К делу N 2-123 2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.03.2011. ст. Кавказская.
Кавказский райсуд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Агеевой Н.Г.
При секретаре Кириловой Е.А.
С участием прокурора Чуприна А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, заинтересованное лицо Совет Кавказского сельского поселения, МУП ТВК Кавказский о признании недействующим в части решения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор просит признать недействующим в части строк с 11 по 25 приложение к решению Совета Кавказского сельского поселения от 26 мая 2006 года N7 "Об утверждении нормативов потребления услуг водоснабжения" с момента его опубликования. Свои требования обосновал тем, что решением Совета Кавказского сельского поселения от 26 мая 2006 года N7 "Об утверждении нормативов потребления услуг водоснабжения" утверждены нормативы потребления услуг водоснабжения. Приложением к решению (строки 11-25) установлены нормативы водопотребления на содержание домашних животных, мойку транспорта, полив приусадебных участков. Решение опубликовано 22.06.2006 в районной газете "Колос".Решение в данной части не соответствует требованиям закона по следующим основаниям.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N307 "коммунальные услуги" -деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях".
Таким образом, действующим жилищным законодательством органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению нормативов потребления исключительно коммунальных, а не каких-либо иных, услуг. Включение в состав коммунальных нормативов потребления иных, не являющихся собственно коммунальными, таких как полив участка, мойка машины, водопой животных и т.п. неправомерно.Определение указанных нормативов потребления услуг водоснабжения гражданам нормативным правовым актом органа местного самоуправления не соответствует закону Протест прокурора на указанное решение безосновательно отклонен. Действие в указанной части нормативов нарушает права неопределенного круга граждан, проживающих в поселении, влечет безосновательное увеличение затрат на оплату коммунальных услуг. Также нарушаются законные интересы Российской Федерации на единообразное применение законов на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Совета Кавказского сельского поселения по доверенности Макаров А.В. с требованиями прокурора не согласен, просит отказать в их удовлетворении, подтвердил письменные возражения, согласно которых с доводами прокурора не согласен по следующим основаниям:
-пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме этого, Правительством Российской Федерации также устанавливаются Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 27 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в норматив холодного водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Рассматривая пункт 27 постановления Правительства РФ N 306 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 3 07), ст. 210 ПК РФ приходим к следующему:
-коммунальные услуги представляют с собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающей комфортные условия проживание граждан в жилых помещениях, где под холодным водоснабжением (ХВС) понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой, надлежащего качества, подаваемой в необходимых ему объемах с учетом степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, то есть, при наличии в таком доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить коммунальные услуги (ХВС) по присоединенной сети в жилые помещения либо до водоразборной колонки. Поскольку речь идет о сельской местности, где помимо многоквартирных домов имеются жилые дома частной застройки, с прилегающими к ним приусадебными участками, находим, что в отсутствии в поселении наряду с сетями, по которым подается холодная питьевая вода сетей, предназначенных для подачи в дома технической холодной воды, для исполнителя коммунальных услуг подача холодной воды в жилой дом частного сектора, является уже коммунальной услугой по холодному водоснабжению, так как речь идет о питьевой воде подаваемой потребителю через присоединенную сеть из водопровода поселения. Что собственно согласуется с требованиями норм ст. 210, п. 3 ст. 541 ПС РФ и ст. 157 ЖК РФ.
Исходя из смысла п. 27 постановления Правительства РФ N 306, норматив должен содержать расход холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, а также содержания общего имущества многоквартирного дома, что собственно, относится и к жилому дому частного сектора, имеющего земельный участок. При этом, имеет место право на ведение личного подсобного хозяйства, выражающееся как в возделывании сельскохозяйственных культур так и в выращивании домашней птицы и домашних животных, что по сути и есть хозяйственно-бытовые потребности жителя, проживающего в сельской местности в доме частного сектора В противном случае, без учета вышеуказанного, количество потребляемой воды таким потребителем не будет отвечать требованию п. 27 постановления Правительства РФ N 306, и п. 3 ст. 541 ГК РФ так как в целом, не будет учтено необходимое количество воды для удовлетворения физиологических; санитарно-гигиенических и хозяйственных потребностей потребителя, проживающего в жилом доме частного сектора
При системном анализе приведенных выше норм ГК РФ, ЖК РФ, постановлений Правительства Российской Федерации, приходим к выводу о том, что в пределах компетенции органов местного самоуправления и в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, фактически созданы определенные условия, при которых не нарушены права жителей поселения (неопределенного круга лиц) на создание условий для обеспечения жителей поселения коммунальными услугами (в данном случае услугами холодного водоснабжения) при разрешении вопросов местного значения поселения, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131 -ФЗ.
