Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,
судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания Н.Г. Вдовиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани Республики Татарстан на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 июля 2012 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городе Казани включить в специальный стаж Галеевой Р.С. периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 11 января 1993 года по 18 июня 1993 года, с 03 марта 1997 года по 08 апреля 1997 года в льготном исчислении как один год за один год и три месяца, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 18 октября 2001 года по 19 ноября 2001 года, с 07 сентября 2006 года по 06 октября 2006 года в календарном порядке.
Признать за Галеевой Р.С. право на назначение досрочной трудовой пенсии, начиная с 07 октября 2011 года.
Проверив материалы дела, заслушав Р.С. Галееву, возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.С. Галеева обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани Республики Татарстан (далее - УПФ России в Советском районе города Казани) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указывая, что решением от 14 октября 2011 года ответчик по мотиву отсутствия требуемого стажа лечебной деятельности отказал ей в назначении испрашиваемой пенсии, при этом не зачел в специальный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 11 января по 18 июня 1993 года, с 03 марта по 08 апреля 1997 года, с 18 октября по 19 ноября 2001 года, с 07 сентября по 06 октября 2006 года.
Не согласившись с решением ответчика, истец просила включить в стаж для назначения вышеуказанной пенсии спорные периоды, применив к периодам с 11 января по 18 июня 1993 года, с 03 марта по 08 апреля 1997 года льготный порядок исчисления как один год за один год и три месяца, а также признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости и назначить указанную пенсию со дня обращения - с 07 октября 2011 года.
Представитель ответчика Р.Р. Гамиров иск не признал.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе УПФ России в Советском районе города Казани ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права, указывая, что Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения на курсах повышения квалификации. Полагает, что досрочное назначение трудовой пенсии медицинским работникам связано с обязательной лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а потому Р.С. Галеева, не осуществляя такую деятельность во время нахождения на курсах повышения квалификации, не имеет права на включение спорных периодов в специальный стаж.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии сохранено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Как усматривается из материалов дела, решением от 14 октября 2011 года N 304578 УПФ России в Советском районе города Казани включены в специальный стаж истца периоды ее работы с 22 сентября 1983 года и по 06 октября 2011 года в различных должностях и учреждениях (медицинской сестры по физиотерапии, патронажной медицинской сестры в "данные изъяты" врачебной амбулатории "данные изъяты" ЦРБ, заведующей ФАП "данные изъяты" ЦРБ, медицинской сестры в отделении анестезиологии и реанимации, поликлиники ГМУ "ДРКБ" Министерства здравоохранения Республики Татарстан, рентгенлаборанта, медицинской сестры поликлиники "данные изъяты" ЦРБ), в том числе в льготном исчислении (как один год и три месяца за один год) периоды работы в "данные изъяты" ЦРБ - 10 января 1993 года в должности рентгенлаборанта, с 19 июня 1993 года по 12 мая 1996 года, с 13 мая 1996 года по 02 марта 1997 года, с 09 апреля по 03 июля 1997 года в должности медицинской сестры поликлиники.
Из свидетельства о повышении квалификации, а также справки, уточняющей периоды работы, следует, что Р.С. Галеева с 11 января по 18 июня 1993 года, с 03 марта по 08 апреля 1997 года, с 07 сентября по 06 октября 2006 года, с 18 октября по 19 ноября 2001 года находилась на курсах повышения квалификации.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002года N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, для отдельных категорий работников, к числу которых относится медицинская сестра, в силу специального нормативного регулирования повышение квалификации является обязательным условием допуска к выполнению должностных обязанностей.
При таких данных период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что названные периоды подлежат включению в специальный стаж истца непосредственно в том исчислении, который был применен относительно периодов ее профессиональной деятельности.
По изложенным основаниям довод апелляционной жалобы о том, что возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости медицинским работникам законодатель связывает с обязательным осуществлением лечебной деятельности, а потому Р.С. Галеева, не осуществляя такую деятельность во время периодов нахождения на курсах повышения квалификации, не имеет права на включение данных периодов в специальный стаж, не является состоятельным, как основание для отмены решения суда.
С учетом спорных периодов истцом выработан необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 30 летний стаж лечебной деятельности.
Соответственно, как полагает Судебная коллегия, у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания к удовлетворению иска в полном объеме заявленных требований.
Все значимые для спора обстоятельства и представленные стороной доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, а постановленное им решение не противоречит материальному и процессуальному законам.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.