Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правила
сертификации продукции текстильной и легкой промышленности
Постановлением Госстандарта РФ от 6 февраля 2001 г. N 13 настоящие Правила признаны утратившими силу
См. Правила сертификации продукции текстильной и легкой промышленности, утвержденные указанным постановлением
1. Назначение и область применения
Настоящий документ устанавливает в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июля 1993 г. N 5153-1 и с учетом положений Закона "О защите прав потребителей" правила и процедуру проведения сертификации продукции отраслей текстильной и легкой промышленности бытового назначения: текстильной, швейной, обувной, меховой, трикотажной промышленности, в том числе детского ассортимента, и игрушек (далее - продукции ТЛП), проводимой органами по сертификации, аккредитованными Госстандартом России в установленном порядке. Документ развивает положения Системы сертификации ГОСТ Р применительно к продукции ТЛП с учетом специфики этой продукции, ее производства и использования.
По настоящим Правилам проводится обязательная и добровольная сертификация продукции ТЛП, производимой в России и ввозимой из-за рубежа.
2. Общие положения
2.1. Объектом сертификации является продукция ТЛП, предназначенная для реализации на товарном рынке Российской Федерации, а также поставляемая на экспорт.
2.2. Обязательная сертификация продукции ТЛП проводится на соответствие требованиям, установленным законами, государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, обеспечивающими безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
2.3. Необходимым условием для проведения сертификации является соответствие сертифицируемой продукции показателям качества, обеспечивающим ее функциональное использование. Подтверждение соответствия этим показателям осуществляется путем идентификации, проводимой последовательно на всех этапах сертификации.
Перечень показателей качества, обеспечивающих функциональное использование данной продукции, и показателей, обеспечивающих безопасность, приведен в приложении А*.
2.4. Необходимым условием для выдачи сертификатов соответствия на продукцию ТЛП является наличие положительного гигиенического заключения, выдаваемого в порядке, установленном Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.
2.5. Добровольную сертификацию проводят на соответствие требованиям, представленным заявителем и согласованным с органом по сертификации.
2.6. В Системе сертификации продукции ТЛП применяются схемы сертификации продукции, принятые в "Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации", введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15, зарегистрированного в Минюсте России 5 апреля 1995 г., регистрационный N 826, и Изменении N 1 к "Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации", введенном в действие Постановлением Госстандарта России 25 июля 1996 г. N 15, зарегистрированного в Минюсте России 1 августа 1996 г., регистрационный N 1139.
Схему сертификации продукции, как правило, предлагает заявитель. Окончательное решение по выбору схемы сертификации принимает орган по сертификации.
Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации затрат на ее проведение.
2.7. Схемы сертификации 1 - 6 и 9а - 10а применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схема 7, 8, 9 - при сертификации уже выпущенной партии продукции или единичного изделия.
Схемы 1 - 4 рекомендуется применять в следующих случаях:
- схему 1 - при ограниченном, заранее оговоренном объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции - при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции - при ограниченном объеме выпуска);
- схему 2 - для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию;
- схему 3 - для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;
- схему 4 - при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства.
Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой:
- реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
- технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
- установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
- характерна частая смена модификаций продукции.
Условием применения схемы 6 является наличие у заявителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества.
Схему 6 возможно использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемых в Российской Федерации. Схемы 7 и 8 рекомендуется применять тогда, когда производство и реализация данной продукции носят разовый характер (партия, единичные изделия).
Схемы 9 - 10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия (несоответствия) продукции установленным требованиям декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.
Схемы 9 - 10а рекомендуется применять в следующих случаях:
- схему 9 - при сертификации неповторяющейся партии небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества;
- схему 9а - при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;
- схемы 10 и 10а - при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах выпуска.
Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями.
2.8. Оплата работ по сертификации осуществляется заявителем в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
2.9. Информацию о проведенных работах по сертификации продукции ТЛП органы по сертификации представляют в Центральный орган по сертификации продукции ТЛП по установленной им форме.
3. Структура системы сертификации продукции текстильной и легкой промышленности
3.1. В структуру Системы сертификации ТЛП входят:
- Центральный орган Системы (ЦОС);
- Совет Системы - консультативный орган при ЦОС;
- Комиссия по апелляциям при ЦОС;
- органы по сертификации (ОС);
- аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ);
- заявители.
3.2. Центральный орган Системы осуществляет свои функции в соответствии с Положением о нем.
3.3. Совет Системы осуществляет выработку политики функционирования системы и вопросов совершенствования деятельности системы.
Совет является совещательным органом ЦОС ТЛП и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете.
Состав Совета должен обеспечивать сбалансированное представительство всех заинтересованных в сертификации сторон.