Необходимо достичь сбалансированность интересов потребителей - жителей муниципального образования, и, интересов самой организации коммунального комплекса. То есть, обеспечить доступность коммунальных товаров и услуг для потребителей и достигнуть эффективного функционирования самой организации коммунального комплекса
Если же придерживаться мнения прокурора, то в отсутствие нормативов организация коммунального комплекса не дополучит оплату за фактически оказанные потребителю коммунальные услуги по холодному водоснабжению, что приведет к нарушению ст. 544 ГК РФ и как следствие этому к нарушению прав организации коммунального комплекса и законных ее интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В силу вышесказанного, а также в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), где в раздел коммунальных услуг включена услуга по водоснабжению, получаем, что услуга по водоснабжению для содержания домашних животных (птиц), помывку личного автотранспорта, относиться именно к жилищно-коммунальным услугам, а поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ N 307) не предусмотрена обязанность для потребителя, - установить прибор учета потребляемых им коммунальных ресурсов, то в соответствии с названными Правилами и в отсутствие установленного прибора учета, количество потребляемой холодной воды рассчитывается исходя из нормативов, установленных на местном уровне ОМС поселения.
При таких обстоятельствах, утверждение нормы потребления воды для полива, содержания домашних животных (птиц), помывки личного автотранспорта на территории отдельно взятого муниципального образования, поскольку речь идет именно о холодном водоснабжении путем подачи питьевой воды, относится к коммунальным услугам, а ни к каким-нибудь иным услугам, что в свою очередь, находится в компетенции органов местного самоуправления поселения.
Оспариваемый нормативный акт представительного органа местного самоуправления, предоставлялся в органы прокуратуры, 08.10.2007 г. по требованию прокуратуры для проведения проверки соблюдения законодательства, определяющего порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (требование прокурора от 04.10.2007 г. N 7-18-07/4604). Последнее было необходимо в связи с проведенным анализом практики рассмотрения жалоб граждан о необоснованных нормативах потребления коммунальных услуг.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, проходил проверку дважды и ни в одном из двух случаев не имел со стороны прокуратуры Кавказского района каких-либо замечаний по существу. В связи с этим, в отсутствии предостережения или протеста, а также представления прокуратуры о нарушении действующего законодательства, регулирующего отношения данной области, оспариваемый нормативный акт является соответствующим закону и применяется со дня его официального опубликования уже на протяжении четырех лет. И вот теперь, по мнению прокурора, акт противоречит постановлению Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006.
Представитель третьего лица МУП ТВК Кавказский Шлыгина Е.С. с требованиями прокурора не согласна, поддержала доводы возражений представителя Совета Кавказского сельского поселения. На территории сельского поселения имеется водоснабжение только питьевой водой и других сетей не имеется. При отсутствие нормативов и в отсутствие обязанности жителей установить прибор учета потребления воды их организация будет нести убытки, что приведет к ее распаду. Доводы прокурора о безосновательном увеличении затрат жителей на оплату услуг по водоснабжению необоснованны, поскольку каждый житель вправе установить прибор учета потребления воды, либо обратиться с заявлением о корректировке оплаты за потребления воды в связи с отсутствие поливных площадей, подсобного хозяйства.
Выслушав участвующих лиц, прокурора, судом оснований для удовлетворения требований прокурора не установлено. Также прокурором не представлено никаких доказательств нарушения оспариваемым решением прав неопределенного круга граждан, либо Российской Федерации.
Ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 27 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в норматив холодного водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Из содержания пункта 27 постановления Правительства РФ N 306 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307), п/п "ж" постановления Правительства РФ N 491, ст. 210 ГК РФ и ч. 1 ст. 7 ЖК РФ следует, что коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, т.е. круглосуточному обеспечению потребителя холодной питьевой водой в необходимых ему объемах с учетом степени благоустройства дома. В сельской местности в основном жилые дома частной застройки, с прилегающими к ним приусадебными участками, подсобным хозяйством и при отсутствие других сетей обеспечения водой, подача питьевой воды является ничем иным как коммунальной услугой, поскольку другого вида услуг по подаче жителям другой ( не питьевой) воды в поселении не имеется.
Доводы прокурора о несоответствии закону установление нормативов потребления воды не обоснованы, поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, о чем прокурор также указывает в своем заявлении.
Необоснованны и доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц - потребителей воды. Никаких конкретных нарушений прав потребителей прокурором не указано, не представлено, и судом не установлено. Потребители воды не лишены права установить прибор учета объема потребленных ими услуг и производить тем самым оплату воды с учетом фактически потребленного количества, без учета установленной нормы потребления.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения Совета недействующим не имеется.
Руководствуясь ст. 253, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Прокурору Кавказского района отказать в удовлетворении заявления, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании недействующим с момента опубликования решения Совета Кавказского сельского поселения от 26мая 2006 года N 7 " Об утверждении нормативов потребления услуг водоснабжения" в части строк с 11 по 25.
Стороны от оплаты госпошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение 10 дней.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.