Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Н.А.Бондаревой
при секретаре Д.А.Азаркиной
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело N2-427/11 по иску прокурора Ленинского района г.Томска в интересахШлейзе Г.И. к Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий по непредоставлению путевки на санаторно-курортное лечение незаконными и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение,
с участием: процессуальных истцов помощников прокурора Ленинского района г.Томска Морозова А.В., Затеева П.Е.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Фоминовой Ю.Н., действующей на основании доверенности/________/ от 01.10.2010 сроком до 01.10.13,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Шлейзе Г.Э. к Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-ТРО ФСС РФ) о признании действий по непредоставлению путевки на санаторно-курортное лечение незаконными и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование требований указал, что Шлейзе Г.Э. в соответствии со справкой серии/________//________/ является инвалидом/________/ группы, инвалидность установлена бессрочно, в связи с чем, в силу п.8 ст.6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17.07.1999, истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ст.6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с разделом 3 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256; при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации; исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда; исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения. Указывает, что права Шлейзе Г.Э., являющейся инвалидом первой группы и в соответствии с медицинскими показаниями нуждающейся в ежегодном санаторно-курортном оздоровлении, что подтверждается справкой формы 070/у-04 от/________//________/ выданной МЛПМУ "Поликлиника/________/", нарушены ГУ-ТРО ФСС РФ, который принял 22.07.2009 документы у Шлейзе Г.Э., известил ее о праве на получение путевки, однако уклонился от ее выдачи более года. Действий по выдаче путевки или изысканию средств для приобретения путевки ответчик не произвел. С 2009 года и до настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение Шлейзе Г.Э. не предоставлена. Не предоставление инвалиду Шлейзе Г.Э. длительное время путевки на санаторно-курортное лечение не позволяет последней пройти необходимую комплексную реабилитацию, тем самым нарушаются нормативы обслуживания инвалида. Просит признать действия Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение инвалида первой группы Шлейзе Г.Э. незаконными и нарушающими права последней на реабилитацию инвалида, обязать Государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выдать Шлейзе Г.Э. путевку на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показателям.
В судебном заседании помощники прокурора Ленинского района г.Томска Морозов А.В. и ЗатеевП.Е. настаивали на удовлетворении заявленных требований, указали, что в силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса РФ, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Закон так же не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истца осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Материальный истец Шлейзе Г.Э., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика ГУ-ТРО ФСС РФ Фоминова Ю.Н. иск не признала, указала, что в силу статьи 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют обозначенные в законе категории граждан в равной степени. Во исполнение указанного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации N 864 от 29.12.2004 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с п.4 Правил, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Таким образом, обязательства отделения Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан ограничены объемом средств, перечисленных из Федерального бюджета. В пределах указанных денежных средств обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется согласно очередности обеспечения ранее поданных заявок. Предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета обладают Федеральное казначейство и Министерство финансов Российской Федерации, в силу п. 5.17 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, и п. 5.6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации предоставляет санаторно-курортные путевки льготной категории граждан исключительно в пределах средств федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации. Фонд также не является субъектом бюджетного планирования, ответственным за планирование ассигнований, направляемых на исполнение в плановом периоде расходных обязательств Российской Федерации по обеспечению инвалидов социальным пакетом. Полагала, что отделение Фонда является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Также пояснила, что в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, что указывается в справке для получения путевки по форме N 070/у-04. Срок действия указанной справки установлен 6 месяцев. Заявление от Шлейзе Г.Э поступило в отделение Фонда 22.07.2009 с приложением справки для получения путевки от 21.07.2009. На настоящее время срок действия указанной справки истек. Имеющаяся в настоящее время медицинская справка на получение путевки на санаторно-курортное лечение выдана Шлейзе Г.Э. не как получателю набора социальных услуг (без соответствующей маркировки "Л"), соответственно оформлена ненадлежащим образом и не является основанием для получения путевки. Шлейзе Г.Э. отказалась от соцпакета на 2011 год и исключена из Федерального регистра льготников.
