Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Основные направления содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве

Приложение

 

Основные направления
содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве
(одобрены постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 796)

 

I. Проблемы внутрипроизводственной подготовки персонала

 

Кадровый потенциал предприятий и организаций Российской Федерации является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой экономической реформы. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации программы структурной перестройки экономики, диверсификации, конверсии и расширения производства, повышения качества продукции и роста производительности труда.

Анализ положения дел показывает, что уровень квалификации работников на предприятиях является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ и во многом не соответствует требованиям рыночной экономики.

Отмечается существенное снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, особенно молодых, падение трудовой и производственной дисциплины, нежелание интенсивно работать, сопротивление перестройке производства. Критическое положение сложилось в настоящее время с квалификацией руководителей и специалистов предприятий. Им недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.

В то же время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Практически перестала действовать система повышения квалификации. Кадровые службы не превратились в службы управления персоналом.

Отсутствие у предприятий опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует существенной реорганизации сложившейся системы обучения кадров на производстве, приведения ее в соответствие с требованиями рынка, мировой практикой с целью непосредственного вовлечения работников в осуществление экономических реформ. При этом система внутрипроизводственного обучения персонала должна обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами научно-технического прогресса, являясь одновременно своеобразным корректором требований государственных стандартов образования на всех ступенях профессионального обучения. Эта система должна носить массовый и в то же время дифференцированный характер, иметь строгую направленность на решение практических задач предприятий, располагать механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков.

 

II. Цели и задачи реорганизации системы профессиональной подготовки кадров на производстве

 

Основные направления содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве (далее именуются - Основные направления) предусматривают разработку и реализацию мер государственной поддержки предприятий в области подготовки кадров на производстве и ставят своей целью:

сохранение и рациональное использование профессионального потенциала производственных организаций, социальную защиту высвобождаемых с предприятий работников, смягчение последствий скрытой безработицы в соответствии с принципами активной социальной политики;

повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на основе распространения знаний и опыта применения персоналом предприятий современных технологий, эффективных методов организации труда, управления и производства;

поддержку инновационных преобразований рабочих мест предприятий и организаций с целью обеспечения роста производительности труда и достижения современного уровня экологической безопасности;

создание возможностей для профессионального роста, самореализации работников в условиях свободной экономики, на основе повышения мотивации к труду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения;

повышение уровня профессионализма и компетенции персонала предприятиях, эффективного их использования в соответствии с запросами производства;

организацию переобучения кадров в связи с перепрофилированием производства;

накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития предприятий.

Первоочередные меры по реорганизации системы внутрипроизводственного обучения персонала предусматривают:

создание нормативно-правовой базы развития персонала, его научно-методического и информационного обеспечения;

приоритетную поддержку предприятий, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;

развитие консультационных услуг по ориентации предприятий всех видов и форм собственности на перспективные направления развития производства, осуществление необходимых инновационных преобразований;

определение и закрепление статуса образовательных подразделений и структур по подготовке кадров на предприятиях, установление единого порядка их лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

укрепление и переоснащение учебно-производственной базы образовательных подразделений предприятий в соответствии с запросами производства;

подготовку и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего профессиональное обучение кадров непосредственно на производстве;

оздоровление финансового положения системы внутрипроизводственного обучения за счет установления соответствующих норм и льготного налогообложения, привлечения внебюджетных источников финансирования;

введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального мастерства персонала, обеспечения защиты профессионализма.

Ведущая роль в реорганизации системы профессиональной подготовки кадров на производстве отводится субъектам Российской Федерации, где обеспечивается взаимосвязь и баланс интересов по развитию внутрипроизводственной (внутрифирменной) подготовки кадров: предприятий и организаций, образовательных учреждений, объединений работодателей и трудящихся.

В рамках региона должна обеспечиваться вся практическая деятельность по формированию квалифицированных трудовых ресурсов и их эффективному использованию на основе социального партнерства, координации деятельности государственных, негосударственных предприятий и общественных организаций.

 

III. Стратегия и условия реализации основных направлений

 

Общая стратегия намечаемых мер заключается в предоставлении широких возможностей персоналу предприятий для получения знаний и навыков, необходимых в период перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и построении в дальнейшем на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве.

