N 2-509/2012
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
05 апреля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.
при секретаре Панфиловой В.С.,
с участием истца Смольской О.В., её представителя Комаровой Т.В., допущенной к участию в деле по устному ходатайству,
представителя ответчика Драчевой С.Б. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Смольской О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Томск Томской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Смольская О.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Томск ТО, просит с учетом последних уточнений включить в специальный трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы общей продолжительностью 9 лет 1 месяц 1 день:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом "ПАП" в Лужской центральной районной больнице им. В.И. Ленина;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом Химического завода в Лужской центральной районной больнице им. В.И.Ленина;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом "ПАП" в Лужской центральной районной больнице им. В.И.Ленина;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом Химического завода в Лужском районном территориальном медицинском объединении;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта на Лужском химическом заводе п/о "Ленбытхим" ( в последствии АООТ "Химик");
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в МЛПУ "Поликлиника"N 8 в должности медсестры физиотерапевтического кабинета;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры физиотерапевтического кабинета МЛПУ "Поликлиника" N 8,
назначив досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях". Решением от ДД.ММ.ГГГГ из специального стажа исключены вышеуказанные периоды с указанием на то, что не подтверждено отнесение должности к среднему медицинскому персоналу, либо работа протекала в структурном подразделении, не включенном в перечень, а также отказано в назначении трудовой пенсии досрочно. В указанные периоды выполняла лечебную деятельность в медицинском учреждении.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что непрерывно работала на здравпункте фельдшером, работала одна. В 1991 году здравпункт был передан на баланс завода. В обязанности входило проставление работникам завода уколов, прием больных работников, организовывала медицинские осмотры. Всё это время находилась в подчинении больницы, получала от больницы вакцину для прививок, лекарства.
Представитель истца дополнительно пояснила, что деятельность истца была тождественна деятельности фельдшера в медицинском учреждении. Истец работала в течение полного рабочего дня.
Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что считает принятое решение обоснованным. Пояснила, что периоды работы до 1990 года, то есть в Лужской центральной районной больнице нашли подтверждение в судебном заседании, поскольку это работа средним медицинском персоналом в медицинском учреждении. В отношении заводского здравпункта необходимо подтвердить характер деятельности здравпункта.
Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что решением ГУ-УПФ РФ в г. Томск ТО от ДД.ММ.ГГГГ N Смольской О.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях", из специального трудового стажа исключены периоды работы, в том числе спорные.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 17.12.2001 года трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 года лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
В случаях, предусмотренных настоящим законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
При этом пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 года определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Но, при этом, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года Правительство РФ вправе утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по указанному основанию и правила исчисления периодов работы для досрочного назначения пенсии.
Учитывая положения ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, в соответствии с которыми постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение обязан руководствоваться в своей работе нормативными правовыми актами, принятыми Правительством в рамках предоставленных ему полномочий.
Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства.
К периодам работы до 01.01.2002 года могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 года Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги - далее Список и Правила 1991 года; за периоды работы после 01.11.1999 года - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
Также, в рамках предоставленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 115) и Законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 года полномочий, Правительство РФ постановлением от 29.10.2002 года N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Следует иметь ввиду, что Верховный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что Списки и Правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии были приняты Правительством РФ в пределах предоставленных ему законом полномочий и не нарушают охраняемые законом права и интересы граждан (решение ВС РФ от 15.05.2003 года N ГКПИ 03-424, решение ВС РФ от 21.05.2003 года N ГКПИ 03-439, решение ВС РФ от 05.07.2002 года N ГКПИ 2002-621, постановление Президиума ВС РФ от 26.06.2002 г. N 173пв01).
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, наделено полномочиями по согласованию с Пенсионным фондом РФ и по представлению федеральных органов исполнительной власти устанавливать тождество организаций, предусмотренных Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений тем же организациям, имевшим иные наименования.
В соответствии с подпунктом 5.2.62 пункта 5.2 Положения "О министерстве здравоохранения и социального развития РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 321 на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ названное Министерство самостоятельно принимает акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Право устанавливать тождественность наименований должностей и учреждений не предоставлено ни самим учреждениям, ни Пенсионному фонду РФ, ни другим образом, кроме того порядка, который изложен выше.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.06.2006 года N 464 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений" содержит ряд наименований отделений, структурных подразделений, которые являются тождественными наименованиям, указанным в Перечне, являющимся приложением к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781. Однако, в отношении имеющихся в исковых требованиях наименований должности и структурных подразделений тождественности, в установленном закон порядке, не имеется.
Исходя из решения N от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы в должности заведующей здравпункта "ПАП", здравпункта Химического завода в Лужской ЦРБ (Центральной районной больнице) и в Лужском районном территориальном медицинском объединении (РТМО), исключены из специального стажа по тем основаниям, что истец работала в медицинском учреждении ? больнице и РТМО. Принимая во внимание то, что по ранее действующим Правилам и Спискам постановления СМ РСФСР от 1991 года не имеется четко регламентированного списка учреждений и структурных подразделений, работа в здравпункте учитывается как работа в здравпункте (врачебном, фельдшерском, фельдшерско-акушерском) в лечебно-профилактическом учреждении - больнице, но должность заведующей согласно номенклатуре должностей не является должностью, относящейся к среднему или врачебному медперсоналу, поэтому исключение периодов из специального стажа обусловлено отсутствием доказательств отнесения должности заведующей к среднему медперсоналу.
Должность "заведующий" указана в разделе 2 "Руководители структурных подразделений" Номенклатуры должностей медицинского и фармперсонала Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.1999 года N 377, которое применяется к периодам работы до 01.11.1999 года согласно Информационного письма (совместного) Минтруда и соцразвития РФ и ПФР от 27.09.2000 года N 3948/1-17 и от 29.09.2000 года N06-25/8625 соответственно.
