Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Забродина С.Н.,
при секретаре Малыхиной Е.В.,
с участием прокурора Сахань Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кавказского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к гаражно-лодочному строительному кооперативу "Железнодорожник", Рудомановой ..., Чуприну ..., Гроссу ... о прекращении строительства, освобождении занятого земельного участка путем демонтажа самовольно возведенного строения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к гаражно-лодочному строительному кооперативу "Железнодорожник", Рудомановой ..., Чуприну ..., Гроссу ... о прекращении строительных работ, освобождении земельного участка путем демонтажа самовольно возведенного строения, расположенного по адресу: ..., мотивируя свои исковые требования тем, что ответчики Рудоманова ...., Чуприн ...., Гроссу ... осуществляют на земельном участке, предоставленном гаражно-лодочному строительному кооперативу "Железнодорожник" строительство гаражей, являющихся в силу положений ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой, строительство на земельном участке по адресу: ..., ведется в отсутствие разрешения на строительство и зарегистрированных прав на земельный участок. В нарушение ст.ст.6,65 Водного кодекса РФ строительство ведется в водоохраной зоне (200 метров) и в непосредственной близости от реки Кубань без проектной документации, надлежащего устройства защитных сооружений и дальнейшая эксплуатация данного объекта способны повлечь загрязнение и засорение реки Кубань и причинить существенный вред правам и законным интересам неопределенного круга лиц, имеющим право на общедоступное использование реки.
Ответчики исковые требования не признали, считают, что иск необоснован, так как строительство ведется на земельном участке, выделенном в установленном законом порядке для строительства лодочных гаражей и в силу положений Градостроительного кодекса разрешение на строительство гаражей не требуется.
Представитель 3-лица администрации муниципального образования Кавказский район считает, что иск не основан на законе и удовлетворению не подлежит.
Суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим мотивам: ответчики Рудоманова ...., Чуприн ...., Гроссу ... являются членами гаражно-лодочного строительного кооператива "Железнодорожник", вступили в члены ГЛСК "Железнодорожник" в 2008-2009 годах вместо убывших и не реализовавших свое право на строительство гаража членов кооператива и за ними закреплены места под лодочные гаражи - за Чуприным ... Номер обезличен, за Рудомановой .... Номер обезличен, за Гроссу .... Номер обезличен, что подтверждается копиями протоколов общего собрания гаражно-лодочного строительного кооператива "Железнодорожник" и объяснениями представителя ГЛСК "Железнодорожник".
В 2009 году ответчики Рудоманова ...., Чуприн ...., Гроссу ... на земельном участке ГЛСК "Железнодорожник", на расстоянии 21 метра от береговой линии реки Кубань приступили к строительству двухэтажного здания с размещением в нем десяти изолированных друг от друга лодочных гаражей для занятия спортом, в котором Рудомановой .... принадлежат четыре гаража, Гроссу .... - четыре гаража, Чуприну .... - два гаража. Строительство лодочных гаражей не завершено.
Данные гаражи возводятся на земельном участке, предоставленном гаражно-лодочному строительному кооперативу "Железнодорожник" решением Исполнительного комитета Кропоткинского городского Совета народных депутатов от 14 ноября 1990 года N361\1 "Об отводе земельного участка площадью 1га из числа земель государственного лесного фонда гаражно-лодочному кооперативу N3 (ГЛК "Железнодорожник" для строительства лодочных гаражей". 16 июня 1992 года Главой администрации города Кропоткина вынесено постановление N362 "О разрешении строительства лодочных гаражей гаражно-лодочному кооперативу "Железнодорожник" на берегу реки Кубань". Отвод земельного участка в натуре был осуществлен на основании акта выбора и обследования участка под строительство лодочных гаражей на правом берегу реки Кубань от 12 июня 1990 года, согласованного с Территориальным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Краснодарского края, что подтверждается копией акта с соответствующими отметками.
В соответствии со ст.ст.28,80 ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР вопросы предоставления земельных участков относились к компетенции местных органов. Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального, дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. При строительстве гаражно-строительными кооперативами гаражей земельные участки предоставлялись в бессрочное (постоянное) пользование или аренду кооперативам. Указом Президента РФ от 24.12.1993 года "2287 "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" данные нормы закона не признаны недействующими.
