См. Программу проверки правильности налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц
Во исполнение пунктов 22 и 23 Национального плана проверок налогоплательщиков в 1996 году Госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации были проведены проверки правильности налогообложения доходов иностранных юридических лиц, полученных от источников в Российской Федерации, и проверки правильности налогообложения иностранных юридических лиц, осуществляющих строительные, строительно-монтажные и ремонтные работы на территории Российской Федерации.
Проверки проведены в 80 инспекциях у 275 иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, и у 366 предприятий, выплачивающих доходы иностранным юридическим лицам. В результате проведенных проверок нарушения налогового законодательства установлены у 333 налогоплательщиков. Наибольшее число проверок проведено Госналогинспекциями по Калининградской, Московской, Ростовской областям, г. Москве и Санкт-Петербургу, Ханты-Мансийскому автономному округу.
Вместе с тем ряд инспекций (Госналогинспекции по Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Тува) проверки не осуществляли, ссылаясь на отсутствие иностранных юридических лиц, состоящих на налоговом учете, и не предприняли необходимых мер к выявлению компаний, осуществляющих деятельность без постановки на налоговый учет.
Наиболее характерными и часто встречающимися нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются: непостановка или несвоевременная постановка на налоговый учет и уклонение от уплаты налогов.
В ходе проверок госналогинспекциями на местах осуществлялись меры по выявлению иностранных юридических лиц, подлежащих постановке на налоговый учет, но не осуществивших такую постановку самостоятельно, а также по уточнению сведений об иностранных юридических лицах, осуществляющих строительную и ремонтную деятельность, информации, запрашиваемой из Федерального лицензионного центра Минстроя России и его органов на местах, региональных таможенных органов, региональных миграционных служб и управлений Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. В результате проведенной работы были дополнительно выявлены и привлечены к постановке на налоговый учет и, соответственно, к налогообложению 157 иностранных юридических лиц, уклоняющихся от такой постановки или осуществивших ее несвоевременно. Особенно активную работу в этом направлении провели Госналогинспекции по Республике Башкортостан и по Томской области.
По налогу на прибыль. Выявлено в основном занижение прибыли за счет занижения объема выручки от выполненных работ и необоснованного отнесения расходов на себестоимость. Необоснованно включаются в состав затрат, как правило, расходы, понесенные за рубежом головным офисом иностранного юридического лица, на осуществление деятельности постоянного представительства в Российской Федерации без их документального подтверждения, оплата процентов по кредитам сверх установленной ставки, а также некоторые расходы, не подлежащие включению в состав затрат. Типичным нарушением является также занижение выручки в результате неправильного применения курса рубля по отношению к иностранной валюте при пересчете валютной выручки.
Наибольшие доначисления по налогу на прибыль произведены Госналогинспекциями по Красноярскому краю (27,7 млрд. руб.), по Челябинской области (13,6 млрд. руб.), по Орловской и Калужской областям.
По налогу на добавленную стоимость и спецналогу. Проверка показала, что НДС и СН с объема строительных работ и оказанных услуг, выполненных на территории Российской Федерации, в ряде случаев не исчислялись, а в общей массе исчислялись со следующими нарушениями: невключение в налогооблагаемый оборот сумм авансовых платежей, поступивших от заказчиков в счет предстоящего выполнения работ, занижение НДС в связи с излишним списанием в дебет счета 68 сумм налога по приобретенным материальным ресурсам, несвоевременное включение в облагаемый оборот выручки от выполненных работ.
Во многих случаях имеет место заключение контрактов российскими заказчиками с иностранными строительными фирмами, не включающих косвенные налоги, что приводит к их неуплате иностранными подрядными компаниями при реализации строительно-монтажных работ в Российской Федерации. Это выражается, как правило, либо в невключении подрядчиком сумм НДС и СН в счета, предъявляемые заказчику к оплате, либо в отказе заказчика оплачивать удорожавший на сумму НДС контракт.
Наибольшие доначисления НДС и СН с инофирм произведены Госналогинспекциями по Рязанской, Калужской, Челябинской областям, по Красноярскому краю.
По налогу на доходы от источников в Российской Федерации. Основными нарушениями, выявленными в ходе проверки данного вопроса, являются неудержание налога российскими организациями при выплате доходов иностранным юридическим лицам, не осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, а также неудержание налога в случае наличия международного договора без оформленных в установленном порядке оснований.
Несмотря на то, что проверка правильности налогообложения доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации была выделена в Национальном плане проверок налогоплательщиков отдельным пунктом, рядом налоговых инспекций проверка по данному вопросу не проводилась, а информационный табличный свод результатов проверок, предусмотренный в методических рекомендациях Госналогслужбы России по проведению проверки налогообложения доходов от источников, представлен лишь Госналогинспекциями по Кабардино-Балкарской Республике, Алтайскому краю, Ставропольскому краю, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской областям.
Обращаем внимание руководителей госналогинспекций на недопустимость таких фактов в последующем.
Общая сумма дополнительно предъявленных к уплате налогов и финансовых санкций составила (в тыс. руб.):
-------------------------------------------------------------------------
|Налог | НДС с |НДС с |Налог на | Другие |Всего
|на прибыль| инофирм |налогового |имущество| налоги |
| | |агента | | |
-------+----------+----------+-----------+---------+-----------+---------
Налоги | 67334756 | 99732299 |52674944 |2973538 | 26349275 |248064814
100% | | | | | |
| | | | | |
Штрафы | 26127843 | 71004619 | |1983802 | 13184820 |112301085
10% | | | | | |
| | | | | |
Штрафы | 2004832 | 1229509 | | 107485 | 785765 | 4127592
| | | | | |
Пени | 12894238 |187924002 | |2787853 |114978561 |318584656
-------------------------------------------------------------------------
В заключение необходимо отметить значительно лучшую по сравнению с прошлым годом организацию тематических проверок, что выразилось в более чем 2,5-кратном превышении (к уровню 1995 года) сумм доначисленных и предъявленных к уплате налогов и финансовых санкций.
Вместе с тем анализ материалов, полученных от отдельных госналогинспекций, свидетельствует об имеющихся недостатках в работе по налогообложению иностранных юридических лиц, недостаточном уровне знания методологической и нормативной базы, невыполнении указаний Госналогслужбы России.
Заместитель руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации |
В.Евстигнеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 6 января 1997 г. N ВЕ-6-06/8 "О результатах проверки иностранных юридических лиц по вопросам соблюдения налогового законодательства"
Текст письма опубликован в журнале "Экспресс-Закон", 1997, N 6