Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Арслановой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием помощника прокурора Шулева А.А., представителя ответчика Адешина Г.В. гражданское дело N 2-1416/12 по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Дуклинское" о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дуклинское" (далее ООО "Дуклинское") о понуждении к совершению действий, указывав, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой Томской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при добыче и использовании попутного нефтяного (растворенного) газа. На основании лицензии /________/ ООО "Дуклинское" осуществляет поиск, разведку и добычу углеводородного сырья на Дуклинском месторождении. Действующим проектным документом разработки месторождения является "Дополнение к технологической схеме разработки Дуклинского месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4971 от 16.12.2010, предусматривающее минимальный уровень использования растворенного газа с 2011 года в размере 95 %. В нарушение требований ст.ст. 22, 23.2 Закона РФ от 2.02.1992 N 2395-1 "О недрах" положения проектной документации в части обеспечения минимального уровня использования добываемого растворенного газа ООО "Дуклинское" не реализуются. Согласно представленным ответчиком статистическим отчетам по форме 1-ЛС в 2011 добытый растворенный газ не использовался. Общий объем неиспользованного попутного нефтяного газа, сожженного на факелах, превысил 1 156 м^3. Следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа - его сжигание без получения какой-либо экономической выгоды, а также повышенный выброс загрязняющих веществ (продуктов горения газа) в атмосферный воздух.
Нарушение ООО "Дуклинское" технического проекта разработки месторождения, связанное с неиспользованием извлекаемого из недр попутного нефтяного газа влечет сверхлимитное загрязнение окружающей среды продуктами сжигания газа на факельных установках, безусловно свидетельствует о нарушении прав граждан на обеспечение благоприятной окружающей среды. Действия ООО "Дуклинское" нарушают гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. До настоящего времени проектный уровень использования попутного нефтяного газа на Дуклинском месторождении не достигнут.
Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, п. 3 ст. 22, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ", ст. 12 ГК РФ просил обязать ООО "Дуклинское" при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на Дуклинском нефтяном месторождении не позднее 01.01.2013 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническим проектом разработки указанного месторождения.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шулев А.А. поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ООО "Дуклинское" - Адешин Г.В., действующий на основании доверенности N Д-13/2012 от 19.03.2012 сроком действия на один год, иск не признал, представил отзыв, в котором указал, что прокурором не доказан факт негативного воздействия на окружающую среду и здоровье неопределенного круга лиц. Санитарно-эпидемиологическим заключением филиала Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в Каргасокском районе установлено соответствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для Дуклинского месторождения Каргасокского района Томской области государственным санитарно-эпидемиологическим правилам ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест". В соответствии с экспертным заключением N 7 от 04.04.2011 филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" в Каргасокском районе населенные пункты на территории месторождения отсутствуют, ближайший населенный пункт расположен на расстоянии около 35 км. Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для Дуклинского месторождения соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Полагал предложенный прокурором срок обеспечения минимального уровня использования попутного нефтяного газа должен быть установлен до 01.07.2013.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ", согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Принимая во внимание, что сокращение объемов сжигания попутного нефтяного газа повлечет за собой уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду, неисполнение требований закона в этой части нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, иск заявлен надлежащим истцом.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека признается право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
В силу ст. 52 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах" N 2395-1 от 21.02.1992 права и обязанности пользователя недр возникают у него с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ч.1 ст. 11 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах").
Судом установлено, что на основании лицензии /________/, зарегистрированной 25.05.2004, ООО "Дуклинское" осуществляет поиск, разведку и добыча углеводородного сырья на Дуклинском нефтяном месторождении в Каргасокском районе Томской области.
В соответствии со ст. ст. 22, 23, 23.2 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Неотъемлемой частью предоставленной ответчику лицензии на право пользования недрами /________/ является Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами Дуклинского нефтяного месторождения, согласно подпункту 6.4 которого владелец лицензии обязался до 1997 года довести утилизацию попутного газа до 95 %. Дополнительным соглашением к лицензии /________/ на право пользования недрами с целью поисков, разведки и добычи углеводородного сырья на Дуклинском нефтяном месторождении, расположенном в Каргасокском районе Томской области, зарегистрированным 20.04.2005 редакция подпункта 6.4 изменена, на владельца лицензии возложена обязанность обеспечить уровень использования (процент утилизации) растворенного газа не ниже предусмотренного действующим проектным документом на разработку месторождения.
Судом установлено, что таким проектным документом является Дополнение к технологической схеме разработки Дуклинского нефтяного месторождения Томской области, согласованное протоколом заседания Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья N 4971 от 16.12.2010, которым, в частности, установлен уровень использования в 2011 году растворенного газа в размере 95%.
