Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.,
при секретаре Зизюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Лукерина В. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области N 2885 от 16.12.2011 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 05 июля 2012 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукерин В.Н. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ). В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса - ОАО "Сибирский химический комбинат", 27 лет 09 месяцев. С 02.09.2011 ему выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", - 11 лет, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит пп. б п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. 14.12.2011 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 16.12.2011 N 2885 в перерасчете ДМО ему отказано. Истец просил суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 16.12.2011 N 2885 об отказе в перерасчете Лукерину В.Н. размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Лукерину В.Н. ДМО с учетом страхового стажа работы - 27 лет 09 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера ДМО с учетом страхового стажа работы 27 лет 09 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения - с 02.09.2011.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица ОАО "СХК" Сандюк Г.В., представителя ответчика Куриневской Н.Б., представившей возражения по существу заявленных требований.
В судебном заседании Лукерин В.Н. на своих исковых требованиях настаивал.
Суд на основании п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса" исковые требования Лукерина В.Н. удовлетворил.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым Лукерину В.Н. в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что право на назначение ДМО имеют только те работники, которые непосредственно принимали участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента, и чья работа была сопряжена с наиболее высоким риском для жизни и здоровья. Со ссылкой на положения ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указывает, что при определении размера ДМО учет страхового стажа работы в организациях ЯОК не предусмотрен, а потому суд неверно истолковал положения закона при вынесении решения. Указывает, что увеличение размера ДМО зависит от страхового стажа работы на соответствующих видах работ в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренных Перечнем, утвержденных Указом. На основании изложенного выше заявитель полагает, что расчет ДМО был произведен верно, оснований для его перерасчета не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу Лукерин В.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон и представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Лукерин В.Н. работал на Сибирском химическом комбинате с 14.09.1981 по 31.08.2011, из них: с 14.09.1981 по 22.04.1982 /__/, /__/; с 13.07.1984 по 31.01.1985 /__/; с 01.02.1985 по 04.05.1985 /__/; с 05.05.1985 по 31.08.1988 /__/ по ремонту оборудования на Сублиматном заводе (СЗ); с 15.03.1990 по 31.12.1994 /__/ цеха N51 об.10; с 01.01.1995 по 14.12.1997 /__/ цеха по производству гексафторида оксидов урана и переработке радиоактивных оборотов производства N51; с 15.12.1997 по 31.08.2000 /__/ по ремонту и обслуживанию электрооборудования-электрогазосварщиком цеха N51 ОГЭ СЗ; с 01.09.2000 по 31.08.2001 /__/ по ремонту и обслуживанию электрооборудования (электрогазосварщиком) участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования (цеха гексафторида урана N51 и цеха по переработке высокообогащенных оксидов урана N53) ОГЭ СЗ; с 01.09.2001 по 31.08.2011 /__/ по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( /__/) участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха по переработке высокообогащенных оксидов урана N53 ОГЭ СЗ. 31.08.2011 уволен по соглашению сторон п.1 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Пенсионным удостоверением N 660991, справкой Пенсионного фонда (л.д. 36) подтверждено, что трудовая пенсия по старости Лукерину В.Н. назначена по подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 17.02.2009.
Согласно распоряжения ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области N60512 от 12.10.2011, Лукерину В.Н. установлена доплата как работнику ядерного комплекса в сумме /__/ руб. с 02.09.2011.
В соответствии со справкой N 4/137, выданной ОАО "Сибирский химический комбинат" 28.09.2011, Лукерин В.Н. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (Список N1) 11 лет 00 месяцев на работах производство делящихся материалов, радиоактивных веществ. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, - 27 года 09 месяцев (л.д. 11).
Согласно выписке из пенсионного дела Лукерина В.Н., суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 56% - /__/ руб., расчетный ДМО - /__/ руб.
Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 16.12.2011 Лукерину В.Н. отказано в перерасчете дополнительного материального обеспечения с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ в 27 лет 00 месяцев.
Удовлетворяя требования истца о перерасчете ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса, суд первой инстанции исходил из того, что общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса влияет на суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии, является основанием для его увеличения при наличии определенных условий.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" установлено, что дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение назначается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2).
Дополнительное обеспечение при соблюдении указанных выше условий устанавливается также гражданам, вышедшим на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (п. 3 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ").
В силу пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно п. 9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" (далее - Положение) минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 20 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ").
Таким образом, по смыслу абз. 4 п.10 Положения увеличение суммарного размера ДМО со страховой частью трудовой пенсии для граждан, осуществлявших предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах, напрямую зависит от общего страхового стажа, данный размер изменяется (увеличивается) при наличии общего страхового стажа более необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть 20 лет для мужчин, 15 лет - для женщин.
Изложенное смысловое содержание также подтверждается преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", согласно которой целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Установив, что истцу назначена трудовая пенсия по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса СХК составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно 27 года 09 месяцев, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Лукерин В.Н. имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 27 года 09 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса.
Отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абзаца 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведенная позиция ответчика противоречит абз. 4 п. 10 Положения, а потому отвергает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направленные на несогласие с позицией суда первой инстанции по толкованию примененных норм материального права.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 05 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.