N 2-959/2012
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 апреля 2012 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Николаенко Е.С.,
при секретаре Меркульевой Н.С.,
при участии
истца Недеровой Н.А.
представителя ответчика Макеевой Н.А., действующей на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Недеровой Н.А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеобразовательного вида N г. Томска о взыскании невыплаченной заработной платы
УСТАНОВИЛ:
Недерова Н.А. обратилась в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеобразовательного вида N (далее - МДОУ детский сад N) о взыскании невыплаченной заработной платы, указав, что она работала в детском саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности .... Согласно трудовому договору (п. 5.1.2) должна была получать к заработной плате ... рублей каждый месяц, но фактически указанную сумму ей не выплачивали. Она обращалась в трудовую инспекцию за консультацией, к юристу комитета по дошкольному образованию, которые подтвердили правомерность её требований. Однако заведующая МДОУ детский сад N и устно и письменно на её обращение указала, что при подписании трудового соглашения была допущена ошибка и указанная сумма к начислению и выплате не подлежит.
Истец просит суд взыскать с ответчика в её пользу невыплаченную заработную плату в размере ... рубля.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в соответствии с которым при составлении типового договора с Недеровой Н.А. в п. 5.1.2. ошибочно не был вычеркнут подпункт "выплата стимулирующего характера ... рублей", так как трудовой договор был составлен на воспитателей, которые согласно решению Думы г. Томска от 27.11.2007 N 668 "О муниципальных доплатах стимулирующего характера отдельным категориям работникам МДОУ" получали эту выплату. В приказе о приеме на работу, в тарификационном справочнике педагогов, в которых прописаны педагогическая нагрузка, все выплаты и доплаты педагогов указанная стимулирующая выплата у Недеровой Н.А. отсутствует. Иные стимулирующие надбавки Недерова Н.А. получала, о чем свидетельствуют приказы МДОУ.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела
, суд полагает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Недерова Н.А. на основании трудового договора, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляла трудовую деятельность в МДОУ Детский сад N в должности ....
Согласно п. 5.1. Трудового договора работнику устанавливается: должностной оклад (тарифная ставка) в размере ... рублей (п. 5.1.1 Договора), следующие надбавки и доплаты к должностному окладу (ставке): выплата стимулирующего характера ... рублей, ...% районный коэффициент (п. 5.2.2 Договора). Пунктом 5.2 трудового договора работнику могут устанавливаться другие доплаты и надбавки к окладу, выплачиваться премии и другие виды материального вознаграждения в порядке и на условиях, предусмотренных положением об оплате труда.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).
Заработная плата конкретного работника, согласно ТК РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).
Таким образом, ч. 1 ст. 135 ТК РФ устанавливает, что заработная плата конкретного работника (понимаемая как условия оплаты его труда) устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) и др.
В силу указанных правовых норм ст. 135 ТК РФ конкретизирует ст. 57 ТК РФ относительно привязки условий оплаты труда работника к действующим у работодателя системам оплаты труда.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11 Закона Томской области от 12.11.2001 N 119-ОЗ (ред. от 09.11.2011) "Об образовании в Томской области" в сеть образовательных учреждений на территории Томской области включаются дошкольные образовательные учреждения.
Дошкольные образовательные учреждения представляют собой самостоятельный тип образовательного учреждения. Финансовое обеспечение организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного и дополнительного образования детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях является полномочием органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования и подлежит финансированию из местного бюджета.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N г. Томска на основании приказа департамента образования Администрации г. Томска от 22.11.2011 N 1246 " О переводе муниципальных дошкольных образовательных учреждений в статус бюджетных" переименован в муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N г. Томска (далее - МБДОУ N).
Решение Думы г. Томска от 27.11.2007 N 688 (ред. от 22.12.2009) "О муниципальных доплатах отдельным категориям работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений" (вместе с "Положением о муниципальных доплатах отдельным категориям работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений") установлены муниципальные доплаты отдельным категориям работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Томска с 01.01.2008.
Постановлением Администрации г. Томска N 351 от 30.04.2009 утвержден порядок установления муниципальных доплат стимулирующего характера отдельным категориям работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Томска.
Муниципальные доплаты стимулирующего характера вводятся в целях социальной поддержки отдельных категорий работников и закрепления кадров и выплачиваются за счет средств муниципального бюджета г. Томска. Средства, предусмотренные на выплату доплат, являются частью фонда оплаты труда соответствующих учреждений. Доплаты устанавливаются воспитателям в размере ... рублей и младшим воспитателям в размере ... рублей, для которых работа в указанной должности является основной (п.2.1. Порядка). При наличии экономии средств, предусмотренных на доплаты стимулирующего характера, данные средства могут направляться руководителем МДОУ на стимулирующие выплаты работникам в соответствии с локальными нормативными актами.
