПГ "Фосфорит" сточных вод за перио "адрес" года, проводимых предприятием самостоятельно в рамках контроля качества сбрасываемых сточных вод (л.д.107-134, 120-130), а также данных выездной плановой проверки, проведенной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, по результатам анализа качества сточных вод, установлено, что ответчиком осуществляется сброс сточных вод в реку Луга с превышением допустимой концентрации вредных веществ, т.е. производится сброс неочищенных надлежащим образом сточных вод, качественный состав которых не соответствует установленным нормативам сточных вод по ряду показателей, в том числе, фосфор фосфатов и фосфора общего, что является нарушением размеров предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ, установленных для ООО " ПГ Фосфорит" (л.д. 131-142).
За нарушение требований к охране водных объектов ООО "ПГ "Фосфорит" ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (л.д. 13)
ДД.ММ.ГГГГ ООО ПГ "Фосфорит" было организовано публичное взятие проб воды на содержание фосфора из сточных вод предприятия (выпуск N). По результатам проведенных анализов проб в лаборатории предприятия содержание фосфора в сточных водах на выпуске N в "адрес" составил 2,9 мг/л, что выше установленного норматива НДС в 14,5 раза.
По протоколу количественного химического анализа от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ "Центра лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному ФО" показатель концентрации фосфор фосфатов на выпуске N ООО "ПГ "Фосфорит" в "адрес" равен 5,1 мг/л, что превышает нормативы предельно допустимых концентраций в 25,5 раз, показатель концентрации фосфор общий на выпуске N в "адрес" равен 5,7 мг/л, что превышает в 3,8 раз нормативы предельно допустимых концентраций (л.д. 171).
Таким образом, представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что в перио "адрес" года - 1 квартал 2012 года ответчиком допускался сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением над установленными в разрешении на сброс НДС по фосфор фосфатам и фосфору общему; указанный факт подтвержден документальными доказательствами и ответчиком не оспаривается. Причиной сброса сточных вод на выпуске N в "адрес" с превышениями установленных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ является неэффективная работа очистных сооружений ООО "ПГ "Фосфорит".
Факт необходимости реконструкции очистных сооружений сточных вод ответчиком не оспаривается. Проведение мероприятий по реконструкции очистных сооружений сточных вод запланировано ответчиком на перио "адрес" годы, что отражено в плане снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект), утвержденном ООО "ПГ "Фосфорит", согласованном с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (л.д.97-100).
На основании совокупности изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о проведении работ по реконструкции очистных сооружений ООО "ПГ "Фосфорит" с целью предотвращения вредных последствий загрязнения природной среды, нарушения конституционных прав граждан и интересов Российской Федерации. Непринятие мер по предотвращению нарушений санитарных правил в конечном итоге приведет к загрязнению поверхностных вод и соответственно, к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения.
С целью предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности ответчика на окружающую среду необходимо обязать ответчика провести ремонт очистных сооружений, связи с чем, суд находит необходимым удовлетворить требования прокурора о возложении на ООО "ПГ "Фосфорит" обязанности реконструировать очистные сооружения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, за исключением Верховного Суда Российской Федерации (ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей, от уплаты которой при подаче иска по закону был освобожден истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Промышленная группа "Фосфорит" об обязании привести в соответствие с санитарными нормами содержание загрязняющих веществ в сточных водах - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Промышленная группа "Фосфорит" привести в соответствие с санитарными нормами содержание загрязняющих веществ в сточных водах предприятия, поступающих в реку Луга, путем реконструкции очистных сооружений.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Промышленная группа "Фосфорит" государственную пошлину по делу в доход МО "Кингисеппский муниципальный район" "адрес" в сумме "данные изъяты".
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.