Таким образом, для включения периода работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, необходимо подтверждение, что должность заведующей в данном лечебном учреждении отнесена к должности среднего медперсонала, поскольку по Постановлению от 1991 года, применяемого к периоду работы истца правом на пенсию досрочно пользуются согласно пункта 1 Списка от 1991 года врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений.
Справка, имеющаяся в материалах пенсионного дела, от ДД.ММ.ГГГГ N сведений об отнесении должности заведующей к среднему медперсоналу по штатному расписанию, по оплате труда, не содержит.
Справка от ДД.ММ.ГГГГ, представленная в суд после вынесения решения об отказе в назначении досрочной пенсии, содержит информацию о том, что должность заведующей при начислении заработной платы производилась по схеме должностных окладов среднего медицинского персонала и соответственно относится к среднему медперсоналу.
Таким образом, обстоятельство, подлежащее доказыванию, нашло свое подтверждение только в судебном заседании.
Периода работы в должности фельдшера здравпункта на Лужском химическом заводе П\о "Ленбытхим" были исключены из специального стажа в связи с тем, что работа имела место не в учреждении здравоохранения (ни Лужский химический завод, ни производственное объединение "Ленбытхим" таковыми не являются), а также здравпункты не являются самостоятельными юридическим лицами, поэтому необходимо подтверждение, что работа протекала в лечебно-профилактическом учреждении. Кроме того, согласно п. 1 Правил от 1999 года и п. 6 Правил от 2002 года необходимо подтверждение работы в структурном подразделении, поименованном в этих пунктах.
Так пункт 1 Правил от 1999 года гласит, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Пункт 6 Правил от 2002 года гласи, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
Как видно из перечней, можно включить работу в любом структурном подразделении из названных выше, однако, их наименование нельзя трактовать вольно, указанные структурные подразделения не подлежат расширительному или какому-либо еще толкованию, они буквальны. Поэтому работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций может засчитываться независимо от того, в каком предприятии или учреждении оно расположено.
У истца наименование структурного подразделения указано "здравпункт", такого (буквально) наименования нет в Правилах, поэтому необходимо подтверждение, что здравпункт был либо врачебным, либо фельдшерским, либо это был медицинский пункт или фельдшерско-акушерский пункт.
Номенклатура учреждений здравоохранения, утв. Минздравом России от 07.10.2005 года N 627, приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395, приказом Минздрава СССР от 23.10.1978 года N 1000, не содержит такого структурного подразделения как здравпункт без уточняющих условий.
У каждого из указанных структурных подразделений имеется типовое положение и типовые штаты, функциональные обязанности, цели и задачи, свойственные только этому подразделению. Чтобы выяснить к какому типу подразделения относился здравпункт, в котором работала истец необходимо представить Положение об этом здравпункте, либо указание работодателя в соответствии каким типовым положением здравпункт работал, выяснить штаты персонала, согласно штатам определить к какому здравпункту или пункту здравпункт завода относится.
В представленной в суд справке N от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Химик" (ранее Лужский химический завод) указано, что Смольская О.В.с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером здравпункта. Работа фельдшера здравпункта заключалась в осуществлении лечебной деятельности по охране здоровья работников завода, оказании первой медицинской помощи, проведении профилактических прививок, помощи в проведении периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными условиями труда и другой санитарно-профилактической работе. Данная работа осуществлялась полный рабочий день, на 1 ставку.
Сведения справки работодателя соотносятся с пояснениями истца о характере трудовой деятельности и позволяют суду сделать вывод о том, что истец работала в фельдшерском здравпункте и осуществляла лечебно-профилактическую деятельность в должности среднего медицинского персонала.
Период нахождения (обучения) на курсах повышения квалификации является периодом, связанным с отрывом от работы, то есть выполнение должностных обязанностей в этот период не имеется, в этот период работник не несет ответственности за выполнение своих прямых обязанностей, он их не выполняет.
Указанные периоды повышения квалификации отрывом от производства подтверждаются уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой работника.
В периоды специализации с отрывом от работы (курсы повышения квалификации) в период работы в МЛПУ "Поликлиника N8" действовало и действует в настоящее время Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ"
В силу п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Статья 112 ранее действовавшего КЗоТ РФ также предусматривала, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Исходя из этого, периоды повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации.
Поскольку прохождение специализации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, то любой период нахождения на специализации должен включаться в специальный стаж в календарном исчислении. Кроме того, для отдельных категорий работников, к которым относятся медицинские сестры, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Истец продолжает работать в должности медсестры физиотерапевтического кабинета МЛПУ "Поликлиника" N 8.
С учетом подтвержденного документами стажа ? 20 лет 10 месяцев 29 дней суммирование со спорными периодами и включение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры физиотерапевтического кабинета МЛПУ "Поликлиника" N 8 дает истцу право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смольской О.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить Смольской О.В. в специальный трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом "ПАП" в Лужской центральной районной больнице им. В.И. Ленина;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом Химического завода в Лужской центральной районной больнице им. В.И.Ленина;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом "ПАП" в Лужской центральной районной больнице им. В.И.Ленина;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом Химического завода в Лужском районном территориальном медицинском объединении;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта на Лужском химическом заводе п/о "Ленбытхим" ( в последствии АООТ "Химик");
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в МЛПУ "Поликлиника"N 8 в должности медсестры физиотерапевтического кабинета;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры физиотерапевтического кабинета МЛПУ "Поликлиника" N 8,
назначив досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
что составляет 9 лет 1 месяц 1 день, назначив досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.
Судья: Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.