Указала, что в соответствии с отказом льготников от набора социальных услуг в период с 2005 года по 2010 год, количество лиц в Федеральном регистре, имеющих право на получение государственной социальной помощи, значительно уменьшилось, в связи с чем было уменьшено выделение ассигнований из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение льготников. В соответствии со статьей 6.5. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (редакция от 25.12.2009, действующей на 2010 год)"О государственной социальной помощи", на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направлялся 641 рубль в месяц, в том числе из них на санаторно-курортное лечение 81 рубль 75 копеек, т.е. на социальную услугу - санаторно-курортное лечение предусмотрено на 1 гражданина в 2010 году - 981 рубль (81,75 х 12). В 2011 году в соответствии с Федеральным закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 08.12.2010) "О государственной социальной помощи", на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, из них на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение 84 рубля, то есть на санаторно-курортное лечение предусмотрено на 2011 год на 1 гражданина 1008 рублей (84 х 12). Вместе с тем, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2009 N 963н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2010 году" стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2010 года для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов утверждена в размере, не превышающем 772 рубля; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1207,4 рублей. Учитывая, что согласно п. 3 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней, (в 2010 году - в среднем 21 день), то стоимость путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году составляла 21 076 рублей (772 х 21 день х 30%). Формирование бюджетной росписи для отделений Фонда осуществляется на основе сведений, содержащихся в регистре Пенсионного фонда, в зависимости от числа граждан, нуждающихся в предоставлении набора социальных услуг, исходя из стоимости набора социальных услуг.
Бюджетная роспись на 2010 год сформирована на одну путевку на санаторно-курортное лечение (на одного гражданина) из расчета 981 рубль в 2010 году и в 2111 году - 1008 рублей, в то время как реальная стоимость путевки составляет в 20 раз дороже предусмотренной на нее реальной стоимости. На 1 января 2010 год количество граждан, состоящих в регистре пенсионного Фонда Томской области, составляло 26 432 человека. В среднем сумма необходимая для обеспечения всех граждан санаторно-курортным лечением составила 26 432 * 21 076 = 557 080 832 рубля. В то время как отделению Фонда была выделена сумма 340 075 000 рублей. Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется согласно очередности обеспечения ранее поданных заявок. Нарушение указанной очередности и предоставление кому-либо из инвалидов путевки вне очереди приведет к нарушению принципа равенства прав граждан, установленному Конституцией Российской Федерации. На сумму выделенного финансирования, в соответствии Федеральным законом N 94 - ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров", были объявлены конкурсные процедуры и выделены путевки на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда полностью израсходовало по целевому назначению денежные средства, выделенные из Федерального бюджета. Просила в иске отказать.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, Министерством Финансов Российской Федерации, представлен отзыв, в котором указано, что Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Указанный Порядок в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего услуги и по предоставлению при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ). Приобретение путевок (курсовок) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. Региональные отделения Фонда ежеквартально представляют в Фонд заявку на финансирование расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Фонд осуществляет свод полученных заявок и производит расчет средств, направляемых региональным отделениям Фонда в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно на соответствующий квартал. Для приобретения путевок Фонд заключает государственные контракты на закупку путевок с санаторно-курортными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, прошедшими конкурсный отбор и включенными в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Также в отзыве содержалась просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства Финансов Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, изучив представленные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично.
В соответствие со ст. 10 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Распоряжение Правительства РФ N 2347-р от 30.12.2005 утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В соответствие с п. 3 Перечня, к реабилитационным мероприятиям относится санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 8 ст. 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В соответствие с п. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 набора социальных услуг включаются социальные услуги, и в частности предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу п. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствие с Порядком предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328 (в редакции, действовавшей на момент обращении истца в ГУ-ТРО ФСС РФ для предоставления путевки), предоставление набора социальных услуг осуществляется гражданам, указанным встатьях 6.1 и6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в том числе инвалидам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (п.1.2). Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации (п. 3.1). Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3). Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке (п. 3.4). Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (п. 3.6).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 3.7). Исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8). Исполнительные органы Фонда по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п.3.9).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.11.2009 N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в 2010 году Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе о бюджете Фонда на 2009 год.
