Решение Шегарского районного суда Томской области от 18 мая 2011 г.
(Извлечение)
Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Бахарева Д.В.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Шегарского района Томской области Евдокимовой Н.В.,
материального истца Ходус Г.А.,
представителя третьего лица Администрации Шегарского района Томской области Вязова Е.Л.,
при секретаре Шумской Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шегарского района в интересахХодус Г.А. к Администрации Трубачевского сельского поселения Шегарского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шегарского района Томской области в интересах Ходус Г.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Трубачевского сельского поселения Шегарского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 13,0 кв. м. по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - в"данные изъяты" сельском поселении по тем основаниям, что ответчик не исполняет обязанности по предоставлению ей жилого помещения.
Процессуальный истец - помощник прокурора Шегарского района Томской области Евдокимова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью, пояснив, что Ходус Г.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей."данные изъяты". По указанной причине Ходус (Токмакова) Г.А. органами опеки и попечительства администрации Шегарского района была направлена для проживания и обучения в"данные изъяты". СN поN год Ходус (Токмакова) Г.А. обучалась в указанном образовательном учреждении. После его окончания, в период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ продолжила обучение в"данные изъяты". В эти периоды она находилась на полном государственном обеспечении, по окончании обучения жилым помещением не обеспечивалась. На момент подачи искового заявления Ходус Г.А. (Токмакова) жильем не обеспечена. По данным администрации"данные изъяты" сельского поселения Ходус (Токмакова) Г.А. сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ состояла на учете по выделению жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в администрации этого сельского поселения на льготной очереди"данные изъяты". Согласно сведениям администрации Трубачевского сельского поселения Ходус (Токмакова) Г.А. поставлена на аналогичный учетДД.ММ.ГГГГ, поскольку зарегистрирована по месту жительства по адресу"адрес" (N). В настоящее время Ходус (Токмакова) Г.А., не имея собственного жилья, вынуждена проживать либо у своей сестрыВ.Н. по адресу"адрес", либо у тети в"адрес". В результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения Ходус Г.А., нарушены ее жилищные права, гарантированные ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Материальный истец - Ходус Г.А., в судебном заседании исковые требования поддержала полностью и дала показания аналогичные показаниям прокурора Евдокимовой Н.В.
Представитель ответчика - Глава Администрации Трубочевского сельского поселения, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения настоящего дела в судебное заседание не прибыл, о причинах не явки и их уважительности не сообщил.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица - Администрации Томской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица - Администрации Шегарского района Томской областиВ.Е. действующий по доверенности, исковые требования не признал и прояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Положения законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно соответствующим законом о государственном бюджете на очередной финансовый год, если на данный год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Финансового обеспечения наN иN годы полномочий по обеспечению Ходус Г. А. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в виде субвенций со стороны Администрации Томской области не было, о чем свидетельствует бюджет Трубачевского поселения наN год. Свободное муниципальное жилье на территории поселения отсутствует. В соответствии с решением Думы Шегарского района отДД.ММ.ГГГГN межбюджетные трансферты в части субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены только в отношении"данные изъяты" сельского поселения. Считает, что прокурор не имел права обращаться в суд в интересах Ходус Г.А. в связи, с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд, заслушав стороны, свидетеляВ.Н., исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление прокурора Шегарского района Томской области подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 1 названного Закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.
Из свидетельства о рожденииХодус Г.А. следует, что она родиласьДД.ММ.ГГГГ, родителями указаныТ.А.,Т.Н. (л.д. 9).
Согласно свидетельства о заключении брака отДД.ММ.ГГГГN, после заключения брака междуХ.В. и Токмаковой Г.А., жене присвоена фамилия - Ходус, что также подтверждается копией паспорта, серииN (л.д. 7-8).
На основании информации, адресованной Главе администрации Побединского сельского Совета от имени директора"данные изъяты",Т.Н. (сестра материального истца Ходус Г. А.) и Токмакова Г.А.(материальный истец Ходус)"данные изъяты" не имеют закрепленного за ними жилья,"данные изъяты" (л.д. 11).
Согласно справкам Администрации Шегарского района и Администрации Побединского сельского поселения, Токмакова Г.А. сДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на льготной очереди среди детей сирот. Жилое помещение за Токмаковой Г.А. не закреплено (л.д. 14-18, 20).
Согласно выписке из ЕГРП Ходус Г.А. жилья в собственности не имеет (л.д. 58).
СвидетельВ.Н. в судебном заседании пояснила, что Ходус относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.
Таким образом, Ходус Г.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, так как фактически не имеет закрепленного за нею жилого помещения и данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу ч. 1 п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Ходус Г.А. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в Трубаческом сельском поселении Шегарского района Томской области.
В соответствии со ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999 "О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Согласно решению Совета Трубачевского сельского поселения отДД.ММ.ГГГГN, установлена учетная норма площади жилого помещения - 13,0 кв.м. общей площади на одного члена семьи по договору социального найма (л.д. 21).
В силу закона Томской области от 11.09.2007 г. N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов.
Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения.
В ч. 7 ст. 6 Закона N 188-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Согласно ч. 2, 3 ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999 "Осоциальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет какого бюджета должен обеспечить указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Согласно Приложению 16 (таблица 28) к Закону Томской области от 28 декабря 2010 N 327 - ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения для муниципального образования "Шегарский район" предусмотрены.
Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем, суд находит требования прокурора Шегарского района в интересах Ходус Г.А. подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя Администрации Шегарского района о том, что прокурор не имел права обращаться с иском в интересах Ходус Г.А. суд находит не состоятельным, так как такое право предоставлено прокурору в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35, 40 Конституции РФ, Законом Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999 "О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ст. 50, 57 ЖК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шегарского района в интересахХодус Г.А. к Администрации Трубачевского сельского поселения Шегарского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Трубачевского сельского поселения Шегарского района Томской области приобрести и предоставитьХодус Г.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 13,0 кв. метров за счет средств бюджета Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Д.В. Бахарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.