Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Рекомендации
по применению Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и
его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и
иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав потребителей
В соответствии с полномочиями, установленными статьей 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ), ГКАП России и его территориальные управления осуществляют государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее по тексту - законодательство о защите прав потребителей). В своей практической деятельности они руководствуются указанным Законом, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24.08.92 г. N 915, Положением о территориальном управлении Государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, утвержденным приказом ГКАП России от 13.11.95 г. N 146, разъяснениями ГКАП России, а также Положением о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее по тексту - Положение), утвержденным приказом ГКАП России от 04.04.96 г. N 42, и настоящими рекомендациями к указанному Положению.
Основанием для принятия приказа ГКАП России от 04.04.96 г. N 42 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей" является Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ (далее по тексту - Закон), а также Указ Президента Российской Федерации от 24.08.92 г. N 915 "О Государственном Комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур", которым утверждено Положение о Государственном Комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный Закон применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, т.е. после 16 января 1996 года. По отношениям, возникшим до введения его в действие, Закон применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
На основании изложенного ГКАП России и его территориальные управления при рассмотрении дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, возникших после введения в действие Закона (после 16 января 1996 года), должны применять указанное Положение.
При рассмотрении дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, принятии решения о выдаче предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний территориальным управлениям Комитета необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1) исходить строго из компетенции территориального управления Комитета, установленной Законом, Положением о территориальном управлении Государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур;
2) точно в соответствии с Положением соблюдать порядок создания комиссий по рассмотрению дел, процедуру возбуждения и рассмотрения дела, порядок оформления процессуальных документов, выдачи предписания и наложения штрафа. Территориальные управления не вправе вносить изменения и дополнения в формы документов, являющихся приложениями к Положению.
Территориальные управления Комитета в своей работе должны учитывать, что в случае, если изготовитель (исполнитель, продавец), в отношении которого рассмотрено дело, обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания либо об отмене или об изменении постановления о наложении штрафа, несоблюдение установленной процедуры или оформление документов без учета предъявляемых требований, может явиться основанием для признания такого предписания или постановления недействительным. Кроме того, если арбитражным судом будет отменено предписание или постановление территориального управления о наложении штрафа, то изготовитель (исполнитель, продавец) вправе ставить вопрос о возмещении ему понесенных расходов по оплате государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дела;
3) до начала заседания комиссии необходимо проверить полномочия представителя продавца изготовителя (исполнителя, продавца) в отношении которого возбуждено дело (наличие доверенности, правильность ее оформления, срок действия). При этом необходимо иметь в виду, что индивидуальные предприниматели или руководители организаций, лично присутствующие на заседании комиссии, представляют документы, удостоверяющие соответственно их личность или служебное положение (полномочия);
4) письменные доказательства (акты, справки, договоры, деловая корреспонденция, иные документы и материалы), направляемые в комиссию, представляются в подлиннике или в копии. Все копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены. Если к рассматриваемому делу имеет отношение лишь часть документа, представляется заверенная выписка из него;
5) при квалификации нарушений учитывать, что кроме Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" отдельные правоотношения могут регулироваться иными законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, в том числе соответствующими правилами продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
О правилах продажи отдельных видов товаров см. справку
6) для правильной квалификации нарушений по соответствующим статьям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", иных законов и правовых актов внимательно с обязательным участием юристов изучать обстоятельства дела и возникающие при этом отношения;
7) учитывать, что предписания могут быть выданы продавцам, изготовителям, исполнителям в понимании Закона. Территориальные управления Комитета не вправе выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей представительствам и филиалам, не являющимся юридическими лицами, организациям, выполняющим функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Исполнителем работы (услуги) может быть организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору, т.е. за плату;
8) при выдаче предписания о прекращении нарушения прав потребителей, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения требований потребителя по ст.ст. 20, 21, 22 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", необходимо учитывать, что в установленные в указанных статьях Закона сроки для удовлетворения требований потребителя продавец (изготовитель) при необходимости проводит проверку качества товара, а также экспертизу товара. Следует иметь в виду, что проверка качества товара - понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы. Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов помимо той, которую проводит сам продавец (изготовитель);
9) при вынесении комиссией решения о выдаче предписания о прекращении нарушения прав потребителей применять рекомендуемые предписания (приложение N 1).