Основными направлениями предусматривается создание на федеральном и региональных уровнях системы методической и организационной помощи предприятиям по распространению отечественного и зарубежного передового опыта эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства через обучение руководителей и специалистов, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики, предотвращению массовых увольнений при банкротстве и санации предприятий.

Общая координация работы по реализации Основных направлений на федеральном уровне осуществляется Министерством труда Российской Федерации, на региональном уровне - территориальными органами по труду и занятости.

В необходимых случаях вопросы подготовки персонала на производстве выносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии по кадровому обеспечению экономической реформы.

В целях осуществления функций по обобщению и распространению передового опыта по организации труда, производства и управления, профессиональной подготовки персонала на производстве создается Ассоциация развития персонала (в дальнейшем - АРП, образуемая на договорной основе предприятиями и организациями (юридическими лицами), при содействии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Обучение кадров на производстве предполагается осуществлять исходя из конкретных задач предприятий и организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.

Для осуществления начальной профессиональной подготовки кадров с выдачей диплома установленного образца образовательные подразделения предприятий должны получать в установленном порядке соответствующую лицензию.

Для обучения кадров в профессиональных образовательных учреждениях соответствующие федеральные органы исполнительной власти определяют базовые профессии по ограниченному перечню без относительной отраслевой специализации и разрабатывают профессионально-квалификационные требования к качеству подготовки (государственный стандарт образования).

При этом имеется в виду, что конкретная специализация должна осуществляться преимущественно на учебной базе предприятий или в образовательных учреждениях по заявке предприятий, по учебным планам, разрабатываемым самими предприятиями совместно с образовательными учреждениями.

Намечаемое разделение процесса обучения позволит изменить подготовку кадров в системе профессионального образования (сократить сроки обучения, улучшить технологию преподавания, повысить качество). Одновременно предполагается ввести систему обязательной краткосрочной (2-3 месяца) профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений на предприятиях.

Проведение работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы обучения кадров на производстве, предусмотренной Основными направлениями, будет способствовать:

сохранению преемственности и развитию взаимосвязи системы обучения персонала на производстве с системой профессионального образования;

подготовке персонала предприятий по вопросам обеспечения экономической безопасности производственной деятельности;

контролю за организацией и содержанием обучения персонала на предприятиях, отличающихся вредными и особо опасными условиями труда;

обеспечению сочетания учебы и работы вновь нанимаемого персонала предприятий;

предоставлению более широких возможностей для обучения кадров во внерабочее время, включая заочную форму обучения;

обеспечению равных возможностей для профессиональной подготовки различным категориям работающих на предприятиях (молодежи, женщинам, лицам предпенсионного возраста, инвалидам и др.) при дифференцированном подходе к использованию форм обучения.

Предполагается разработать финансовый механизм системы воспроизводства квалифицированной рабочей силы на предприятиях, определить норматив обязательных минимальных инвестиций в развитие персонала.

Намечается ввести систему стимулов для предприятий по развитию персонала с осуществлением предприятиями мер по усилению заинтересованности работников в непрерывном повышении своих знаний и навыков. С этой целью могут вводиться компенсация затрат на обучение персонала, тарифные системы, учитывающие повышение размера ставки (оклада) после обучения, надбавки, доплаты и другие формы экономической заинтересованности персонала в обучении и использовании новых навыков и знаний в практической работе.

В ходе реализации Основных направлений намечается разработка Федеральной программы развития кадрового потенциала России на период до 2000 года и целевых проектов: "Мониторинг производственной сферы на федеральном и региональном уровнях", "Создание системы консультационных услуг по вопросам развития персонала", "Формирование рынка учебных услуг", "Подготовка преподавательских кадров для обучения на производстве", "Информационное обеспечение системы развития персонала на производстве", "Создание экспериментальных регионально-отраслевых учебных центров на предприятиях", "Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства".

Целевые проекты включают в себя проведение конкретных исследований и экспериментов, внедрение результатов в практику, осуществление организационно-экономических, нормативно-правовых решений, их информационное и методическое обеспечение.

