Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 01 марта 2011 г.
(Извлечение)
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.
при секретаре Малярик А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холодилова С.В. к администрации города Екатеринбурга, Министерству обороны РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Холодилов С.В. обратился в суд с иском к администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что прослужив 15 лет он уволен Приказом от ДД.ММ.ГГГГ 0000 командующего Тихоокеанского флота в связи с организационно-штатными мероприятиями, в льготном исчислении выслуга лет составляет 23 года. Администрацией города Екатеринбурга был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1996 году. В 2008-2009 г.г. истец обращался с заявлением на участие в государственной подпрограмме на получение жилищного сертификата. В 2008 году истец включен в состав участников подпрограммы в составе семьи 2 человека, а в 2009 году принято решение Общественной комиссии администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилищного сертификата с учетом состава семьи из 3-х человек и наличия в собственности у сына доли в жилом помещении. Поскольку размер денежной субсидии не позволяет ему приобрести жилое помещение, истец обратился с заявлением в администрацию города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения вместо выдачи сертификата, однако жилое помещение ему не было предоставлено. Просит предоставить жилое помещение, исходя из состава семьи 2 человека, в соответствии со т. 30 Закона Свердловской области N 14-ОЗ "О предоставлении жилища" в размере 45 кв.м.
Впоследствии истец уточнил требования, просил обязать администрацию города Екатеринбурга предоставить жилое помещение с учетом членов семьи 3 человека по договору социального найма общей площадью не менее 41,8 кв.м.
Впоследствии истец дополнил требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Екатеринбурга с иском не согласилась и в обоснование возражений пояснила, что законом не предусмотрено обеспечение жилым помещением военнослужащих уволенных в запас за счет средств местного самоуправления. Истец изъявил желание участвовать в государственной подпрограмме на получение жилищного сертификата, однако после принятия решения о выдаче жилищного сертификата, обратился с заявлением о предоставлении взамен сертификата жилого помещения. Между тем до настоящего времени не обратился с заявлением в установленном порядке, не прошел перерегистрацию. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель Министерства финансов РФ с иском не согласилась, поддержав возражения представителя администрации города Екатеринбурга указав, что Министерство является не надлежащим участников процесса по настоящему иску.
Представители Правительства Свердловской области, Министерства обороны РФ, извещенные о времени и месте слушания дела с соблюдением требований ст. 113, 119 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств об отложении слушания дела по уважительным причинам не заявляли, возражений по иску суду не представили.
С учетом мнения участников судебного разбирательства, суд определил рассмотреть настоящее дело при установленной явке в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).
В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 статьи 15 указанного Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 г. N 5-П, пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Из приведенных выше правовых норм, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 г. N 5-П, следует, что законодательством предусмотрены две формы обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец Холодилов С.В. прослужил 15 лет (23 года в льготном исчислении) на военной службе, был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 1996 года состоит на учете военнослужащих и граждан, уволенных в запас на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Согласно правовой позиции, изложенной в вышеназванном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, не противоречит Конституции Российской Федерации, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Как следует из материалов гражданского дела, искового заявления, пояснений сторон, истцу Холодилову С.В. было предложено принять участие в федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", он выразил согласие на участие в данной программе.
Решением общественной комиссии администрации города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ Холодилов С.В. исключен из списка граждан- участников подпрограммы, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания и из списка получателей сертификатов в 2007 году, и включен в список граждан, имеющих жилые помещения для постоянного проживания.
Решением общественной комиссии администрации города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ Холодилов С.В. составом семьи 2человека включен в сводный список участников подпрограммы, имеющих жилье для постоянного проживания.
Решением общественной комиссии администрации города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ постановлено выдать Холодилову С.В. сертификат на семью из трех человек (он, супруга, сын) в соответствии с п. 16.2 правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных жилищных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2202-2010 года, в дополнение к имеющемуся помещению.
Между тем в 2010 году Холодилов С.В. обратился в администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении жилого помещения, вместо сертификата, поскольку размер субсидии, выдаваемой по жилищному сертификату, не позволял ему реализовать право на приобретение по установленным социальным нормам жилого помещения исходя из реальной стоимости жилья.
Согласно ответу администрации города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ жилых помещений для обеспечения жильем военнослужащих уволенных в запас и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ из федеральной собственности администрацию города Екатеринбурга не передавались. Предоставление жилых помещений будет осуществляться в соответствии с Правилами предоставления гражданам, уволенным с военной службы жилых помещений или других нормативных актов, регулирующих предоставление жилья, находящегося в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 903 утверждены Правила предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности. Согласно названным правилам предоставление жилых помещений гражданам осуществляется в хронологической последовательности. При этом установлено, что в первую очередь жилые помещения предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Права на предоставление жилого помещения вне очереди указанные правила не предоставляют.
Каких-либо доказательств, что истец и члены его семьи обладают правом на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в суд не представлено.
Каких-либо доказательств, что истец состоит в первым среди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в суд также не представлено.
Суд принимает во внимание, что выбор способа обеспечения жилым помещением зависит от волеизъявления военнослужащего.
Между тем такой выбор должен быть конкретизирован, тогда как из материалов дела следует, что до настоящего времени решение общественной комиссии о выдаче сертификата не отменено, отказа в установленном порядке от получения сертификата от истца и членов семьи не имеется. Обращение в 2010 году суд не расценивает в качестве такового, принимая во внимание, что по существу данное обращение Холодилова С.В. не содержит отказ от участия в подпрограмме. Также как и ответ администрации города Екатеринбурга не содержит отказа в предоставлении жилого помещения, однако истец в установленном порядке с заявлением не обратился. При этом суд учитывает, что в ходе судебного разбирательства представителем администрации города Екатеринбурга неоднократно предлагалось представителю истца сообщить истцу необходимости такого обращения.
Исходя из этого, суд полагает, что требования Холодилова С.В. предъявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат.
Иных требований либо требований по иным основаниям на рассмотрение суда не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Холодилов С.В. к администрации города Екатеринбурга, Министерству обороны РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.