Согласно ст.13 Закона Краснодарского края от 8 августа 1995 года N13-КЗ (в редакции от 3.11.2000 г) "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае возникшее ранее право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками физических и юридических лиц, перечисленных в части второй данной статьи подлежали переоформлению на права, предусмотренные действующим законодательством в установленном порядке. Неперерегистрация права на земельный участок не отнесена к основаниям прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и замены его на аренду.
При таких обстоятельствах действующее законодательство признает право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками за землепользователями на основании документов, полученных ими в момент предоставления земельных участков.
На основании п.2 ст.3 Федерального закона N137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" в случае, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены гаражным потребительским кооперативам, переоформление ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст.36 Земельного кодекса РФ, при этом сроком не ограничивается.
Таким образом до момента перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу: гор.Кропоткин, ... за ГЛСК "Железнодорожник" и его членами (как вторичными землепользователями) признается право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании документов, полученных ГЛСК "Железнодорожник" в момент предоставления земельного участка, то есть в 1990 и 1992 годах. При этом акты о выделении земельного участка ГЛСК "Железнодорожник" не отменены и не оспорены.
Земельный участок ГЛСК "Железнодорожник" используется с учетом целевого назначения и разрешенного использования данного земельного участка, сведений иного истцом суду не представлено.
На момент предоставления ГЛСК "Железнодорожник" земельного участка для строительства лодочных гаражей действовал Водный кодекс РСФСР, согласно ст.33 которого допускалось общее водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование на условиях, установленных первичным водопользователем по соглашению с органами по регулированию водопользования и охране вод, а при необходимости может быть запрещено.
Кроме того, согласно ст.15 Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик (Закон СССР от 10.12.1970г), действовавшего в период выделения земельного участка и начала строительства лодочных гаражей, было предусмотрено, что исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов выдавались разрешения на специальное водопользование после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, а также другими заинтересованными органами.
Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, кроме того, определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989 года N91 "Об утверждении положения о водоохранных зонах рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации", с 1996 года до 2007 года статьями 111-113 Водного кодекса РФ 1995 г и Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 года N1404 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", согласно которым размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки. Установление зон не влечет за собой изъятие земельных участков у землепользователей. Таким образом, законодательство, действовавшее в момент предоставления земельного участка ГЛСК "Железнодорожник", определяло, что месторасположение объектов недвижимости в береговой положе водных объектов входило в компетенцию исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов после согласования с компетентными органами.
Из материалов дела следует, что перед предоставлением (выделением) органами местного самоуправления гор.Кропоткина земельного участка ГЛСК "Железнодорожник" под строительство лодочных гаражей в 1990 году соответствующими органами было проведено обследование береговой полосы реки Кубань и выбрано месторасположение для лодочных гаражей на землях общего пользования, в том числе с учетом интересов неопределенного круга лиц, что также подтверждается комиссионным актом выбора и обследования участка под строительство N 078-0690/03 от 12 июня 1990 года, в котором имеется согласование с начальником Азово-Черноморской бассейновой инспекции, в чью компетенцию в то время входило согласование отвода земельных участков вдоль береговой полосы р.Кубань и строительства на них капитальных сооружений (лодочных гаражей).
Водный кодекс РФ вступил в действие с 1 января 2007 года и согласно ст.2 Федерального закона N73-ФЗ от 3 июня 2006 года "О введение в действие Водного кодекса РФ", распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие. Пункт 4 статьи 65 Водного кодекса РФ устанавливает, что ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере 200 метров.
Правоотношения ГЛСК "Железнодорожник" и его членов по поводу использования поверхностных водных объектов (р.Кубань) возникли до введения в действие Водного кодекса РФ, в связи с чем положения ст.65 действующего Водного кодекса на данные правоотношения не распространяются. Ответчиками при строительстве гаражей выполнены требования Водного кодекса РФ 1995 года, положения которого распространяются на возникшие правоотношения, поскольку они расположили гаражи на расстоянии 21 метра от берега реки, то есть ими соблюдена ширина полосы суши вдоль водного объекта общего пользования, что подтверждается актом, представленным истцом.
На момент строительства ответчиками гаражей на выделенном для этих целей земельном участке, запрета на водопользование для членов кооператива от органов местного самоуправления не поступало, право землепользования ГЛСК "Железнодорожник" не прекращено.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что ответчиками при строительстве гаражей нарушена 200-метровая водоохранная зона, суд не принимает во внимание, так как они не основаны на законе.