 

IV. Мероприятия по реализации основных направлений содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве

 

-------------------------------------------------------------------------
N   |Наименование мероприятий             |Ответственные за      |Срок
п/п |                                     |исполнение            |испол-
    |                                     |                      |нения
-------------------------------------------------------------------------

 

                   1. Нормативно-правовое обеспечение

 

1.1. Подготовка предложений по внесению    Минтруд России,        IV
     изменений и дополнений в законы       Минобразование России, квартал
     Российской Федерации "О предприя-     Госкомвуз России,      1994 г.
     тии и предпринимательской деятель-    Минюст России,
     ности", "Об образовании" в части раз- Госкомпром России
     вития системы подготовки кадров на    совместно с заинтере-
     производстве, повышения ответствен-   сованными федеральными
     ности работодателей за воспроизвод-   органами исполнитель-
     ство кадрового потенциала, стимули-   ной власти
     рования работников в развитии своего
     мастерства

 

1.2. Разработка Положения о непрерыв-      Минтруд России,        IV
     ном обучении кадров на производстве   Госкомпром России,     квартал
                                           заинтересованные феде- 1994 г.
                                           ральные органы исполни-
                                           тельной власти

 

1.3. Разработка Типового положения об      Минобразование России, IV
     учреждении профессиональной под-      Минтруд России, заин-  квартал
     готовки                               тересованные федераль- 1994 г.
                                           ные  органы
                                           исполнительной власти

 

1.4. Определение порядка лицензирования    Минобразование России, IV ква-
     образовательных подразделений пред-   Минтруд России,         ртал
     приятий и организаций, осуществляю-   заинтересованные феде- 1994 г.
     щих начальную профессиональную        ральные органы испол-
     подготовку кадров                     нительной власти

 

1.5. Разработка концепции подготовки       Минтруд России,        III
     ЕТКС рабочих и Классификатора про-    Минобразование России  квартал
     фессий (занятий)                                             1994 г.

 

1.6. Разработка системы краткосрочной      Минтруд России,        II
     профессиональной адаптации выпуск-    Госкомвуз России,      квартал
     ников системы профессионального об-   Минобразование России, 1995 г.
     разования на предприятиях             Госкомпром России,
                                           ФСЗ России

 

1.7. Подготовка прогноза развития кадро-   Минтруд Россия,        III
     вого потенциала в сфере произведст-   Минэкономики России,   квартал
     ва на период до 2000 года             Минобразование России, 1995 г.
                                           Госкомвуз России,
                                           Госкомпром России
                                           совместно с заинтересо-
                                           ванными федеральными
                                           органами исполнительной
                                           власти

 

1.8. Разработка системы стимулирования     Органы исполнительной  IV
     предприятий в развитии производст-    власти субъектов Рос-  квартал
     венного персонала на региональном     сийской Федерации,     1994 г.
     уровне                                Минтруд России

 

1.9. Подготовка предложений по переходу    Минтруд России         II
     Российской Федерации на принятую                             квартал
     в международной практике систему                             1995 г.
     учета и статистики в трудовой сфере

 

                       2. Организационная работа

 

2.1. Разработка и реализация мер по ук-    Минтруд России,        1994-
     реплению кадрового потенциала пред-   Госкомпром России,     1995
     приятий, развитию системы подготов-   Минэкономики России,   гг.
     ки  персонала на производстве         Госкомвуз России,
                                           Минобразование России,
                                           заинтересованные мини-
                                           стерства и ведомства

 

2.2. Разработка региональных программ      Органы исполнительной  1994 г.
     подготовки персонала на производстве  власти субъектов Рос-
                                           сийской Федерации,
                                           Минтруд России

 

2.3. Разработка и реализация мер по ук-    Федеральные органы ис- 1994-
     реплению учебной базы предприятий     полнительной власти,   1995
     и организаций                         органы исполнительной  гг.
                                           власти субъектов Рос-
                                           сийской Федерации

 

2.4. Проведение конкурса на лучшую си-     Минтруд России,        1995 г.
     стему внутрипроизводственного обуче-  Госкомпром России,
     ния персонала                         органы исполнительной
                                           власти субъектов Рос-
                                           сийской Федерации

 

2.5. Оказанне содействия Ассоциации раз-   Минтруд России,        1994-
     вития персонала (АРП) в ее становле-  Минюст России,         1995
     нии и развитии                        Минэкономики России,   гг.
                                           Госкомпром России,
                                           Минобразование России,
                                           ФСЗ России,
                                           заинтересованные феде-
                                           ральные органы испол-
                                           нительной власти