В судебном заседании установлено, что Шлейзе Г.Э. в соответствии со справкой серии СМЭ/________//________/ является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно.
МЛПМУ "Поликлиника/________/" 21.07.2009 Шлейзе Г.Э. за/________/ выдана справка формы 070/у-04 для получения путевки, в соответствии с которой ей рекомендовано санаторно-курортное лечение в местном санатории.
В силу п.8 ст.6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" истец как инвалид и лицо, включенное в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в 2009 году и в 2010 году имела право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включена, в том числе, социальная услуга в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 в редакции, действовавшей на момент обращении истца в ГУ-ТРО ФСС РФ для предоставления путевки).
22.07.2009 Шлейзе Г.Э., имея медицинские показания и предоставив соответствующую справку, обратилась в ГУ-ТРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Однако в течение 10 дней Шлейзе Г.Э. не сообщили дату заезда в санаторно-курортное учреждение соответствующего профиля.
22.07.2009 ГУ-ТРО ФСС РФ при принятии документов Шлейзе Г.Э. выдано уведомление. В уведомлении содержалась информация о том, что открыта активная заявка в Федеральной программе по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан. Расходы по обеспечению санаторно-курортным лечением федеральных льготных категорий граждан осуществляется Региональным отделением в пределах средств, выделенных на эти цели из Федерального бюджета на соответствующий год. По мере решения вопроса о подборе путевки на санаторно-курортное лечение истец будет дополнительно извещена. Также указано, что справка формы 070/у-04 действительна в течение шести месяцев, по истечении указанного срока её необходимо обновить.
С момента обращения до настоящего времени Шлейзе Г.Э. путевка на санаторно-курортное лечение ответчиком не предоставлена.
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.6.5 ФЗ "О государственной социальной помощи" сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемая в соответствии с частью 1 настоящей статьи, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в 2009 году и в 2010 году, с одной стороны, из ежемесячной денежной выплаты, начисленной Шлейзе Г.Э., удерживалась сумма средств, направляемая на оплату набора социальных услуг, а с другой стороны, ей не была предоставлена соответствующая социальная услуга, чем нарушено право истца на получение государственной социальной помощи, гарантированной ФЗ "О государственной социальной помощи".
Ссылки ответчика на существующую очередь для получения путевки суд признает неубедительными, так как действующее законодательство об обеспечении реабилитационными мероприятиями не связывает возможность их получения инвалидом с наличием очереди. Доказательств недостаточности в 2009 г. и 2010 г. межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели и отсутствие в связи с этим финансовых возможностей для исполнения обязанности по выделению путевок инвалидам ответчиком не представлено. Кроме того, действующее законодательство не содержитнорм, позволяющих ответчику отказать истцу в предоставлении санаторно-курортной путевки в связи с отсутствием средств на приобретение путевки.
В соответствии с п. 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении следующих категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе, инвалидов.
Пунктом 20 названных Правил обязанность по предоставлению бюджетных заявок на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение в Фонд социального страхования РФ возложена на исполнительные органы Фонда социального страхования РФ, то есть на региональные отделения, которые в свою очередь, должны надлежаще исполнять обязанность и подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок таким образом, чтобы гражданин имел реальную возможность воспользоваться своим правом на получение государственной социальной помощи.
Таким образом, ГУ-ТРО ФСС РФ является надлежащим ответчиком по данному иску.
Согласно п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направлении больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года N 256, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
Таким образом, предоставленная в ГУ-ТРО ФСС РФ Шлейзе Г.Э. справка от 21.07.2009 действительна до 21.01.2010.
В связи с тем, что истцом по истечении срока действия справки не была предоставлена новая справка, подтверждающая её нуждаемость в санаторно-курортном лечении, то в период с 22.01.2010 до 31.12.2010 вопрос о предоставлении ей путевки ответчиком правомерно не рассматривался.
В силу ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Возможность, переноса неполученного гражданином за истекший год санаторно-курортного лечения на последующие периоды законом не предусмотрена.