Вопросы членства в Совете, процедуры голосования, принятия решений и т.п. устанавливаются в Положении о Совете.
3.3. Спорные вопросы в области процедур сертификации продукции ТЛП разрешает Комиссия по апелляциям при ЦОС.
Состав комиссии, процедуры ее работы, принятие решений и т.п. устанавливаются в Положении о Комиссии.
4. Порядок проведения работ по сертификации продукции текстильной и легкой промышленности
4.1. Сертификация продукции ТЛП включает следующие процедуры:
- представление заявки в орган по сертификации;
- рассмотрение представленных заявителем документов и проведение первичной идентификации продукции ТЛП;
- принятие решения по заявке, в т.ч. выбор схемы сертификации;
- формирование групп однородной продукции для выбора типового представителя;
- выбор аккредитованной испытательной лаборатории;
- отбор образцов от однородных групп и их идентификация;
- проведение испытаний;
- анализ состояния производства (в соответствии со схемой сертификации);
- сертификация производства или системы качества (в соответствии со схемой сертификации);
- анализ полученных результатов испытаний и проверок и принятие решения о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата соответствия;
- оформление и выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия и внесение сертифицированной продукции ТЛП в государственный реестр;
- осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в соответствии со схемой сертификации);
- разработка и контроль выполнения корректирующих мероприятий при выявлении несоответствий продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.
4.2. Для проведения работ по сертификации заявитель направляет в аккредитованный орган по сертификации продукции ТЛП заявку по форме, приведенной в приложении Б.
4.2.1. К заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих происхождение поставляемой продукции и содержащих сведения о ее ассортименте, качестве и количестве (при сертификации по схемам 7 или 8), копии документов, по которым осуществляется выпуск продукции, и гигиеническое заключение (сертификат) на продукцию (в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
4.2.2. При сертификации по схемам 9, 9а, 10, 10а заявка сопровождается также декларацией о соответствии по форме приложения В.
4.2.3. Заявитель может приложить к заявке документы, подтверждающие установленные показатели качества самой продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для изготовления продукции, включая:
- протоколы испытаний продукции, выданные органами исполнительной власти в пределах своей компетентности, в том числе при постановке продукции на производство;
- ранее полученные сертификаты, в том числе на сырье, материалы, комплектующие изделия, системы качества или производство и другие имеющиеся у заявителя документы, характеризующие качество и безопасность продукции.
4.3. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее семи дней после ее получения направляет заявителю решение по форме, приведенной в приложении Г.
В случае отрицательных результатов рассмотрения заявки заявителю направляется решение об отказе в проведении сертификации с аргументированным изложением причин отказа и, при необходимости, рекомендаций по проведению мероприятий, необходимых для повторного представления заявки.
4.4. Идентификацию продукции ТЛП осуществляет орган по сертификации на соответствие:
- заявленному наименованию;
- документам, подтверждающим происхождение поставляемой продукции и содержащим сведения о ее ассортименте, качестве и количестве;
- принадлежности к данному изготовителю;
- требованиям, обеспечивающим функциональное использование продукции.
Идентификация как отечественной, так и импортной продукции, проводится также по кодам общероссийского классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции до уровня не менее пятого знака ОКП.
Идентификация на соответствие требованиям (показателям качества, обеспечивающим использование продукции ТЛП по назначению), осуществляется по показателям, указанным в Приложении А (без обозначения), применительно к данному виду продукции при отсутствии недопустимых пороков (дефектов).
Идентификация проводится органолептическими и (или) инструментальными методами с учетом информации, представленной заявителем, включая:
- протоколы испытаний продукции, проведенных органами государственного надзора, изготовителем или другой организацией;
- сертификаты и (или) протоколы испытаний сырья, материалов, комплектующих изделий;
- сведения от постоянных потребителей продукции;
- сведения об аналогичной продукции этого же изготовителя, соответствующей установленным требованиям.
При недостаточных основаниях для суждения о соответствии продукции установленным требованиям орган по сертификации предлагает заявителю провести соответствующие испытания в присутствии своего представителя или включить определение этих показателей в программу испытаний.
4.5. Орган по сертификации формирует группы однородной продукции, проводит отбор образцов от них и оформляет акт.
4.5.1. Рекомендуемое количество единиц продукции, отбираемых от групп однородной продукции для целей сертификации, приведено в приложении Д. В обоснованных случаях количество образцов может быть уменьшено или увеличено по решению ОС.
Отбор образцов оформляют актом, который подписывают представители организаций, осуществляющей отбор, и представитель заявителя.
4.5.2. Оформление акта, а также порядок обращения, хранения и использования образцов при проведении сертификации продукции ТЛП осуществляют в соответствии с правилами по сертификации ПР 50.3.002-95 "Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции", утвержденными Госстандартом России 8 февраля 1996 г. и зарегистрированными Минюстом России 1 марта 1996 г., регистрационный N 1041.
