Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Минтруда РФ
от 27 марта 1997 года N 17
Рекомендации
об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
Настоящие Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (далее - Рекомендации) разработаны с целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, в реализации Закона Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Трудовые арбитры в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральным законом "О коллективных договорах и соглашениях", Указами Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Рекомендациями.
I. Цель создания трудового арбитража
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается для рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения в следующих случаях:
- при недостижении сторонами коллективного трудового спора (далее - стороны) согласия после его рассмотрения примирительной комиссией и с участием посредника;
- уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии.
II. Порядок создания трудового арбитража
1. Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба) в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником, а в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии - шести рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.
2. Трудовой арбитраж создается по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров.
Кандидатуры трудовых арбитров могут быть предложены непосредственно сторонами из числа работников организаций региона или из числа лиц, рекомендуемых в качестве трудовых арбитров территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которое возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.
3. Территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляют списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров, и должны содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность и занимаемая должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров. Списки пересматриваются ежегодно. В них могут быть включены: хозяйственные руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти, работники территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, специалисты по труду органов местной исполнительной власти, представители профсоюзных органов.
В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон.
4. Лица, привлеченные к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров в составе трудового арбитража, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на период работы в составе трудового арбитража, но не более трех месяцев в течение года.
Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей или примирительных комиссий, либо в качестве посредников. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.
Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей или примирительных комиссий, либо в качестве посредника входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.
5. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются протоколом, подписанным представителями работодателя, представителями работников, представителями территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров. В решении следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с ними, руководителями организаций, где они работают, и соответствующим органом по урегулированию коллективных трудовых споров. Примерная форма протокола дана в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
III. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
1. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
2. Трудовой арбитраж: рассматривает обращения сторон; получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; информирует в случае необходимости соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.
3. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора оформляются протоколом и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении. Примерная форма протокола дана в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям.
4. Трудовые арбитры имеют право:
- запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
- приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;
- требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
- предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.
5. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
Памятка лицам, привлекаемым в качестве трудовых арбитров к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудового арбитража, дана в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.