Вместе с тем, изложенные требования закона и проектной документации в части обеспечения минимального уровня использования (утилизации) добываемого растворенного газа ООО "Дуклинское" не обеспечиваются, что представителем ответчика ООО "Дуклинское" Адешиным Г.В. не отрицалось в судебном заседании.
По данным представленной ООО "Дуклинское" государственной статистической отчетности по форме N 1-ЛС в 2011 году добытый на Дуклинском нефтяном месторождении растворенный попутный нефтяной газ не использовался.
В результате, в нарушение требований природоохранного законодательства, вместо использования на факельных установках на Дуклинском нефтяном месторождении сожжен растворенный газ, подлежавший использованию в соответствии с проектом, в объеме 1 156 тысяч м^3, с учетом округления 1, 2 млн. м^3 (л.д. 24).
Прямым следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа - его сжигание без получения экономической выгоды, а также повышенный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра -это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 04.05.1999 "Об охране атмосферного воздуха" основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2009 N 7 " О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.
Наличие вредных выбросов (диоксида углерода, оксидов углерода и азота, продуктов неполного сгорания углеводородов и др.) в атмосферный воздух при сжигании (с потреблением кислорода) на факелах попутного нефтяного газа, оказывающих негативное воздействие на окружающую (природную) среду, а потому нарушающих право человека на благоприятную среду обитания, является общеизвестным фактом, не требующим доказательств в силу ст. 61 ГПК РФ.
Ссылка стороны ответчика на недоказанность факта негативного воздействия на окружающую среду и здоровье неопределенного круга лиц, наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями ООО "Дуклинское" и причиненным вредом не свидетельствует об отсутствии вредного воздействия продуктов горения попутного нефтяного газа на природную среду.
Невыполнение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на защиту их интересов со стороны государства от деятельности хозяйствующих субъектов, создающей угрозу здоровью людей.
Довод ответчика о том, что выброс загрязняющих веществ, производящийся в результате сжигания попутного нефтяного газа сверх предусмотренных проектом объемов, будет оплачиваться обществом в качестве сверхнормативного загрязнения окружающей среды, не освобождает ООО "Дуклинское" от установленной законом и техническим проектом разработки месторождения обязанности обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при его добыче, выплата компенсации за причиненный вред не исключает возможности использования дополнительных мер в виде предъявления иска о судебном понуждении, поскольку предъявление указанного иска не является ответственностью за совершенное нарушение, а направлено на обеспечение исполнения закона.
Тот факт, что в настоящее время ООО "Дуклинское" разработан проектный документ "Обустройство Столбового нефтяного месторождения на полное развитие" не снимает с ответчика обязанности по соблюдению действующего законодательства, условий и требований проектной документации в части объемов утилизации попутного нефтяного газа. Предусмотренный проектом срок ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства - до июля 2013 года, ответчиком согласно ст.54 ГПК РФ, не подтвержден. Доказательств финансовых затруднений, препятствовавших ранее приступить к реализации проекта "Обустройство Столбового нефтяного месторождения на полное развитие", суду не представлено. Утвержденный в установленном порядке технический проект подтверждает наличие у ООО "Дуклинское" фактической возможности для обеспечения установленного проектного уровня использования попутного нефтяного газа.
Таким образом, ООО "Дуклинское" не представлено доказательств отсутствия возможности исполнения условий проектного документа - Дополнения к технологической схеме разработки Дуклинского нефтяного месторождения Томской области, установившего уровень использования растворенного газа в размере 95%.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав установлено присуждение к исполнению установленной законом обязанности.
Поскольку ответчиком нарушается обязанность, возникшая по основаниям, установленным законом, в соответствии с положениями ст. 11 ГК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, является основанием для их защиты в судебном порядке присуждением к исполнению установленной законом обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для создания на месторождении соответствующих объектов переработки и инфраструктуры, а также степени экологической опасности изложенных нарушений, установленный техническим проектом минимальный уровень использования попутного нефтяного газа (растворенного газа), добываемого на Дуклинском месторождении должен быть обеспечен ООО "Дуклинское" не позднее 01.01.2013.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36. НК РФ, прокурор - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, от уплаты государственной пошлины освобожден.
По правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в размере 4 000 руб., от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика ООО "Дуклинское".
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Дуклинское" удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Дуклинское" в срок до 01.01.2012 обеспечить при добыче попутного нефтяного (растворенного) газа минимальный уровень его использования на Дуклинском месторождении, определенный техническим проектом разработки указанного месторождения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дуклинское" в бюджет муниципального образования "Город Томск" государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через суд Кировского района г. Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.