Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н,
судей Гареевой Е.Б., Ерофеева А.И.,
прокурора Краснопеевой О.В.,
при секретаре Асеевой П.В.
заслушала в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Красноярска об оспаривании действий межмуниципального управления МВД России "Красноярское" выразившихся в содержании лиц, задержанных на основании ст. 27.3 Кодекса об Российской Федерации об административных правонарушениях, в условиях, не отвечающих установленным требованиям, по апелляционному представлению прокурора Кировского района г. Красноярска на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 26 июня 2012 года, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано в полном объеме.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г.Красноярска обратился в суд с вышеприведенным заявлением.
Требования мотивированы тем, что в результате проверки по обращению ФИО7 было установлено, что лицам, содержащимся в отделе полиции N МУ МВД России "Красноярское", а именно ФИО7 и ФИО8 не предоставлялось в полном объеме питание, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205, задержанным не предоставлялось полноценное место для сна, не выдавались постельные принадлежности, а в качестве места для отдыха имелась только узкая бетонная скамья. Факты нарушения сотрудниками полиции МУ МВД России "Красноярское" положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц неоднократно подтверждались ранее, в результате иных проверок. 30 июня 2011 года и 05 сентября 2011 г. прокурором Кировского района г. Красноярска на имя начальника МУ МВД России "Красноярское" выносились представления об устранении нарушений законодательства об условиях содержания задержанных лиц.
Нарушение МУ МВД России "Красноярское" законодательства об условиях содержания лиц, задержанных для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, затрагивает права неопределенного круга лиц, которые могут содержаться в отделах полиции МУ МВД России "Красноярское". При этом необходимо учитывать, что в результате этих нарушений унижающему достоинство обращению подвергаются лица, вина которых в совершении административного правонарушения еще не установлена.
В связи с изложенным, прокурор просил суд признать незаконными действия МУ МВД России "Красноярское", выразившиеся в содержании лиц, задержанных на основании ч. 1 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с нарушением условий содержания, предусмотренных Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 N 627, возложить обязанность на МУ МВД России "Красноярское" устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц и обеспечить лиц, задержанных сотрудниками полиции, питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, а также обеспечить их надлежащими условиями для сна, в соответствии с Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Кировского района г. Красноярска просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав пояснения представителя МУ МВД России "Красноярское" - ФИО9, просившей решение суда оставить без изменения, заключение прокурора ФИО5, поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
На основании ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
В силу ч.3 ст. 27.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации (ч.ч. 1,2 ст. 27.6 КоАП РФ).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 301 "Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации" условия и порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц".
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации N 627 задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - специальные помещения).
Пунктами 3,4 этого же постановления предусмотрено, что специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N205.
В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N205.
Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627, задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании действий должностных лиц МУ МВД России "Красноярское" в части не обеспечения лиц, задержанных за административное правонарушение на срок более 3-х часов питанием и местом для сна с соответствующими постельными принадлежностями в ночное время, суд первой инстанции исходил из того, что приведенными выше нормативными правовыми актами Правительства РФ не исключается получение такими лицами продуктов питания и постельных принадлежностей от родственников и других лиц, в связи с чем, такая обязанность со стороны органа внутренних дел отсутствует.
Данный вывод суда основан на неверном применении норм материального права.
Из приведенных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 однозначно следует обязанность органа внутренних дел предоставить лицам, задержанным за административное правонарушение на срок более 3-х часов, содержащимся в этом органе, питание по нормам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N205, а также предоставить место для сна в ночное время.
Возможность предоставления задержанным лицам, предметов первой необходимости и продуктов питания родственниками и другими лицами выступает, в данном случае, дополнительной гарантией соблюдения их конституционных прав на уважение личности и соответствующих обязанностей со стороны органа внутренних дел не заменяет.
Что касается обеспечения лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, местом для сна с постельными принадлежностями и бельем, то Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что административные правонарушения в отличие от преступлений, влекущих наступление уголовной ответственности, имеют для граждан не столь значительные негативные последствия, поскольку представляют собой меньшую общественную опасность и, по общему правилу, влекут менее строгие меры ответственности. Следовательно, объем ограничения прав лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, не может превышать аналогичного для лиц, задержанных за совершение уголовных преступлений, которым, на основании п.43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 постельные принадлежности и белье для сна предоставляются.
Аналогичный вывод следует и из толкования декларированного ст. 21 Конституции Российской Федерации принципа уважения достоинства личности применительно к данным правоотношениям.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания признать действия МУ МВД России "Красноярское", выразившиеся в содержании в помещении отдела полиции N граждан ФИО8 и ФИО7, сроком более 3-х часов без предоставления им питания и надлежащим образом оборудованного места для сна в ночное время, незаконными, поскольку, факт такого содержания был достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела.
В связи с этим, решение суда в этой части подлежит отмене.
Вместе с тем, в силу положений ст.ст. 195, 196 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным требованиям.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, свидетельствующих о том, что нарушения прав лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, на основании ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, в части не предоставления им питания и постельных принадлежностей в МУ МВД России "Красноярское" продолжают иметь место и в настоящее время, установлено не было, апелляционное представление об этом также не свидетельствует.
Кроме того, требования прокурора о том, каким способом следует устранить возможные нарушения прав лиц, задержанных за совершение административных правонарушений на срок до 48 часов, путем возложения соответствующей обязанности на МУ МВД России "Красноярское", конкретизированы не были.
В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований прокурора в том виде, в котором они были заявлены, поскольку, по сути, это означало бы возложение на государственный орган обязанности соблюдения требований федерального законодательства, которые и так являются для него обязательными.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия находит, что суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на МУ МВД России "Красноярское", в связи с чем, оснований для отмены решения суда в этой части не имеется.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой безусловную отмену решения суда в полном объеме, при апелляционном рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 26 июня 2012 года в части отказа в удовлетворении требований прокурора Кировского района г.Красноярска об оспаривании действий межмуниципального управления МВД России "Красноярское" выразившихся в содержании лиц, задержанных на основании ст. 27.3 Кодекса об Российской Федерации об административных правонарушениях, в условиях, не отвечающих установленным требованиям отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично, признав незаконными действия межмуниципального управления МВД России "Красноярское", выразившиеся в содержании административно-задержанных граждан ФИО8, в период с 14 часов 05.06.2011 года до 13 часов 06.06.2011 года, и ФИО7, в период с 14-20 часов 06.01.2012 года до 10 часов 08.01.2012 года, без предоставления им питания и надлежащим образом оборудованного места для сна в ночное время.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Кировского района г.Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.