4.6. Орган по сертификации направляет образцы в испытательную лабораторию с сопроводительным письмом, где указывает наименование продукции и номенклатуру показателей, по которым следует провести испытания, без указания наименования заявителя.
4.7. Испытательные лаборатории проводят сертификационные испытания продукции по методам, установленным в нормативных документах, приведенных в приложении А.
4.7.1. Если испытательная лаборатория аккредитована только на техническую компетентность, то испытания в ней проводят с обязательным участием представителя органа по сертификации, направившего продукцию на испытание.
4.7.2. Результаты испытаний оформляют в виде протоколов испытаний. Протоколы испытаний подписывают руководитель испытательной лаборатории, исполнитель и представитель органа по сертификации в случае, указанном в п. 4.7.1.
4.7.3. Копии протоколов подлежат хранению в лаборатории на срок не менее 3 лет.
4.7.4. Протоколы испытаний направляют в орган по сертификации.
4.8. Анализ состояния производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации) включает оценку его по требованиям, изложенным в п.п. 4.9. и 4.10. ГОСТ Р ИСО 9002-96.
По результатам анализа ОС составляет заключение, которое учитывают при выдаче сертификата.
4.9. Сертификацию систем качества или производства осуществляют органы, аккредитованные на право проведения этой деятельности.
4.10. На основе анализа материалов заявки и протоколов испытаний орган по сертификации проводит заключительную идентификацию продукции ТЛП, в том числе ее возрастной адресованности.
4.10.1. Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний сертифицируемой продукции ТЛП, а также состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации) и принимает решение о возможности выдачи сертификата или в отказе в выдаче сертификата.
4.10.2. При сертификации с использованием декларации о соответствии орган по сертификации определяет полноту и достоверность информации, содержащейся в представленных документах и в зависимости от результатов такого анализа принимает решение о возможности выдачи сертификата или в отказе в выдаче сертификата.
4.10.3. В случае положительного решения выдается сертификат соответствия, в случае отрицательного решения заявителю направляют аргументированное решение об отказе. Данное решение при сертификации на основе декларации соответствия должно содержать рекомендации о возможности повторной сертификации по другим, более "жестким" схемам сертификации.
4.10.4. Орган по сертификации оформляет сертификат по форме и правилам, установленным Госстандартом России.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям.
В сертификате на импортную продукцию наряду с кодом ТН ВЭД проставляют код ОКП.
4.10.5. Срок действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию устанавливает орган по сертификации в зависимости от состояния производства, результатов испытаний, с учетом срока действия гигиенического заключения (сертификата), но не более трех лет или срока действия гигиенического заключения (сертификата).
4.10.6. Сертификат регистрируют в государственном реестре и выдают заявителю.
4.10.7. При проведении обязательной сертификации продукции ТЛП орган по сертификации одновременно с сертификатом выдает заявителю лицензию на право применения знака соответствия согласно "Правилам выдачи лицензии на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12 и зарегистрированного в Минюсте России 5 апреля 1995 г., регистрационный N 825.
4.10.8. Продукцию ТЛП, прошедшую обязательную сертификацию, маркируют знаком соответствия по ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования". Место проставления знака соответствия указывают в лицензии.
При сертификации продукции ТЛП по всем показателям качества, предусмотренным НД на продукцию, также можно проставлять знак соответствия государственным стандартам по ГОСТ Р 1.9-95 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам".
Взамен ГОСТ Р 1.9-95 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 157-ст ГОСТ Р 1.9-2004
Знак соответствия по ГОСТ Р 50460-92 наносят на изделие или ярлык, прикрепленный к изделию, или потребительскую упаковку изделия, в соответствии с "Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14 и зарегистрированными Минюстом России 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Способ нанесения знака соответствия согласовывают с органом по сертификации.
5. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
5.1. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией ТЛП осуществляет орган по сертификации с привлечением испытательной лаборатории и, при необходимости, территориальных органов Госстандарта России.
5.2. Инспекционный контроль проводят в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов (проб) продукции ТЛП и другие проверки, необходимые для подтверждения, что производимая и реализуемая продукция ТЛП продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.
5.3. При инспекционном контроле испытания, предусмотренные схемами сертификации, проводят, как правило, в полном объеме сертификационных испытаний. Объем испытаний может быть сокращен в 5-й схеме по результатам контроля системы качества (производства).
5.4. Периодичность инспекционных проверок и организационные формы их проведения устанавливают с учетом следующих критериев:
- специфики продукции и ее потенциальной опасности;
- объема и продолжительности выпуска продукции;
- наличия системы качества на предприятии-изготовителе;
- стабильности производства.
