Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко Г.М.
судей Черниковой О.Ф. и Мартыновой Т.А.
при участии прокурора Новиковой И.В.
при секретаре Некрасовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 06 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Киров" на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 10 июля 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Кирова организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных в водоохраной зоне "адрес".
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Кирова обратился в порядке статьи 45 ГПК РФ в суд с исками к Муниципальному образованию "Город Киров" в лице администрации МО "Город Киров", в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Кирова была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в результате которой выявлены нарушения в указанной сфере, в частности, установлено, что на территории Ленинского района г. Кирова имеются несанкционированные свалки, расположенные в водоохраной зоне "адрес". Администрацией г. Кирова не в полной мере выполняются обязанности, возложенные на нее нормами законодательства. На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию МО "Город Киров" организовать проведение работ по ликвидации указанных несанкционированных свалок.
Определением Первомайского районного суда г. Кирова от 09 июня 2012 года гражданские дела по искам прокурора объединены в одно производство.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 10 июля 2012 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Кирова удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Киров" просит постановленное судом решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, исследованы не все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Указывает, что Решением Кировской городской Думы от 24.11.2010 г. N 46/24 утверждено Положение о территориальном управлении администрации г. Кирова по Ленинскому району. Согласно пунктам 1.8 и 3.2.7 Положения территориальное управление администрации г. Кирова по Ленинскому району является юридическим лицом и к его функциям относится, в частности, организация благоустройства, озеленение территории района. В судебном заседании 10.07.2012 г. ответчиком было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика территориального управления администрации г. Кирова по Ленинскому району, которое было оставлено судом без удовлетворения, что привело к принятию решения о возложении обязанности на лиц, не привлеченных к участию в деле. Кроме того, указывает, что Решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 утверждены Правила внешнего благоустройства в МО "Город Киров", которые устанавливают порядок и требования по содержанию и уборке городской территории, являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории МО "Город Киров". Согласно указанным Правилам юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на территории МО "Город Киров", заключают договоры на вывоз ТБО со специализированными организациями, производящими вывоз, утилизацию и обезвреживание отходов. По мнению заявителя жалобы, указанные обстоятельства судом не выяснялись, что привело к принятию незаконного решения.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо КОГБУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" считают решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО "г. Киров" ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Новикова И.В. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 устава Муниципального образования "Город Киров", утвержденным решением Кировской городской Думы от 29 июня 2005 г. N 42/19, муниципальное образование "Город Киров" - городское поселение, наделенное статусом городского округа.
Согласно пункту 23 статьи 8 Устава МО "Город Киров" к вопросам местного значения муниципального образования относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 29 Устава МО "Город Киров" предусмотрено, что администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области. К компетенции администрации города относится, в частности, организация сбора, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (пункт 22 части 6 статьи 29 Устава).
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определена санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что на территории водоохранной зоны "адрес" у моста через указанную реку со стороны ООО " "данные изъяты"" имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов, пластиковых и стеклянных бутылок в общем объеме 3 куб.м.; на территории водоохранной зоны "адрес" имеется несанкционированное размещение твердых бытовых, древесно-кусковых, строительных отходов в общем объеме 20 куб.м.; на территории водоохранной зоны "адрес" установлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов в объеме 1 куб.м., отходы полиэтиленовой пленки в объеме 0,3 куб.м., ветки в объеме 1 куб.м., древесно-кусковые отходы в русле реки объемом 1 куб.м.; на территории водоохранной зоны "адрес" имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов в объеме 0,5 куб.м., отходы полиэтиленовой пленки в объеме 0,5 куб.м., ветки в русле реки объемом 1,5 куб.м., древесно-кусковые отходы в объеме 1,5 куб.м.; со стороны "адрес" установлено несанкционированное размещение древесно-кусковых отходов в русле реки объемом 2 куб.м., твердых бытовых отходов в объеме 0,5 куб.м.; на территории водоохранной зоны "адрес" имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов общим объемом 1 куб.м.; на территории водоохранной зоны "адрес" имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов в объеме 0,1 куб.м.; на территории водоохранной зоны "адрес" расположена железобетонная труба диаметром ориентировочно 0,60 м., из которой вытекает вода в реку "адрес", также на данной территории установлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов в объеме 1 куб.м.; на территории водоохранной зоны реки "адрес" имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов в объеме 1 куб.м., кирпичей в объеме 1,5 куб.м., керамзита и шифера в объеме 1 куб.м., отработанных покрышек в количестве 3-х штук, древесно-кусковых отходов в объеме 0,1 куб.м.; на территории водоохранной зоны реки "адрес", вдоль берега указанной реки имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов, древесно-кусковых отходов, веток, пластиковых и стеклянных бутылок в общем объеме 5 куб.м. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими справками осмотра территории N 54-01 от 26.04.2012 (л.д. 13-20), N 55-01 от 26.04.2012 (л.д. 32-44), N 52-01 от 26.04.2012 (л.д. 56-63), N 53-01 от 26.04.2012 (л.д. 75-84), N 46-01 от 26.04.2012 (л.д. 96-102), N 47-01 от 26.04.2012 (л.д. 114-118), N 50-01 от 26.04.2012 (л.д. 130-135), N 51-01 от 26.04.2012 (л.д. 147-159), N 56-01 от 26.04.2012 (л.д. 171-178), составленными главным специалистом по г. Кирову отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области в присутствии ведущего специалиста отдела содержания и использования территорий территориального управления администрации г. Кирова по Ленинскому району.
Из материалов дела не следует, что указанные территории отведены под размещение санкционированной свалки для сбора отходов.
Установив, что несанкционированные размещения свалки, засорение водоохранной зоны реки "адрес" и реки "адрес", мусором, строительными и бытовыми отходами находятся в границах территории Муниципального образования "Город Киров", приняв во внимание отсутствие в материалах дела сведений о принадлежности земельных участков, на территории которых расположены указанные несанкционированные свалки, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок подлежит возложению на администрацию муниципального образования "Город Киров", следовательно, постановил (поэтому судом было постановлено) правильное решение об удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что к участию в деле в качестве соответчика должно быть привлечено Территориальное управление администрации г. Кирова по Ленинскому району признается несостоятельным, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления, которым Территориальное управление администрации г. Кирова по Ленинскому району не является, что подтвердил в судебном заседании, состоявшемся 10.07.2012 г., представитель ответчика (л.д. 134). Территориальное управление администрации города Кирова по Ленинскому району, согласно Положению о территориальном управлении администрации г. Кирова по Ленинскому району, утвержденному решением Кировской городской Думы от 24.11.2010 г. N 46/24, является территориальным органом администрации города Кирова и создано для оперативного решения вопросов жизнедеятельности на территории Ленинского района; исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в силу статьи 29 Устава МО "Город Киров" является администрация города Кирова. Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что создание территориальных подразделений администрации г. Кирова не исключает предусмотренную законом обязанность органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в силу Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденных Решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 г. N 19/41, обязанность по вывозу отходов лежит на юридических и физических лицах, осуществляющих свою деятельность на территории МО "Город Киров", также признается несостоятельной, так как в нарушение статьи 56 ГПК РФ, согласно которой обязанность доказывания лежит на каждой стороне гражданского процесса, объективных и достоверных доказательств того, что земельные участки, на территории которых расположены вышеуказанные несанкционированные свалки, закреплены за какими-либо юридическими или физическими лицами ответчиком ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено. В связи с чем основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.