Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., рассмотрев жалобу Прокопьевой Л.В. на постановление заместителя начальника ОУФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г. Иркутска от 15 декабря 2011 года и на решение судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Прокопьевой Л.В.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника ОУФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г. Иркутска С. от 15 декабря 2011 года Прокопьева Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за нарушение требований статьи 21 Федерального закона N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившееся в указании заведомо неверного адреса места пребывания гражданина Республики "данные изъяты" А. - ...., по которому иностранный гражданин не проживал и не проживает, так как для проживания ему данное жилое помещение не предоставлялось.
Данное постановление Прокопьева Л.В. обжаловала в Ленинский районный суд г. Иркутска.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Иркутска Агеевой Н.Б. от 28 июня 2012 года постановление заместителя начальника отдела УФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г. Иркутска оставлено без изменения, а жалоба Прокопьевой Л.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Прокопьева Л.В. выражает несогласие с решением судьи Ленинского районного суда г. Иркутска, просит об отмене постановления должностного лица ОУФМС, вынесенного в отношении нее по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу по тому основанию, что срок давности привлечения ее к административной ответственности истек, законодательство о миграционном учете иностранных граждан ею нарушено не было, место пребывания и место жительства иностранного гражданина не являются идентичными понятиями. Сведения о месте пребывания иностранного гражданина не являются сведениями об иностранном гражданине. Полагает, что рапорт УУМ ОМ-9 УВД г. Иркутска и рапорт должностного лица ОУФМС являются недопустимыми доказательствами ее вины, а ее объяснение в протоколе об административном правонарушении было искажено. О месте и времени рассмотрения дела она уведомлена не была, доказательств ее вины в деле не имеется. Размер назначенного наказания не мотивирован, не учтены смягчающие обстоятельства. Копия постановления ей не направлялась, о привлечении ее к административной ответственности узнала от судебного пристава-исполнителя.
В своей жалобе Прокопьева Л.В. не ставит вопрос об отмене решения судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2012 года, однако, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, принявший к рассмотрению жалобу на не вступившее в законную силу постановление, решение по делу об административном правонарушении, в интересах законности обязан проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, судебный материал по жалобе и исполнительное производство, проанализировав доводы жалобы, заслушав Прокопьеву Л.В. и ее защитника Сапронову М.Л., поддержавших жалобу, прихожу к следующим выводам.
Согласно пунктам 11 и 17 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" к числу сведений об иностранном гражданине, подлежащих сбору, фиксации, хранению, обобщению и использованию при осуществлении миграционного учета, отнесены дата постановки иностранного гражданина и лица без гражданства на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса, а также основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета.
Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - это фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с Федеральным законом N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Статья 21 названного Федерального закона N 109-ФЗ предусматривает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 109-ФЗ. Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за представление принимающей стороной при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов.
Согласно протоколу от 07.12.2011 года об административном правонарушении (л.д. 1), проверочными мероприятиями, проведенными 08 и 30 ноября 2011 года, было установлено, что Прокопьева Л.В. 17 ноября 2011 года при осуществлении миграционного учета гражданина "данные изъяты" А. представила заведомо ложные сведения о фактическом месте пребывания данного иностранного гражданина по адресу: ..... Прокопьева Л.В., являясь принимающей стороной названного иностранного гражданина, поставила его на миграционный учет с 17.11.2011 г. по 13.02.2012 г., выразила свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, но жилое помещение иностранному гражданину не предоставила.
При составлении данного протокола Прокопьева Л.В. пояснила должностному лицу УФМС, что гражданин А. у нее никогда не жил и не проживает в настоящее время.
Также при составлении протокола Прокопьева Л.В. была уведомлена о рассмотрении дела 15.12.2011 г. в 10 ч. 03 мин. по адресу: г. Иркутск, ул. Шишкина, 1, кабинет 10, о чем имеется ее собственноручная подпись. Копия протокола Прокопьевой Л.В. была вручена.
15 декабря 2011 года дело было рассмотрено должностным лицом ОУФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г. Иркутска без участия Прокопьевой Л.В., поскольку ее извещение о месте и времени рассмотрения дела было признано надлежащим. В обоснование своих выводов о виновности Прокопьевой Л.В. в совершении правонарушения заместитель начальника ОУФМС сослался на уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, протокол об административном правонарушении, объяснение Прокопьевой Л.В. в названном протоколе, рапорт инспектора ОУФМС об отсутствии иностранных граждан по месту пребывания у Прокопьевой Л.В., полагая, что данные доказательства свидетельствуют о том, что фактически Прокопьева Л.В. не предоставляла помещение по адресу: ...., для пребывания иностранным гражданам, а направляя уведомление о прибытии иностранного гражданина по данному адресу, сообщила миграционной службе заведомо ложные сведения о месте пребывания в Российской Федерации гражданина "данные изъяты" А.