Периодичность проверок должна быть не реже одного раза в год.
5.5. Объем инспекционной проверки устанавливается исходя из схемы сертификации и номенклатуры сертифицированных характеристик, с учетом следующих критериев:
- трудоемкости определения каждой характеристики;
- стабильности каждой характеристики;
- результатов предыдущих инспекционных проверок;
- результатов проверок органами, осуществляющими государственный надзор;
- информации изготовителя и других организаций о качестве сертифицированной продукции.
5.6. Внеплановую инспекционную проверку проводят при получении информации, свидетельствующей о нарушениях держателем сертификата технологии производства, которые могут повлиять на сертифицированные характеристики.
5.7. Инспекционный контроль состоит из следующих этапов:
- сбор и анализ информации о сертифицированной продукции;
- разработка и утверждение программы инспекционной проверки;
- формирование группы инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки;
- оформление результатов инспекционной проверки;
- принятие решения по результатам инспекционного контроля.
5.8. Программу инспекционной проверки разрабатывает и утверждает орган по сертификации.
5.9. При инспекционной проверке выполняют следующие процедуры:
- отбор образцов для испытаний;
- испытания;
- анализ состояния производства (при необходимости);
- проверка соблюдения условий лицензии на применение знака соответствия.
При инспекционном контроле допускается исключение отдельных процедур, если проводилась проверка органами, осуществляющими государственный надзор.
5.10. Количество образцов, необходимых для проведения инспекционных испытаний, и испытательную лабораторию определяет орган по сертификации.
5.11. Проверка соблюдения условий лицензии на применение знака соответствия должна начинаться с проверки наличия и правильности нанесения знака соответствия. Далее проверяется наличие актов, подтверждающих оплату лицензионных платежей.
5.12. Сбор, систематизацию и анализ информации о сертифицируемой продукции орган по сертификации осуществляет постоянно, в течение срока действия сертификата.
5.13. По окончании инспекционной проверки составляют акт, в котором дается оценка результатов испытаний образцов, стабильности качества продукции и возможности сохранения или продления срока действия (переоформления) сертификата.
При выявлении недостатков в акте указывают о необходимости разработки корректирующих мероприятий по их устранению.
Акт хранится в органе по сертификации, а копии направляют изготовителю (продавцу) и в организации, принимающие участие в инспекционном контроле.
6. Приостановление или отмена действия сертификата
6.1. Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата по результатам инспекционного контроля (с приостановлением или аннулированием лицензии на применение знака соответствия), в случаях несоответствия продукции и ТЛП Требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:
- изменения нормативных документов на продукцию ТЛП или методы испытаний, которые применялись при сертификации;
- изменения или невыполнения требований к технологическому процессу, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества, если эти изменения существенно влияют на сертифицируемые характеристики.
6.2. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель подлинника сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории (центре) соответствие продукции ТЛП нормативным документам.
6.3. Информацию о приостановлении или отмене действия сертификата направляют держателю подлинника сертификата, Центральному органу по сертификации продукции ТЛП и территориальному органу Госстандарта России по месту расположения предприятия-изготовителя.
Действие сертификата прекращается с момента исключения его из реестра.
7. Рассмотрение апелляций
7.1. При возникновении спорных вопросов и конфликтных ситуаций между участниками сертификации в рамках Системы заинтересованная сторона может подать апелляцию в апелляционную комиссию Центрального органа.
7.2. Апелляционная комиссия Центрального органа рассматривает вопросы, связанные с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов, заявителей в части нарушений правил сертификации, применения знаков соответствия, выдачи и аннулирования сертификатов и аттестатов, оплаты работ и т.п.
7.3. При несогласии заявителя или другого участника Системы сертификации с решением, принятым Апелляционной комиссией Центрального органа сертификации ТЛП, он может подать апелляцию непосредственно в Госстандарт России.
7.4. Решения органов по сертификации, апелляционных комиссий и Госстандарта России могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.
8. Хранение и учет бланков и копий сертификатов соответствия
8.1. Орган по сертификации ведет учет выдаваемых им сертификатов и их копий, а также лицензий на применение знака соответствия в соответствии с правилами хранения актов строгого учета и направляет информацию о них в Госстандарт России.
8.2. Документы и материалы, касающиеся сертификации продукции ТЛП, находятся на хранении в органе по сертификации. Срок хранения документов и материалов устанавливается в руководстве по качеству органа по сертификации, но не должен быть менее трех лет.
------------------------------------------------------------
* Приложения не приводятся.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Госстандарта РФ от 21 августа 1996 г. N 13 "О Системе сертификации продукции текстильной и легкой промышленности"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.