В случае предъявления потребителем требования имущественного характера учитывать, что в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских (имущественных) прав осуществляется судом. В связи с этим не рекомендуется выдавать хозяйствующим субъектам предписания, которыми они обязываются удовлетворять требования потребителей имущественного характера, в частности:
- о расторжении договора;
- о выплате неустойки;
- о возмещении убытков;
- о компенсации морального вреда и др.
При принятии комиссией решения о прекращении дела в связи с тем, что защита прав потребителей в части удовлетворения имущественных требований должна быть осуществлена судом, в таком решении необходимо изложить выводы комиссии, рекомендации продавцу (изготовителю, исполнителю) о добровольном устранении недостатков. При этом продавцу (изготовителю, исполнителю) необходимо разъяснить его обязанности, права потребителя, а также последствия в случае судебной защиты потребителем нарушенных прав.
10) в решении по конкретному делу могут быть даны рекомендации о применении территориальным управлением Комитета отдельных полномочий из числа предоставленных Законом:
о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей, иска о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей;
о направлении материалов о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;
о направлении в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;
о направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
11) раздел 2 Положения предусматривает упрощенный порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. Такой порядок применяется только в отношении выявленных в ходе проведения проверок нарушений, указанных в пункте 2.1 Положения.
Основанием для выдачи таких предписаний является акт проверки продавца (изготовителя, исполнителя). При этом следует учитывать, что при обнаружении в ходе проверок продавца фактов продажи товаров с истекшим сроком годности или без указания срока годности или срока службы, если на данный товар они должны быть установлены в соответствии с законодательством, в акте проверки указывается конкретное наименование товара, нормативные документы, в соответствии с которыми изготовлен данный товар, изготовитель (поставщик, продавец), номер партии, а также другие реквизиты товаросопроводительных документов, позволяющие идентифицировать данную партию товара. Те же реквизиты указываются в предписании о прекращении продажи данного товара.
Территориальные управления Комитета вправе осуществлять контроль за исполнением предписаний о прекращении продажи товаров путем проведения проверок продавца начиная с даты, которая установлена в предписании для прекращения продажи товаров, и в последующие сроки. Проверки при этом проводятся в отношении товара конкретной партии, продажа которого была запрещена предписанием.
Таким образом, обнаружение территориальным управлением в ходе проверок фактов продажи товара партии, в отношении которой было выдано предписание, следует рассматривать как неисполнение предписания.
12) при выдаче постановлений о наложении штрафа на организацию - продавца, изготовителя, исполнителя необходимо учитывать, что безакцептное списание штрафов осуществляется в порядке, установленном пунктами 25 и 26 "Правил о безналичных расчетах в народном хозяйстве", утвержденных Госбанком СССР от 30 сентября 1987 г. N 2 (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными письмами Госбанка СССР от 26 августа 1988 г. N 150, от 9 января 1989 г. N 176, от 31 мая 1989 г. N 211, от 7 марта 1990 г. N 278, от 28 сентября 1990 г. N 325) (приложение N 2).
В соответствии с п. 25 указанных Правил территориальные управления Комитета при обращении в банк, обслуживающий организацию, на которую наложен штраф, заполняют платежное требование. В этом требовании указывается назначение платежа, а также правовой акт, предусматривающий право безакцептного списания такого штрафа (абзац второй пункта 3 статьи 43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ).
Согласно п. 26 указанных Правил на лицевой стороне всех экземпляров требований, подлежащих оплате без акцепта, вверху на полях ставится штамп "Без акцепта". При отсутствии указанной надписи требование подлежит акцепту и оплате на общих основаниях.
13) в соответствии с п. 4 ст. 43 Закона суммы штрафов, налагаемых территориальными управлениями Комитета на продавцов (изготовителей, исполнителей) за уклонение или за несвоевременное исполнение ими законных предписаний, направляются в федеральный бюджет.
Порядок зачисления указанных сумм штрафа в доход федерального бюджета определен в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.04.96 г. N 3-Е1-6/8 (приложение N 3).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.