Таким образом суд приходит к выводу, что в период с 22.07.209 до 22.01.2010 истец как инвалид и лицо, включенное в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также имеющая медицинские показания, подтвержденные справкой для получения путевки по форме N070/у-04, имела право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Вместе с тем в указанный период ответчиком Шлейзе Г.Э. путевка на санаторно-курортное лечение в нарушение действующего законодательства не была предоставлена, действий по выдаче путевки или изысканию средств для приобретения путевки ответчик в указанный период не произвел, что не позволило истцу пройти комплексную реабилитацию. Требования прокурора Ленинского района г.Томска в части признания действий ответчика по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение Шлейзе Г.Э. в период с 21.07.2009 до 21.01.2010 незаконными и нарушающими права последней на реабилитацию инвалида подлежат удовлетворению.
Поскольку обязанность предоставления новой справки лежит на самом заявителе, не совершив указанные действия, истец тем самым лишила ответчика возможности предоставить ей путевку до конца 2010 года. Предоставление путевки за 2009 и 2010 г.г. в 2011 году противоречит закону.
Как следует из материалов дела истцу 22.02.2011 МЛПМУ "Поликлиника/________/" была выдана медицинская справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Однако в 2011 году истцу путевка не может быть предоставлена по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.6.4 Федерального закона от 17.07.1999. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии ч.3 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999. N178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Заявление об отказе от получения набора социальных услуг на следующий год подается в срок до 01 октября текущего года (ч.4 ст.6.3).
В силу ст.2 Федеральногозакона от 08.12.2010 N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" гражданин, подавший заявление до 1 октября 2010 года об отказе от получения социальных услуг либо о возобновлении получения социальных услуг, предусмотренныхпунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", может подать заявление до 1 апреля 2011 года о возобновлении предоставления одной или двух одновременно из социальных услуг, предусмотренныхпунктами 1 и1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", или заявление об отказе от получения одной или двух одновременно из указанных социальных услуг. Поданное заявление действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его подачи.
Из этого следует, что гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). В случае подачи заявления об отказе от получения социальных услуг до 1 октября 2010 года, до 1 апреля 2010 года гражданин может обратиться с заявлением о возобновлении предоставления социальных услуг.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом их стоимости.
Шлейзе Г.Э. воспользовалась своим правом на выбор формы получения государственной социальной помощи и 23.09.2010 отказалась от набора социальных услуг на 2011 год в пользу получения ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости социальных услуг, обратившись в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг. Заявление действует с 01.01.2011 в соответствии с ч.4 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Указанное подтверждается сообщением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области от 10.03.2011 за N 2500. Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, до момента рассмотрения дела Шлейзе Г.Э. не воспользовалась своим правом и не обратилась с заявлением о возобновлении предоставления социальных услуг.
Кроме того, представленная медицинская справка от 22.02.2011 МЛПМУ "Поликлиника/________/" не является основанием для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение.
Как следует из ответа МЛПМУ "Поликлиника/________/" от 04.03.2011 за/________/, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N256 "О порядке медицинского отбора и направлении больных на санаторно-курортное лечение" 22.02.2011 больной Шлейзе Г.Э. была выдана справка для получения путевки. Затемненное поле справки заполняется и маркируется литерой "Л" в организационно-методическом кабинете ЛПУ только гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг. При заполнении справки Шлейзе Г.Э. затемненное поле справки заполнено не было в связи с отсутствием у Шлейзе Г.Э. данных услуг. Основанием для выдачи справки от 22.02.2011/________/ по форме N 070/у-04 Шлейзе Г.Э. являлся приказ Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года N 256 "О порядке медицинского отбора и направлении больных на санаторно-курортное лечение", на основании которого справка по форме N 070/у-04 заполняется независимо от условий, является пациент получателем социальных услуг или нет.
Таким образом, в связи с отказом Шлейзе Г.Э. от набора социальных услуг на 2011 год предоставление ей путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 году невозможно.
Руководствуясь ст.ст. 194,195, ч.1 ст. 196, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иску прокурора Ленинского района г.Томска в интересахШлейзе Г.И. к Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий по непредоставлению путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение инвалида первой группыШлейзе Г.И. в период с 21.07.2009 до 21.01.2010.
В остальной части иска отказать.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.А.Бондарева
Секретарь: Д.А.Азаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.