Согласно ст.9 Федерального Закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Градостроительный кодекс РФ применяется к отношениям по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п.4 Письма Министерства экономического развития от 21 сентября 2009 года NД23-3061 на основании Федерального Закона от 30 июня 2006 года N93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и части 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, при оформлении прав на объекты недвижимого имущества в виде гаражных боксов, не требуется предоставления проектной документации и разрешения на строительство. До 1 января 2015 года технический паспорт объекта недвижимости является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта на земельном участке и содержащим его описание.
Земельный участок (место) под строительство гаражей выделено (определено) ГЛСК "Железнодорожник" соответчикам Рудомановой, Чуприну и Гроссу как физическим лицам - членам кооператива на основании общего собрания членов кооператива, на котором было принято решение о закреплении за соответчиками мест Номер обезличен для строительства гаражей и оформления надлежащих документов своими силами каждым членом ГЛСК, что подтверждается копиями протоколом общего собрания кооператива.
В соответствии с п.4 ст.218 ГК РФ, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. Таким образом, право собственности члена гаражно-строительного кооператива на гараж возникает не с момента государственной регистрации, а с момента выплаты пая.
Согласно протоколу общего собрания членов кооператива "Железнодорожник" Дата обезличена Рудоманова .... и Гроссу ... полностью выплатили пай в ноябре 2008 года, и согласно протоколу общего собрания Дата обезличена, Чуприн .... полностью выплатил пай в апреле 2009 года, после чего у них возникло право собственности как у членов кооператива на лодочные гаражи незавершенного строительства в соответствии с ч.4 ст.218 ГК РФ. Последующая регистрация возникшего права собственности на лодочные гаражи является их правом, которым они имеют возможность воспользоваться в любое время. Градостроительный кодекс РФ не препятствует строительству гаражей в двух уровнях. Кроме того, согласно фотографиям, каждый гараж имеет свой вход, что свидетельствует об автономности каждого гаража, возводимых ответчиками.
При таких обстоятельствах доводы прокурора об отсутствии у соответчиков прав на построенные лодочные гаражи из-за отсутствия регистрации права, не могут быть приняты во внимание, так как они противоречат требованиям ч.4 ст.218 ГК РФ. По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание доводы прокурора о том, что лодочные гаражи возведены самовольно, так как данные доводы противоречат целевому использованию ГЛСК "Железнодорожник" (и его членами) предоставленного на законных основаниях земельного участка, а также положениям ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Суд не принимает во внимание доводы прокурора о том, что ГЛСК "Железнодорожник" как юридическое лицо обязано было получить разрешение на строительство гаражей, поскольку Постановлением Главы администрации города Кропоткина N362 от 16 июня 1992 года разрешено строительство лодочных гаражей гаражно-лодочному кооперативу "Железнодорожник" на берегу реки Кубань.
В судебном заседании истцом не представлено доказательств того, что размещением здания гаражей ответчики создают угрозу причинения экологического вреда реке Кубань и неопределенному кругу лиц. В судебном заседании установлено, что никаких препятствий для граждан (неопределенного круга лиц) ответчиками не создано: какие либо ограждения, препятствующие к берегу реки, отсутствуют, ответчиками проведены работы по укреплению берега реки в месте расположения гаражей. Согласно архитектурно-планировочному заданию на объект "Лодочные гаражи ГЛСК "Железнодорожник" на берегу реки Кубань" между блоками лодочных гаражей предусмотрены проходы (проезды) к реке Кубань. При строительстве гаражей ответчиками соблюдены данные требования, что подтверждается фотографиями, представленными истцом. Кроме того, истцом не выполнены требования ст.1065 ГК РФ о доказывании имеющейся опасности в причинении вреда в будущем.
Согласно Архитектурно-планировочному заданию и протоколов общего собрания членов ГЛСК "Железнодорожник" в месте расположения гаражей, возводимых ответчиками Рудомановой, Гроссу, Чуприным имеются и строятся другие гаражи иными членами ГЛСК, однако истцом к данным лицам требований не предъявлено.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать, что ответчиками нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц действиями ответчиков.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора Кавказского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к гаражно-лодочному строительному кооперативу "Железнодорожник", Рудомановой ..., Чуприну ..., Гроссу ... о прекращении строительства здания, освобождении занятого земельного участка по адресу: гор.Кропоткин, ... путем демонтажа самовольно возведенного строения, расположенного по адресу: гор.Кропоткин, ... отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский
городской суд в 10-дневный срок.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.