 

                 3. Кадровое и методическое обеспечение

 

3.1. Организация обучения работников       Федеральные органы ис- 1994-
     кадровых служб предприятий и орга-    полнительной власти,   1995
     газаций по проблемам управления       органы исполнительной  гг.
     персоналом в условиях рыночной эко-   власти субъектов Рос-
     номики                                сийской Федерации,
                                           предприятия и органи-
                                           зации

 

3.2. Подготовка кадров преподавателей      Федеральные органы ис- 1994-
     внутрипроизводственного обучения в    полнительной власти,   1995
     соответствии с потребностью предпри-  органы исполнительной  гг.
     ятий                                  власти субъектов Рос-
                                           сийской Федерации,
                                           предприятия и органи-
                                           зации

 

3.3. Подготовка основных видов учебных     Минтруд России,        III
     и тематических планов, требований к   Минобразование России  квартал
     содержанию, формам и методам обу-     совместно с заинтере-  1995 г.
     чения в системе внутрипроизводотвен-  сованными федеральны-
     ной подготовки кадров                 ми органами исполни-
                                           тельной власти

 

3.4. Внедрение в практику модульного ме-   Минтруд России,        1994-
     тода обучения кадров на производст-   Госкомвуз России,      1995
     ве, разработанного МОТ                Минобразование Рос-    гг.
                                           сии,
                                           ФСЗ России

 

3.5. Изучение, адаптация и тиражирование   Минтруд России,        1994-
     зарубежного опыта в развитии персо-   Госкомвуз России,      1995
     нала, учебных программ и технологий   Минобразование Рос-    гг.
                                           сии,
                                           Госкомпром
                                           России

 

3.6. Проведение научно-исследовательских   Федеральные органы ис- 1994-
     работ в области развития персонала,   полнительной власти,   1996
     создание и развитие инновационных     органы исполнительной  гг.
     подразделений, научно-технических     власти субъектов Рос-
     парков, полигонов и т.п. в отраслях,  сийской Федерации,
     регионах, на предприятиях             Минтруд России,
                                           РАН

 

3.7. Оказание поддержки предприятиям в     Минтруд России,        1994-
     разработке учебно-методической доку-  Минобразование России, 1996
     ментации                              Госкомвуз России       гг.

 

               4. Разработка целевых программ и проектов

 

4.1. Федеральная программа развития кад-   Минтруд России,        IV
     рового потенциала России на период    Минэкономики России,   квартал
     до 2000 года                          Минобразование Рос-    1995 г.
                                           сии,
                                           Госкомвуз России,
                                           Госкомпром России,
                                           РАН

 

4.2. Мониторинг производственной сферы     Минтруд России,        1994-
     на федеральном и региональном уров-   Госкомвуз России,      1995
     нях                                   Минобразование России  гг.

 

4.3. Создание системы консультационных     Минтруд России         1994-
     услуг по вопросам развития персонала                         1995
                                                                  гг.

 

4.4. Формирование рынка учебных услуг      Минтруд России,        1994-
                                           Минобразование России, 1995
                                           Госкомвуз России,      гг.
                                           ФСЗ России

 

4.5. Информационное обеспечение системы    Минтруд России,        1994-
     развития персонала на производстве    Госкомпром России      1995
                                                                  гг.

 

4.6. Принятие целевого проекта "Форми-     Минтруд России,        1994 г.
     рование трудового потенциала для      Минобразование России,
     наукоемкого производства" (на базе    Госкомвуз России,
     НПО "Энергия")                        РКА,
                                           администрация Москов-
                                           ской области

 

4.7. Создание экспериментальных регио-     Минтруд России,        1994-
     нально-отраслевых учебных центров     Госкомпром России,     1996
     по обучению на предприятиях           заинтересованные феде- гг.
                                           ральные органы испол-
                                           нительной власти и
                                           органы исполнительной
                                           власти субъектов
                                           Российской Федерации

 

4.8. Подготовка преподавательских кадров   Минтруд России,        1994-
     для обучения персонала на производ-   Госкомвуз России,      1995
     стве                                  заинтересованные феде- гг.
                                           ральные органы испол-
                                           нительной власти