Согласно письму департамента образования Администрации г. Томска до руководителей МДОУ было доведено о переходе на новую систему оплаты труда
С 01.01.2010 года на основании решения Думы г. Томска от 22.12.2009 N 1389 "О внесении изменений в решение Думы г. Томска от 27.11.2007 N 688 Постановлением Администрации г. Томска от 16.03.2010 N 225 по всему тексту постановления исключено слова "стимулирующего характера" и "и младшим воспитателям" установлены размеры доплат в фиксированном размере воспитателям в зависимости от стажа работы и квалификационной категории. Указали, что с 01.01.2010 работникам дошкольных муниципальных учреждений устанавливаются доплаты в соответствии с постановлением N 351 от 30.04.2009.
Коллективным договором на 2010-2013 год МДОУ N утвержден перечень локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права при принятии которых работодатель учитывает мотивированное мнение профкома, к ним относятся, в том числе, положения об оплате труда, положения об установлении надбавок и доплат компенсационного характера, положения о выплатах стимулирующего характера.
ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение об оплате труда МДОУ N г. Томска, которое определяет размеры должностных окладов, наименования, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
В соответствии с п. 6.1 Положения работникам может устанавливаться ежемесячная персональная надбавка стимулирующего характера с учетом уровня профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов в пределах обеспечения учреждения финансовыми средствами. Размеры и условия выплаты ежемесячной персональной надбавки стимулирующего характера утверждается локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников и не могут превышать ... рублей. Ежемесячная персональная надбавка стимулирующего характера устанавливается на определенный период времени в течение учебного года.
Положением установлены виды ежемесячных надбавок и доплат, а также премии.
Указанное положение также определяет порядок выплаты муниципальных доплат, установленных нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Согласно п. 1.2. положения о выплатах стимулирующего характера, МДОУ N г. Томска, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, система выплат стимулирующего характера работников учреждения включает в себя: ежемесячные персональные надбавки, надбавку рабочим, выполняющим работы, тарификационные согласно ЕТКС не ниже 6 разряда, за выполнение особых работ, а также премии. Ежемесячные персональные надбавки с учетом уровня профессиональной надбавки с учетом уровня профессиональной подготовленности, сложности и др. устанавливаются в пределах обеспечения финансовых средств.
Штатными расписаниями МДОУ N г. Томска, тарификационным списком работников на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена штатная единица ... на ... год, отличная от должности воспитателя, младшего воспитателя. Должность ... не предусматривает ежемесячных выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе в размере ... рублей к должностному окладу.
Приказ о приеме на работу Недеровой Н.А. также не устанавливает указанную доплату.
Анализ вышеназванных правовых актов органов местного самоуправления и муниципального учреждения позволяет сделать вывод, что содержание трудового договора должны соответствовать системе оплаты труда для муниципального общеобразовательного учреждения и локальным нормативным актам, принятым в учреждении.
Содержание раздела 5 трудового договора (п. 5.1.1., 5.1.2. Договора) предусматривают доплаты к должностному окладу, выплачиваемые за счет средств муниципального бюджета и которые формируются из фонда оплаты труда, то есть являются муниципальными доплатами для конкретных категорий работников.
В соответствии с системой оплаты труда в МБДОУ ежемесячные доплаты к должностному окладу по должности ... не предусмотрены.
Иные доплаты, предусмотренные положением об оплате труда, Недеровой Н.А. выплачивались, что ею не оспаривалось и подтверждается расчетными листками.
С учетом изложенного, выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в пределах фонда оплаты труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем выплат стимулирующего характера в муниципальных бюджетных учреждениях города Томска, утвержденным постановлением Администрации г. Томска.
Иные выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику руководителем муниципального бюджетного учреждения с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, а также с учетом рекомендаций соответствующих органов администрации города Томска.
Однако, с учетом характера и занимаемой должности истца суд полагает, что Недеровой Н.А. не могла быть установлена надбавка (доплата) в трудовом договоре к окладу в размере ... рублей без учета условий уже действующих у работодателя - муниципального учреждения, так как общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс, определяется путем суммирования общей части заработной платы каждого педагога исходя из величины базового оклада (в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации), с учетом повышающих коэффициентов, определяющих уровень образования, стаж педагогической работы и уровень квалификации и относиться только к воспитателям, которые согласно решению Думы г. Томска от 27.11.2007 N 688 "О муниципальных доплатах стимулирующего характера отдельным категориям работников" получают указанную выплату. В связи с чем, указанная доплата не является частью заработной платы истца, не начислялась и не выплачивалась Недеровой Н.А. Её включение в трудовой договор являлось неправомерным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Недеровой Н.А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеобразовательного вида N г. Томска о взыскании невыплаченной заработной платы в сумме ... рубля отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья:
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.