В ходе рассмотрения жалобы в Ленинском районном суде г. Иркутска Прокопьева Л.В. утверждала, что занимается деятельностью по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания по своему адресу около 4 лет, к ней приезжают 150 человек одни и те же постоянно, оставляют у нее свои вещи и уходят искать работу.
Из рапорта инспектора ОУФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г. Иркутска К. видно, что в период с января по декабрь 2011 года Прокопьева Л.В. поставила на миграционный учет по адресу: ...., 552 иностранных гражданина.
Изложенное свидетельствует о том, что Прокопьева Л.В., являясь принимающей стороной гражданина "данные изъяты" А., 17 ноября 2011 года представила в УФМС России по Иркутской области уведомление о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания по адресу: ..... Однако, гражданин Республики "данные изъяты" А. фактически в данное место пребывания не прибыл, о чем было достоверно известно Прокопьевой Л.В. Данное обстоятельство исключало возможность постановки его на регистрационный учет по месту пребывания по данному адресу.
На основании уведомления, направленного 17 ноября 2011 года Прокопьевой Л.В. в орган миграционного учета, гражданин "данные изъяты" А. был зафиксирован в учетных документах органа миграционного учета по месту пребывания в ...., хотя фактически А. не находился в данном месте, не являющемся его местом жительства, что повлекло нарушение права на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Таким образом, Прокопьева Л.В., направляя 17 ноября 2011 года в УФМС России по Иркутской области уведомление о прибытии А. в .... ...., сообщила органу миграционного учета заведомо для нее ложные сведения о месте пребывания гражданина "данные изъяты" А. в Российской Федерации.
Неверное понимание и толкование Прокопьевой Л.В. понятия "место пребывания иностранного гражданина" не является обстоятельством, освобождающим ее от административной ответственности за сообщение органу миграционного учета заведомо для нее ложных сведений о месте пребывания иностранного гражданина А.
При указанных обстоятельствах вывод должностного лица УФМС России о наличии в действиях Прокопьевой Л.В., являющейся принимающей стороной и представившей при осуществлении миграционного учета гражданина Республики "данные изъяты" А. заведомо ложных сведений о месте пребывания А. по адресу: ...., состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует считать правильным.
Событие, ставшее основанием для возбуждения в отношении Прокопьевой Л.В. данного дела об административном правонарушении, имело место 17 ноября 2011 года, следовательно, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения Прокопьевой Л.В. к административной ответственности истек 17 января 2012 года. Постановление о назначении Прокопьевой Л.В. административного наказания было вынесено должностным лицом УФМС 15 декабря 2011 года, то есть, в пределах установленного законом двухмесячного срока давности для данной категории дел. В этой части вывод судьи Ленинского районного суда г. Иркутска, полагавшего, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год, является неправильным и подлежит исключению из судебного решения.
Вместе с тем, довод жалобы о нарушении должностным лицом УФМС требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении Прокопьевой Л.В. административного наказания следует признать убедительным.
Санкцией части 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность назначения гражданам административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Назначая Прокопьевой Л.В. административный штраф в сумме 3000 рублей, заместитель начальника ОУФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г. Иркутска в постановлении не привел мотивов, по которым счел необходимым определить размер наказания выше минимального предела санкции примененной статьи закона. Между тем, при назначении Прокопьевой Л.В. наказания надлежало учитывать характер совершенного ею административного правонарушения, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Поскольку обстоятельства, отягчающие либо смягчающие административную ответственность Прокопьевой Л.В., по делу не установлены, наказание ей следовало назначить в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, жалоба Прокопьевой Л.В. подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление заместителя начальника отдела УФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г. Иркутска от 15 декабря 2011 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Прокопьевой Л.В. изменить в части размера назначенного наказания. Смягчить назначенное Прокопьевой Л.В. наказание в виде штрафа с 3000 рублей (трех тысяч рублей) до 2000 рублей (двух тысяч рублей).
Решение судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2012 года по жалобе Прокопьевой Л.В. изменить, исключив из него указание на годичный срок давности по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части постановление заместителя начальника отдела УФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г. Иркутска от 15 декабря 2011 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Прокопьевой Л.В. оставить без изменения.
Жалобу Прокопьевой Л.В. удовлетворить частично.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.